Татьяна Шурупова
Причины нарушения речи детей
▼ Скачать + Заказать документы
Речь и причины ее нарушения
Речь является важнейшей психической функцией человека. Овладевая речью, ребенок приобретает способность к понятийному мышлению, к обогащенному отражению окружающей действительности, к осознанию, планированию и регуляции своих намерений и действий (Р. Е. Левина). Речь является основным средством человеческого общения. Без нее человек не имел бы возможности получать и передавать большое количество информации. Без письменной речи человек был бы лишен возможности узнать, как жили, что думали и делали люди предыдущих поколений. У него не было бы возможности передать другим свои мысли и чувства. Благодаря речи как средству общения человек может как передавать свой опыт, так и обогащается опытом других людей.
Темочки:
Речь - важнейшая психическая функция, присущая только человеку. На основе речи и ее смысловой единицы - слова формируются и развиваются такие психические процессы, как восприятие, воображение, память. Речь формируется в процессе общего психофизического развития ребенка. К условиям формирования нормальной речи относятся нормальная ЦНС, наличие нормального слуха и зрения и достаточный уровень активного речевого общения взрослых с ребенком. Отклонения в развитии речи влияют на формирование всей психической жизни ребенка, на его общение с окружающими. Все это препятствует правильному формированию познавательных процессов, затрудняет освоение чтения и письма, а вследствие этого и другие навыки и знания. Некоторые нарушения речи тормозят процесс саморегуляции, изменяют черты характера ребенка – появляется замкнутость, неуверенность в себе, негативизм, которые усиливают влияние неполноценной речи на формирование психики ребенка.
Изучением, предупреждением и коррекцией речевых нарушений занимается логопедия (от греч. logos - слово и paideia - воспитание, что в переводе означает «воспитание речи», а также содружественные ей науки медицинского цикла (нейрофизиология, неврология, отоларингология, стоматология и др.).
Нарушения речи - собирательный термин для обозначения отклонений от речевой нормы, принятой в данной языковой среде, полностью или частично препятствующих речевому общению и ограничивающих возможности социальной адаптации человека. Логопедия подразделяется на дошкольную, школьную и логопедию взрослых.
К детям с нарушениями речи относятся дети с психофизическими отклонениями различной выраженности, вызывающими расстройства коммуникативной и обобщающей (познавательной) функции речи.
Коррекция речевых дефектов у детей ведется различными формами воздействия: воспитание, обучение, коррекция, компенсация, абилитация.
Среди факторов (причин, способствующих возникновению речевых нарушений у детей, различают внутренние (эндогенные) факторы, а также внешние (экзогенные) условия окружающей среды. Речь ребенка дошкольного возраста является ранимой функциональной системой и легко подвергается неблагоприятным воздействиям.
Основные причины патологии детской речи :
- различная внутриутробная патология, которая приводит к нарушению развития плода;
- родовая травма и асфиксия плода во время родов, которые приводят к внутричерепным кровоизлияниям;
- различные травмы и заболевания в первые годы жизни ребенка (в зависимости от времени воздействия и локализации повреждения мозга);
- травмы черепа, сопровождающие сотрясением мозга;
- наследственные факторы;
- неблагоприятные социально-бытовые условия, приводящие к микросоциальной педагогической запущенности, вегетативной дисфункции, нарушениям ЭВС и дефициту в развитии речи.
Каждая из перечисленных причин, а нередко и сочетания могут обусловить нарушения различных сторон речи.
На огромное значение речи для развития мышления и формирования личности неоднократно указывал Л. С. Выготский, который писал: "Развитие устной речи, вероятно, самое удобное явление для того, чтобы проследить механизм формирования поведения и сопоставить подход к этим явлениям, типичный для учения об условных рефлексах, с психологическим подходом к ним. Развитие речи представляет, прежде всего, историю того, как формируется одна из важнейших функций культурного поведения ребенка, лежащая в основе накопления его культурного опыта".
Литература:
1. Т. Б. Филичева, О. С. Орлова, Т. В. Туманова Основы дошкольной логопедии, Москва 2015
2. https://infourok.ru/doklad-vidy-narusheniya-rechi-4053567.html