Светлана Кирюшенкова
Консультация для родителей и воспитателей «Краткий обзор и рекомендации по социализации ребенка и адаптации к детскому саду»
▼ Скачать + Заказать документы
Тема: «Краткий обзор и рекомендации по социализации ребенка и адаптации к детскому саду.»
Кроме образовательных задач, которые ставятся перед дошкольным учреждением, важнейшей задачей является социализация ребенка. Ведь известно, что человек социальное существо и, начиная с малых лет, он должен жить совместно с другими людьми, вступать с ними во взаимодействие.
Темочки:
- Адаптация в детском саду. Консультации
- Адаптация детей. Адаптационный период в детском саду
- Консультации для родителей
- Социализация. Социально-коммуникативное развитие
- Темочки
Первой ступенькой социализации ребенка является семья. Следующим важным и очень ответственным этапом становится поступление в детский сад.
На этом этапе могут возникнуть определенные трудности. Наша задача помочь ребенку и его родителям как можно легче и комфортнее преодолеть процесс адаптации.
Что же такое «Адаптация»? Под этим термином принято понимать способность организма приспосабливаться к различным условиям внешней среды. Поступив в детский сад, жизнь ребенка значительно меняется: другой режим дня, другое окружение: обстановка, незнакомые дети, взрослые и рядом нет мамы и папы. Многие в этом возрасте никогда, ни на минуту, не оставались без родителей, а сейчас им придется остаться наедине с людьми, которых они не знают. Дети испытывают огромный стресс.
В этот период очень важно наладить контакт с родителями. Первое время трудно приходится всем: малышам, «оторванным» от мамы и папы, родителям, переживающим за своих любимых чад, воспитателям. Часто бывает, что мамочки волнуются больше своего ребенка, и своей тревогой и страхом в глазах, пугают детей еще больше. Многие родители никак не могут понять, почему ребенок плачет : «Ведь в садике так хорошо, много игрушек, детей и приветливые воспитатели». Но, уважаемые родители, это только вы знаете куда привели ребенка - в государственное учреждение, занимающееся образованием детей. Это только вы знаете, что Марья Ивановна воспитатель, а не какая-то чужая тетя. Ребенок этого всего не знает. И, чтобы привыкнуть к новому обществу детей, к воспитателям, к окружающей обстановке, к режимным моментам – на это все требуется время, кому-то больше, кому-то меньше.
Что из себя представляет группа раннего возраста на начало учебного года – это всего лишь группа детей примерно одного возраста. Ребенок попал в коллектив, где он практически никого не знает, он оторван от близких, ему приходится терпеть общество, которое не он выбрал и, конечно, для ребенка это огромный стресс. Такое состояние отчасти можно сравнить у взрослого со сменой работы, но взрослый человек уже достаточно опытен в общении с окружающими, владеет правилами поведения, умеет за себя постоять или, в крайнем случае, абстрагироваться. А маленький ребенок, в силу возраста, ничего этого делать не умеет.
Поэтому очень важно успокоить родителей и объяснить, что в период адаптации, плач – это нормальная реакция ребенка на расставание с близким человеком. Что в стрессовой ситуации, в которой находится ребенок в этот период он, скорее всего, будет отказываться кушать в детском саду, может нарушиться сон. Первые дни в детском садике ребенок только-только привыкает к новой для него обстановке. Большинство детей приходится уговаривать, чтобы только посидели на стульчике за столом, не говоря уже о том, чтобы что-то покушать.
Очень часто бывает, что ребенок в первый день посещения детского сада прекрасно играет в группе. Это может быть и в течение нескольких дней. Такое поведение очень обманчиво и может ввести родителей в заблуждение : «у нас все прекрасно и адаптация прошла успешно», думают они. Но через какое-то время ребенок поймет, что он не очень свободен и, что маму придется подождать, что придет она не так скоро, как ему хочется и тут начнутся слезы и капризы. Уважаемые родители, не обольщайтесь, первые дни в саду без слез – это еще не показатель. Поэтому от Вас требуется терпение, желание понять и ребенка, и воспитателей, что им тоже приходится очень нелегко. Главное – это позитивный настрой: мы справимся, надо только чуть-чуть потерпеть и подождать!
Обязательно интересуйтесь жизнью малыша в детском саду : чем занимался, с кем и с чем играл. Хвалите за успехи, восхищайтесь и ребенком, и его работами. Будьте чуткими и внимательными. Вместо вопроса: «Ты пойдешь завтра в детский сад?», говорите, пожалуйста, в утвердительной форме: «Завтра мы обязательно тоже пойдем в д. с и будет очень здорово и классно!» Прощайтесь быстро и на позитиве – долгие проводы, долгие слезы. Если при прощании ребенок плачет, то это совсем не значит, что он будет плакать весь день.
Пользуясь новыми технологиями и новыми возможностями прогресса, для спокойствия родителей, мы фотографировали детей в группе детского сада : игры, режимные моменты и прочее и, с разрешения родителей, выкладывали фото в группе соц. сети. Это очень помогает родителям успокоиться, понять, как ребенок себя чувствует в группе, чем занимается, насколько ему комфортно. Такая практика открыла перед нами новые возможности: работа с родителями на удаленном доступе (объявления, обсуждения какой-либо темы, личные консультации, фото и видео отчеты о жизни в группе. Часто у родителей возникают какие-то вопросы, но отвлекаться на общение, во время работы с детьми, не представляется возможным. Поэтому те вопросы, на которые нам нет времени ответить в детском саду, мы можешь обсудить в родительской группе (соц. сеть).
Мы рекомендуем также родителям вместе с детьми альбомы с фото в группе, просматривать дома. Чтобы ребенок рассказывал с кем он на фото, называл имена детей, воспитателей. Даже, если многие дети в таком возрасте еще не умеют говорить, они уже достаточно понимают, чтобы выразить эмоционально то, о чем не могут сказать. Такая практика помогает устанавливать добрые и доверительные отношения воспитателей с родителями. Помогает детям посмотреть на себя со стороны (им очень даже нравится рассматривать себя и других на фото) и настроиться на позитивный лад.
Период адаптации у детей может быть разным. Он зависит от многих факторов: темперамента ребенка, уровня психологического и физического развития, состояния здоровья, уровня коммуникативного общения, сформированности навыков самообслуживания, уровня тревожности самих родителей малыша.
Основные рекомендации родителям :
1. Начиная с лета, приучать ребенка к режиму дня детского садика.
2. Соблюдение режима дня (чтобы ребенок ложился вовремя спать, т. к, недосып усложнит период адаптации)
3. Пребывание в детском садике первое время должно быть минимальным, с последовательным увеличением.
4. Комфортная одежда и обувь.
5. Можно приходить в садик со своей любимой игрушкой, чтобы ребенок не чувствовал себя одиноко.
6. В данный период старайтесь избегать многолюдные места (ребенок и так устает от общества незнакомых детей в группе д. с).
7. Не форсировать события: если адаптация идет не очень гладко, дайте ребенку иногда отдохнуть – сделайте выходной день в середине недели, многим это очень помогает.
8. Прислушивайтесь, пожалуйста, к советам воспитателей – у них уже, как правило, есть достаточно хороший педагогический опыт.
9. Только позитивный настрой: мы все преодолеем и все будет отлично!