Евгения Коробченко
Психолого-педагогические условия формирования певческих навыков у детей дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Психолого-педагогические условия формирования певческих навыков у детей дошкольного возраста.
Важность певческой деятельности для детей определяется сензитивностью детского возраста в отношении становления певческих навыков, связью со здоровьем ребенка, значением вокализации для развития музыкального слуха, а так жевлиянием певческой деятельности на формирование у ребенка системы музыкальности в целом. «В пении, - отмечает А. Катинене, - успешно формируется весь спектр музыкальных способностей: эмоциональная отзывчивость на музыку, ладовое чувство, музыкально-слуховые представления, чувство ритма».
Темочки:
- Консультации для педагогов и воспитателей
- Психология. Работа психолога
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» июнь 2013
Кроме того, дети получают различные сведения о музыке, приобретают умения и навыки. Правильно поставленное пени организует деятельность голосового аппарата, укрепляет голосовые связки, рзвивает приятный тембр. Правильная поза влияет на равномерное и более глубокое дыхание. Пение, развиваякоординацию голоса и слуха, улучшает детскую речь». Добавим, что пение представляется для детей наиболее доступным способом исполнительской деятельности, поэтому они поют охотно и с удовольствием, что способствует искреннему выражению своих эмоций и переживаний.
В музыкальном образовании детей дошкольного возраста певческое воспитание является одним из сложных процессов, состоящем из множества слагаемых: физиология, психология, логопедии, музыкальной педагогики. Эта многокомпонентностьдиктуется совокупностью разных мехнизмов, обеспечиающих певческий процесс, с одной стороны, и собственно методику вокального воспитания, с другой. Поэтому для постановки правильной работы с детским голосом педагогу необходимы расширенные знания, как теории вокальной работы, так и ее практических приемов.
Во-первых, в процессе певческого воспитания задействуется один из важнейших механизмов – голос, поэтому знания в области строения голосового аппарата, деятельности дыхательной системы, органов слуха и артикуляции, а так же всех психофизиологических процессов, объединенных и подчиненных в своей деятельности ЦНС, должны составлять основу вокальной методики. При этом важно понимание индивидуальных особенностей развития ребенка и его голоса в возрастном аспекте. «Вокальный процесс у детей дошкольного возраста следует рассматривать как проявление деятельности психонервной и эндокринной систем, которые в каждом возрастном аспекте имеют свои характерные особенности»,- пишет В. Петров.
Во-вторых, работа над развитием певческих навыков должна вестисьв строгом соответствии со знаниями основ вокальной техники: вокальная установка, певческое дыхание, звукообразование, звуковыведение, артикуляция и дикция, чистота интонирования, ансамбль. «Собственно пение, - обобщает по данному поводу Г. Стулова,- является целостным процессом, состоящим из звуковедения и звуковосприятия, которые в свою очередь, являются результатом взаимодействия целого ряда факторов: певческого дыхания, звукообразования, резонирования, формирования гласных и согласных, эмоционального состояния певца, качества его музыкального и вокального слуха».
Знание физиологических и акустических основ образования и восприятия певческого звука соприкасается с еще одной проблемой. При обилии на сегодняшний день методических пособий по музыкальному воспитанию в детском саду педагог должен иметь навыки правильного выбора практического материала. Здесьравно важны и соответствующие диапазону и тесситуре детского голоса песни, и необходимые для постановки голосов вокальные упражнения. В выборе произведений важно так же учитывать медленный рост легких у детей, что непосредственно диктует продолжительность певческих фраз и, соответствующие голосовым возможностям детей, динамические условия.
Следующий фактор обусловлен необходимостью осознания большой ответственности педагога за сохранение детского голоса в процессе работы, ибо только правильное систематическое обучение пению является залогом здоровья голоса. Эта проблема сопряжена с необходимостью профессиональной подготовки музыкальных работников детских садов. Отсутствие сознательного следования, а во многих случаях и неумения владеть основами правильной работы с певческим голосом провоцирует неверные действия педагогов, приводящие к поре детских голосов. Анализируя проблемы вокального воспитания детей, К. Тарасова в качестве одной из них видит недостаточное владение педагогами «своим собственным певческим голосом, чтобы красиво и правильно показывать детям песни». И далее автор пишет: «Для того, чтобы научить детей петь, сформировать у них основные певческие навыки, педагог должен сам понимать базисные механизмы вокализации и обладать вокальным слухом».
Систематическая работа над развитием певческого голоса должна проходить в непосредственной параллели с воспитанием музыкального слуха. Важность сознательного обучения слуховых и певческих навыков в их взаимосвязи подчеркивается даже в медицине, так как процессом фониации управляет не только моторное, но и сенсорное слагаемое, то есть способность слухового контроля. Опосредованность данных слагаемых выражается в том, что недостаточное развитие музыкального слуха затрудняет управление вокальной моторикой, и несовершенство интонирования отрицательновлияет на восприятие звуковысотных отношений. Поэтому правильная работа над развитием вокальных навыков у детей должна в обязательном порядке включать упражнения, определяющие звуковысоное разлчение тонов. Анализируя значение совместного развитя вокальных и слуховых навыков, Е. Алмазов пишет: «Слух является главным регулятором и корректром певческого поведения гортани и всего голосового аппарата, ему, прежде всего, должно быть уделено внимание при воспитании голоса. Слух развивается не попутно и не одновременно с голосами, а его развитие и воспитание должны идти всегда впереди. Формула для музыканта : «вижу, слышу, играю» - с заменой последнего слова «пою» не теряет своего значения и для певца».
Процесс певческого воспитания дошкольников представляется таким образом многокомпонентной скоординированной системой музыкального образования, возможной к рассмотрению лишь в совокупности всех ее частей.