Папки-передвижки

Причины нарушений поведения дошкольников с ОВЗ

ирина дорошенко
Причины нарушений поведения дошкольников с ОВЗ
▼ Скачать + Заказать документы

ФИЛИАЛ ГБОУ «СУПОНЕВСКАЯ ШКОЛА-ИНТЕРНАТ»

241037, Брянская обл., г. Брянск, ул. Авиационная, д. 30 тел/ факс: 41-81-32

дошкольное отделение для детей с нарушениями слуха

Дорошенко Ирина Анатольевна - педагог-психолог

Консультация для педагогов

Причины нарушений поведения дошкольников с ОВЗ

Что делать, если поведение ребёнка, мягко говоря, не радует? Каковы причины этого? Как вести себя взрослым, если ребёнок проявляет агрессию или демонстрирует чрезмерную импульсивность? Стоит ли радоваться, если ребенок - «тихоня»? Что относится к нарушениям поведения у дошкольников и как с этим «справляться»?

Публикация «Причины нарушений поведения дошкольников с ОВЗ» размещена в разделах

У нас, педагогов вызывает обеспокоенность, растерянность, недовольство, если в группе появляется «сложный ребёнок», у которого помимо нарушения слуха имеется :

- нарушение познавательной способности и он не усваивает или значительно отстаёт в усвоении программы обучения

- но на 1-ом месте, когда мы кричим «караул!» это - выраженные поведенческие, эмоциональные нарушения, нарушения в общении с сверстниками и с взрослыми.

У большинства детей с ОВЗ встречаются различного рода проблемы и трудности, среди которых нарушения поведения занимают одно из ведущих мест.

Поведение – это реакции и действия человека, выражающие его отношения с окружающим миром.

К сожалению, с каждым годом намечается тенденция к возрастанию числа детей с поведенческими нарушениями. Если раньше "трудными детьми" становились по преимуществу подростки, то в настоящее время даже по отношению к детям-дошкольникам воспитатели применяют выражение "трудный, сложный ребенок". И для многих педагогов эта проблема становится чрезвычайно актуальной, и они находятся в затруднительном положении при её решении.

Ежегодно ППк образовательного учреждения, педагоги собирают информацию, ставят на контроль детей «группы риска». Воспитателям приходится сталкиваться с такими поступками детей, которые можно квалифицировать как плохое или неконструктивное поведение. В беседах с педагогами чаще всего обозначаются такие его формы, как негативизм, упрямство, расторможенность, капризы, агрессивность, плаксивость, тревожность, замкнутость, несамостоятельность.

Сначала давайте разберёмся в возможных причинах отклоняющегося поведения детей :

- это могут быть врождённые личностные особенности ребёнка, тип высшей нервной деятельности, как природная основа темперамента

- сопутствующие заболевания, нарушения психологического, психического развития

- поведение, взаимодействие с детьми самих воспитателей

- возрастные кризисы

- особенностями, условия и стиль семейного воспитания

Как вы поняли одни из этих причин имеют первичную обусловленность, то есть, определяются особенностями нейродинамических свойств ребенка, особенностями протекания психических процессов (сила, скорость, темп, активность, устойчивость).

В других случаях нарушения поведения являются следствием неадекватного (часто защитного) реагирования ребёнка на те или иные затруднения жизни или на неудовлетворяющий стиль взаимоотношений со взрослыми и сверстниками.

Сегодня мы не сможем рассмотреть все выше перечисленные причины, влияющие на поведение детей, но вы, конечно, понимаете, для того, чтобы разобраться почему ребёнок ведёт себя определённым образом, чтобы попытаться помочь ему, необходимо проводить анализ всех причин, чтобы выявить неблагоприятные факторы.

Нетрудно заметить, что уже в первые годы жизни дети отличаются друг от друга поведением. Идеал большинства взрослых – послушный ребенок. Но не к каждому малышу подходит этот эпитет. Драчун и «паинька», «сорви голова» и робкий, боязливый, неумелый, требующий постоянной опеки и вполне самостоятельный – вот такие они разные, наши дети.

Есть случаи, когда дети растут и воспитываются в одной семье, в одинаковых условиях, одинаково здоровы, а ведут себя по-разному. С самого рождения дети отличаются друг от друга особенностями нервной системы, накладывающими отпечаток на поведение ребёнка.

Тип высшей нервной деятельности очень устойчив и мало поддаётся изменениям, это - совокупность врождённых свойств нервной системы, определяющих индивидуальные особенности взаимодействия человека с окружающей средой. Тип высшей нервной деятельности является основой темперамента - устойчивой совокупности индивидуальных особенностей личности, связанных с динамическими аспектами деятельности (сила, темп, подвижность, уравновешенность психических процессов). В первые годы жизни типологические особенности проявляются наиболее отчётливо. Однако надо иметь в виду, что ярко выраженные представители того или иного типа нервной системы встречаются реже, чем так называемые «переходные». Другими словами, ребёнок может проявлять в своем поведении особенности, свойственные как одному, так и другому типу темперамента.

«Уравновешенный ребёнок» (сангвиник)

Дети с сильными, уравновешенными нервными процессами, чаще всего настроены бодро, плачут изредка и по существенной (с их «точки зрения») причине, а при её устранении быстро успокаиваются. У них преобладают положительные эмоции – радость, удовольствие. Сон глубок и продолжителен. Такой ребёнок легко вступает в контакт с взрослыми, детьми, не боится новых людей. Следующий тип:

«Шустрики» (холерик)

У таких детей процесс возбуждения сильнее, чем процесс торможения. Это легковозбудимые дети. Особенностью их физического развития является неравномерное увеличение веса, то в пределах нормы, то ниже её. Часто плачут, утолив голод, могут тут же уснуть. Сон таких детей неглубокий, чуткий. Малейший разговор, шорохи в комнате, где спит ребёнок, могут разбудить его.

«Мямлики» (меланхолик)

Психические процессы этих детей характеризуются преобладанием торможения. Они медлительны, невозмутимы, благодаря ровному, спокойному поведению не доставляют хлопот. Но некоторых взрослых (особенно холериков, которые сами привыкли все делать в быстром темпе, могут раздражать своей медлительностью. Ребёнку надо помочь преодолеть присущую ему инертность, а не сердиться за медлительность. Не следует делать за ребёнка то, что он может выполнить сам, хотя и не так быстро, как хотелось бы взрослым. Проявите терпение! Ребёнка порадует и приободрит похвала взрослого.

Впечатлительные дети (флегматики)

Эти дети требуют особого внимания, потому что их тип нервной системы условно называют слабым. Эти дети очень чувствительны ко всему происходящему вокруг, они чутко реагируют на настроение окружающих, а их собственное настроение отличается неустойчивостью. Самые малозаметные причины могут вызывать у них плач. Если такого ребёнка ничто не беспокоит, то он приветлив. Радость выражает улыбкой или тихим смехом, а будучи недоволен чем-то, хнычет, стараясь привлечь внимание взрослых. Это деликатные дети, не требовательные, но остро переживающие малейшие обиды. Они быстрее чем другие дети утомляются, сон их неглубок. Поэтому им необходима спокойная обстановка для полноценного отдыха. Подрастая, такие дети могут себя чувствовать неуютно в обществе сверстников, остро реагируют на перемены, на изменение привычного порядка жизни. Такого ребёнка не надо излишне опекать, это изнежит его, сделает неуравновешенным, робким. Подбадривая, поощряя похвалой, вовлекая в совместную деятельность мы будем помогать ему преодолевать боязнь. Пусть больше двигается, выполняет поручения, надо учить его обращаться с просьбами и вопросами и к взрослым и к сверстникам. Успехи делают его увереннее, самостоятельнее и решительнее.

Отклоняющееся поведение - почти всегда результат неправильного воспитания. При нормальном, взвешенном, сбалансированном воспитании, опирающемся на индивидуальность ребёнка, отклонений в поведении можно избежать.

В этой связи хотелось бы рассмотреть один из факторов, влияющих на поведение детей это - взаимоотношения и взаимодействие педагогов с детьми, т. к. причины непослушания детей могут быть спровоцированы поведением самого педагога :

Каждый педагог когда-то набирает вновь свою группу детей. Своим ежедневным трудом и вниманием к детям воспитатель постепенно выстраивает пирамиду своего авторитета.

Практика показывает, что в первые недели общения педагога с детьми целесообразно быть с ними и строгим и ласковым, постепенно устанавливая «границы дозволенного». А затем уже, по мере привыкания ребёнка к взрослым и их требованиям начинается взаимодействие с ребёнком, образно говоря, на «демократической основе».

Важно помнить, что установление «границ дозволенного» - это одно из проявлений любви к ребёнку. Известная истина: любовь и требовательность – зависимые друг от друга понятия, и они не исключают, а, наоборот, подразумевают проявление любви к ребёнку.

Дети постоянно прощупывают пределы дозволенного и стремятся к самоутверждению, чтобы стать независимыми. В перспективе такое желание вполне нормальное и здоровое, но постоянное непослушания - это не нормальное состояние.

Для предупреждения негативного поведения важно дать ребенку представление о допустимом и недопустимом поведении. По степени дозволенности поведение детей условно можно разделить на три типа.

1. поведение ребёнка, которое мы, взрослые, допускаем и поощряем.

2. поведение, которое допустимо лишь в исключительных случаях – только, когда рядом взрослый, например: можно пользоваться каким-то пособием, игрой или инструментом только вместе с воспитателем.

3. поведение, которое совершенно неприемлемо и недопустимо ни при каких обстоятельствах, например: в детском саду нельзя бить детей и взрослых, ломать игрушки, убегать с участка.

При определении границ дозволенного можно использовать 4 «табу» : нельзя причинять вред природе, вещам, себе и другим людям.

Эти «правила» обговариваются, рассматриваются на картинках, в мультфильмах вместе с детьми и воспитатель помогает их понять. Например: в ссоре не дерёмся - обращаемся за помощью к воспитателю, если кто-то из детей обижен, предлагаем помощь, утешаем.

Принятые «правила» можно оформить в виде иллюстраций. Введение «правил» на этапе, когда детский коллектив только-только формируется, помогает воспитывать дисциплину и помогает ребёнку усваивать правила поведения в группе. Эти правила нужны уже в самом раннем возрасте!

Ещё один важный момент, касающийся общего подхода к проблеме дисциплины – это единые требования взрослых, воспитывающих ребенка. Разнобой в требованиях приводит, в лучшем случае, к приспособленчеству. Но чаще ребёнок реагирует на противоречивость требований непослушанием, капризами, упрямством, агрессией. И как показывает опыт, и у строгого и у доброго педагога ребенок будет «выкаблучиваться» и добиваться своего. И если, например, в группе какое-то время с дисциплиной обстояло все более-менее благополучно, а потом вдруг «стали вылезать» проблемы, это должно стать сигналом, что взрослые какие-то вещи не согласовывают друг с другом, предъявляют к детям разные требования.

Чтобы капризный ребенок не манипулировал взрослыми с помощью криков, отказов, непослушания необходимо всегда следовать одной и той же тактике. При первых проявлениях детских прихотей ведите себя спокойно и твердо без вспышек гнева попытайтесь объяснить что можно, а что нельзя. И если через какое-то время, ребёнок снова начнёт капризничать, добиваясь своего, откажите опять, даже если вам очень надо его чем-то занять. Поведение воспитателей «сегодня нельзя, а завтра можно» лишь расшатывает детскую психику, дезориентируя ребенка в положительных и отрицательных вещах.

Цепной реакции не должно быть – не срывайтесь и контролируйте свои эмоции.

Непослушные дети очень восприимчивы и сильно реагируют на то, как вы с ними обращаетесь. Научитесь себя контролировать — следите за тоном своего голоса, жестами. Бывает строгость разумная, спокойная, конструктивная, а бывает запредельная, граничащая с унижением, чрезмерной жёсткостью, когда дети дрожат и боятся – это недопустимо, но из опыта работы мы знаем, что бывает и такое.

Если ребенок в общении с вами испытывает дискомфорт, он будет всячески пытаться себя защитить — спорить и бунтовать, проявлять агрессию или плакать.

Как известно, агрессия вызывает агрессию. И крича, на ребёнка вы вызываете негатив, визжание и рыдание. Чем больше ругать, тем ребёнок всё больше будет невменяем. Спокойным тоном скажите, что так себя вести нельзя, и своим видом покажите, что вы сильно огорчены. Далее, разговор продолжать не следует, поскольку в данный момент это бесполезно, никакие доводы сейчас не помогут. Лучшим решением станет игнорирование истерики. Ведём себя терпеливо, спокойно и следим, чтобы не нанёс ни себе ни другим травм. И уже после нескольких раз такого спокойного, сдержанного поведения со стороны взрослого ребёнок станет более уравновешенным.

Не стыдитесь признавать и исправлять свои ошибки.

Все взрослые небезгрешные и допускают промахи и ошибки в отношениях с детьми.

На почве этого возникают разногласия и конфликтные ситуации. Разрешить их существуют два пути: первый — зациклиться на своём решении потому, что «я старше, умнее, и вообще - яйца курицу не учат». А второй — признать свою неправоту, быть откровенным, попросить у ребёнка прощения за свою горячность или несправедливые слова. Такое поведение создает атмосферу доверия, укрепляет связь между воспитателем и ребёнком.

Особый разговор о детях с сопутствующими психическими или психологическими заболеваниями или нарушениями развития например :

- невротические расстройства после перенесенных перинатальных энцефалопатий или минимальных мозговых дисфункций (тики, навязчивые движения, навязчивые страхи, энурез)

- с-м гиперактивности с дефицитом внимания

- эмоционально-волевая неустойчивость

- нарушения аутистического спектра развития или аутизм

- первичная или выраженная задержка психического развития

- ДЦП

Если вы наблюдаете специфическое развитие и поведение ребёнка, то в этом случае ничего самим предполагать не надо! В первую очередь обращаете на это внимание администрации д/сада и психолога.

Об этих заболеваниях мы говорим только в том случае, если нам эту информацию доверили родители и мы видели медицинское заключение с поставленным DS-ом.

В этом случае хочется нам или не хочется (да, это дополнительные усилия, но нам придётся изучать, вникать, разбираться в этих нарушениях и в особенностях обучения и взаимодействия с такими детьми. Это называется индивидуально-ориентированный подход к детям в связи с сопутствующими заболеваниями.

Не в первый раз, но нельзя обойти вопрос общения педагога с родителями таких сложных детей. Вы должны…

- профессиональная этика

- тактичность

- конфиденциальность информации вам доверенной

- никаких прогнозов, говорим о том, что есть не сгущая краски, но и не строя радужные перспективы (работаем, исходя из возможностей ребёнка и т. д.).

Выводы.

Каждый взрослый может стать авторитетным воспитателем, выбирая верную стратегию воспитания и сопоставляя её с характером и особенностями ребёнка.

Педагогам необходимо создавать в группе обстановку любви, спокойствия и постоянства.

Публикации по теме:

Коррекция нарушений речи дошкольников посредством использования здоровьесберегающих технологийКоррекция нарушений речи дошкольников посредством использования здоровьесберегающих технологий «Коррекция нарушений речи дошкольников посредством использования здоровьесберегающих технологий» Актуальность выбора темы работы. В последние.

Система работы по обучению дошкольников грамоте безопасного поведения на дорогеСистема работы по обучению дошкольников грамоте безопасного поведения на дороге Главная цель воспитательной работы дошкольного учреждения по обучению детей основам безопасности дорожного движения должна заключаться в.

Консультация для родителей дошкольников «Правила безопасного поведения в лесу»Консультация для родителей дошкольников «Правила безопасного поведения в лесу» Прогулка в лес-это хороший отдых,замечательное время,которое можно провести вместе всей семьёй,познакомиться с природой поближе и узнать.

Особенности диагностики отклоняющегося (девиантного) поведения у дошкольников Здравствуйте, уважаемые коллеги! Хочу побеседовать об особенностях диагностики отклоняющегося (девиантного) поведения у дошкольников. Понятие.

Памятка для родителей по воспитанию культуры поведения у дошкольников “Там, где нет мудрости родительского воспитания – любовь матери и отца к детям уродует их”. В. А. Сухомлинский. Дорогие родители!Именно от.

Пластиллинотерапия как метод коррекции нарушений эмоционально-волевой сферы у младших дошкольниковПластиллинотерапия как метод коррекции нарушений эмоционально-волевой сферы у младших дошкольников Пластиллинотерапия как метод коррекции нарушений эмоционально-волевой сферы у младших дошкольников Рассматривая методы работы с детьми,.

Развитие у дошкольников осознанного поведения в совместной деятельности (из опыта работы) Наслаждаться общением – главный признак дружбы. Аристотель. Единственная настоящая роскошь – это роскошь человеческого общения. Антуан де.

Причины неуспеваемости школьников Преодоление неуспеваемости важнейшая задача практической и теоретической педагогики. Разрешение этой задачи в условиях общеобразовательной.

Проект по ознакомлению старших дошкольников с основами безопасного поведения «Береги себя!» Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида №3 г. Данков Проект по ознакомлению старших.

Терапевтическая сказка для коррекции поведения дошкольников «Необычный день рождения»Терапевтическая сказка для коррекции поведения дошкольников «Необычный день рождения» Жили-были в Кедровом лесу Малыш Енотик и его мама. Енотик был хорошим, добрым и дружелюбным. Он очень любил играть со своими друзьями, большими.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Причины нарушений поведения дошкольников с ОВЗ
Опубликовано: 29 марта 2021 в 09:59
+1Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Причины нарушений поведения дошкольников с ОВЗ» (включая файлы) размещена пользователем ирина дорошенко (УИ 460598) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД