Ирина Волобуева
Приёмы развития слуха и голоса детей. Эффективные методы вокальной работы с дошкольниками
▼ Скачать + Заказать документы
Среди известных методических приемов для развития слуха и голоса можно выделить следующие.
Приёмы развития слуха, направленные на формирование слухового восприятия и вокально-слуховых представлений :
• Слуховое сосредоточение и вслушивание в показ учителя с целью последующего анализа услышанного;
• Сравнение различных вариантов исполнения с целью выбора лучшего;
Публикация «Приёмы развития слуха и голоса детей, Эффективные методы вокальной работы с дошкольниками» размещена в разделах
• Введение теоретических понятий о качестве певческого звука и элементах музыкальной выразительности только на основе личного опыта учащихся;
• Использование детских музыкальных инструментов для активизации слухового внимания и развития чувства ритма;
• Повторения отдельных звуков за инструментом с целью научится выделять высоту тона из тембра не только голоса, но и музыкального инструмента;
• Подстраивание высоты своего голоса к звуку камертона, рояля, голосу учителя или группы детей с наиболее развитым слухом;
• Пение "по цепочке";
• Моделирование высоты звука движениями руки;
• Отражение направления движения мелодии при помощи рисунка, схемы, графика, ручных знаков, нотной записи;
• Настройка на тональность перед началом пения;
• Устные диктанты;
• Задержка звучания хора на отдельных звуках по руке дирижёра с целью выстраивания унисона, что заставляет учащихся сосредоточивать слуховое внимание;
• Выделение особо трудных интонационных оборотов в специальные упражнения, которые исполняются в разных тональностях со словами или вокализацией;
• В процессе разучивания произведения смена тональности с целью поиска наиболее удобной для детей, где их голоса звучат наилучшим образом;
• Письменные и устные задания на анализ вокального исполнения;
• Выделение звуков из гармонических интервалов и аккордов и воспроизведение их хором в мелодическом и гармоническом вариантах и т. п.
Основные приемы развития голоса, относящиеся к звукообразованию, артикуляции, дыханию, выразительности исполнения:
• представление "в уме" первого звука до того, как он будет воспроизведён вслух;
• вокализация певческого материала легким стаккатированным звуком на гласный "У" с целью уточнения интонации во время атаки звука и при переходе со звука на звук, а также для снятия форсировки;
• вокализация песен на слог "лю" с целью выравнивания тембрового звучания, достижения кантилены, оттачивания фразировки и пр. ;
• выработка активного piano как основы воспитания детского голоса;
• при пение восходящих интервалов верхний звук исполняется в позиции нижнего, а при пении нисходящих – напротив: нижний звук следует стараться исполнять в позиции верхнего;
• расширение ноздрей при входе (а лучше – до вдоха) и сохранения их в таком положение при пении, что обеспечивает полноценное включение верхних резонаторов, при этом движении активизируется мягкое небо, а эластичные ткани, выстилаются упругими и более твердыми, что способствует отражению звуковой волны при пении и, следовательно, резанирование звука;
• целенаправленное управление дыхательными движениями;
• произношение текста активным шёпотом, что активизирует дыхательную мускулатуру и вызывает чувство опоры звука на дыхание;
• беззвучная, но активная артикуляция при мысленном пении с опорой на внешнее звучание, что активизирует артикуляционный аппарат и помогает восприятию звукового эталона;
• проговаривание слов песен нараспев на одной высоте слегка возвышенным голосам по отношению к диапазону речевого голоса; внимание хористов при этом должно быть направлено на стабилизацию положения гортани с целью постановки речевого голоса;
• речевая декламация, допускающая модуляции голоса по высоте, однако при условии стабильного положения гортани; эта декламация рассматривается как переходная ступень между артикуляционными напряжениями в речи и специфически вокальными; выразительное чтение текста является одним из способов создания в воображении детей ярких и живых образов, вытекающих из содержания произведения, т. е. приемом развития образного мышления, которое лежит в основе выразительности исполнения;
• нахождение главного по смыслу слова в фразе; придумывание названия к каждому новому куплету песни, отражающего основной смысл содержания;
• вариативность заданий при повторении упражнений и заучивания песенного материала за счет способа звуковедения, вокализируемого слога, динамики, тембра, тональности, эмоциональной выразительности и т. п.
• сопоставление песен, различных по характеру, что определяет их последовательность как на одном уроке, так и при формирование концертных программ.
Основные приемы психолого-педагогического воздействия на учащихся:
• творческие задания и вопросы, стимулирующие мыслительную деятельность учащихся и создающие для них поисковые ситуации;
• запись основных правил пения на плакатах;
• постоянное побуждение детей к самоконтролю и самооценке в процессе пения;
• организация соревнований на уроке между отдельными детьми, группами или классами как игровой момент, повышающий интерес к занятиям;
• юмор как способ вызвать положительные эмоции, повышающий работоспособность учащихся на занятиях;
• различные индивидуальные задания и рисунки на тему исполняемых песен для усиления эмоциональной отзывчивости детей на музыку;
• одобрение, поощрение учителем успехов учеников с целью стимуляции их интереса к занятиям;
• использование дыхательной гимнастики и легких физических упражнений в процессе репетиции, что снимает статические мышечные напряжения, улучшает кровообращение, восстанавливает работоспособность;
• формирование личностного и социального смысла певческой деятельности.
Использование комплекса данных методов и приемов должно быть ориентировано на развитие основных качеств певческого голоса детей путём стимулирования, прежде всего, слухового внимания и активности, сознательности и самостоятельности.
Дифференциация качеств звучания голоса и элементов музыкальной выразительности, а также собственно вокальное исполнение основывается на использовании всех видов умственной деятельности учащихся. Даже представление "в уме" звука до того как он будет воспроизведен голосом, - сложный психический процесс, требующей анализа и обобщения, внимания, мышечной памяти и т. п.
Реализация такого подхода к развитию детского голоса обеспечивается знаниями педагогом голосовых возможностей детей от рождения и до наступления мутационного возраста и пониманием задач вокальной работы для каждого этапа обучения.
В певческой практике употребляется термин вокальный слух и это понятие более обширно, чем музыкальный слух. Вокальный слух – способствует различать в голосах различные оттенки, нюансы, краски и возможность определять каким движением мышечных групп вызывается то или иное изменение в звуковой окраске.
В. П. Морозов писал: "Вокальный слух это прежде всего не только слух, а сложное музыкально вокальное чувство, основанное на взаимодействии слуховых, мышечных, зрительных, осязательных, и некоторых видов чувствительности. Сущность вокального слуха в умении осознать принцип звукообразования. "
Вокальный слух имеет прямое отношение к восприятию певческого голоса и к воспроизведению.
Заключение
Эффективность обучения в детском хоровом коллективе зависит от выбора методов обучения. Методы обучения характеризуются тремя признаками: цель обучения, способ усвоения, и характер взаимодействия. В вокальной педагогике используются и общедидактические методы. Среди них такие, как:
1. наглядный метод (слуховой, зрительный).
2. словесные методы : беседа, обсуждение характера музыки, обобщения, введения новых понятий, специальной терминологии; образные сравнения, вызывающие ассоциации в поисках нужных мышечных ощущений при пении; словесная оценка исполнения, анализ недостатков; вопросы, поощрения, указания, уточнения и пр.
3. методы повторения и закрепления при пении вокальных упражнений и заучивания песенного материала (индивидуальные, групповые, хоровые).
4. движение под музыку. Удовлетворяет потребность в двигательной активности детей после статического положения во время пения, позволяет разнообразить виды деятельности на занятии (драматизация песен, музыкальные игры, моделирование движение ритма и высоты звуков, изобразительные моменты в процессе исполнении песни и пр., что вызывает у учащихся интерес к работе.
В самодеятельном хоре ведется работа по постановке голоса, обучения нотной грамоте, пения по нотам, общемузыкальная эрудиция. Важнейшей частью в творческой работе хорового коллектива является концертно-исполнительская деятельность. Она является одним из активных средств музыкально-эстетического воспитания.
В своей работе руководитель хора должен учитывать психологическую характеристику младшего школьного возраста. Ведущая деятельность младшего школьного возраста – учение. Но и игра занимает большое место в их жизни. Она способствует формированию цельных качеств в личности.
В нетрадиционных формах обучения учитель вправе свободно конструировать урок, но все элементы урока подчиняются его теме, а сам урок обеспечивает целенаправленное развитие учащихся. На сегодняшний день существует несколько десятков нетрадиционных уроков. Для проведения уроков музыки наиболее приемлемы:
1. урок-игра;
2. урок-путешествие;
3. урок-праздник;
4. урок-концерт.
Подобные уроки предполагают использование самых разнообразных методов обучения.
Разнообразное применение методов обучения ярко представлены во второй главе в программе "Любимая песня". В современных условиях важную роль играет репертуар песен, но при этом нужно учитывать возрастные особенности детского голоса. Цель всех музыкально-развлекательных программ, представленных в данной работе, это социальная адаптация детей в процессе целенаправленной организации досуговой деятельности и возможности ребенка, а главное предоставить возможность полноценного отдыха пришедших в хор. На сегодня известно большое количество методов вокального воспитания, которые являются итогом многолетнего теоретического и практического опыта педагогов. Малоэффективным представляется такое обучение, которое основывается на каком либо одном методе. Хороший учитель непременно должен в совершенстве владеть различными методами и приемами обучения и уметь применять их в соответствии с ситуацией на уроке. Наша конечная и главная цель всей работы – это воспитание человека. Помочь ребенку почувствовать себя творцом, ощутить состояние счастья от того, что удалось движением или голосом выразить то сокровенное, что не могло выразиться словом.