Кристина Печёнкина
Приёмы формирования антонимии у детей старшего дошкольного возрата с ОНР III уровня
▼ Скачать + Заказать документы
ПРИЁМЫ ФОРМИРОВАНИЯ АНТОНИМИИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОНР III УРОВНЯ
К. О. Печёнкина, учитель - логопед
МБДОУ «ЦРР д/с Колокольчик»
Г. Абакан, р. Хакасия
В современное время число детей с нарушениями речи резко увеличивается, в частности с общим недоразвитием речи III уровня.
Публикация «Приёмы формирования антонимии у детей старшего дошкольного возрата с ОНР III уровня» размещена в разделах
У детей с ОНР III уровня словарный запас не соответствует возрасту. Наблюдаются расхождения в объеме активного и пассивного словаря. Если глагол имеется у ребенка в пассивном словаре, то он не всегда его использует в активном словаре или же заменяет другим, более понятным для него самого словами.
В глагольном словаре детей преобладают слова, обозначающие ежедневные бытовые действия (иду, кушать, спать, сидеть, одеваться, умываться, ходит, бегает, смотрит, слушает, гуляет, играет, стоит и др.) – [1].
В процессе проведения исследования была разработана система занятий. В каждом занятии по лексической теме включался фрагмент для развития антонимии у детей. Так, использовались следующие приёмы : остановка на фрагментах занятия.
1. Фрагмент занятия по теме «Зимние забавы»
Дидактическая игра «Ледяная пещера»
Логопед сообщает детям: «Вот мы причалили к острову Антонимов, оказываемся в Ледяной пещере. Перед нами две двери. Чтобы пройти дальше, нам нужно распределить глаголы в два столбика: Что хорошо, а что плохо?»
Детям предлагаются следующие пары слов:
Трудиться - лениться; чистить - пачкать; терять - находить; смеяться - грустить; плакать - веселиться; печалиться - радоваться; заболеть - выздороветь; замёрзнуть - согреться; замораживать – размораживать.
- Прочитайте слова. Что можно о них сказать?
- Как понять «противоположные»?
- Верно, это слова - спорщики.
- Как по-другому их можно назвать? (антонимы).
- Молодцы, хорошо ориентировались, значит запомнили.
2) – Игра с мячом «Скажи наоборот». Детям предлагаются вышеперечисленные слова.
3) - Пришло время покинуть остров Антонимов.
- Давайте вспомним, на какие вопросы мы нашли здесь ответы:
- Что такое антонимы?
- Для чего используют антонимы в речи?
2. По теме: «Мебель» использовались следующие дидактические игры:.
Логопед рассказывает детям историю:
— Жил-был мальчик — упрямый, непослушный. Он все делал наоборот. Велит ему мама ложиться спать — он встает. Просит повернуться к ней — он отворачивается; убрать игрушки — он их разбрасывает по всей комнате. Мама очень огорчалась и называла сына Мальчиком «Наоборот». А когда мама один только раз сделала все наоборот, сын сразу понял как это неприятно и исправился.
После чтения рассказа логопед уточняет действия с противоположным значением: ложиться — вставать, убирать — разбрасывать и т. п.
Динамическая пауза.
Логопед предлагает детям встать, выйти из-за столов и только на несколько минут стать такими, как Мальчик Наоборот, то есть выполнять противоположные действия: опустить руки — поднять; встать из-за стола — сесть; открыть рот - закрыть; показать ладони — спрятать; согнуть руки — распрямить и т. п.
Дидактическая игра «Скажи наоборот»
Детям предлагается прослушать инструкцию и выполнить её наоборот
подойти к столу - (отойти от стола); открыть дверь - (закрывать дверь); войти в комнату – (выйти из комнаты); сесть на стул – (встать со стула) – [2].
3. По теме «Транспорт» предлагаются следующие задания:
Дидактическая игра «приехали – уехали»
Ребенку предлагаются картинки, например, «Птичка подлетает к клетке» и «Птичка отлетает от клетки». Логопед показывает первую картинку и называет предложение «Птичка подлетает (приближается) к клетке». Затем показывает вторую картинку. «А на этой картинке, наоборот, птичка отлетает (удаляется) от клетки». А теперь ты сам попробуй придумать слова, которые обозначают приближение к чему-либо и удаление от чего-либо». Далее предлагается следующая пара картинок, и ребенка просят дополнить предложения по содержанию картинок:
Самолет к башне … от башни…; Машина к дому … от дома…; Лодка к берегу … от берега …; Поезд к станции ….от станции…; Велосипедист к магазину ….от магазина….
2) Дидактическая игра «Наоборот» с мячом. Детям предлагается прослушать инструкцию и выполнить её наоборот
Прилетел – (улетел); Приближается – (удаляется); Подъезжает – (отъезжает); Приедет – (уедет); Подлетел – (отлетел).
Для успешной работы нужна полноценная система, включающая упражнения, игры, текстовый и картинный материал. Постоянно включённые фрагменты в занятия позволяют расширить и обогатить глагольную лексику детей, сформировать понятие об антонимии.
Таким образом, антонимы, в лице противоположностей и противопоставлений, тесно связаны с жизнью. Во всем можно увидеть обратную сторону. А закладывать умение видеть эту противоположность, находить обратное значение необходимо уже в старшем дошкольном возрасте. Организованная подобным образом работа позволяет сделать занятие интересным для детей, способствует более эффективному формированию антонимии у них.
Литература:
1. Жукова, Н. С., Мастюкова, Е. М., Филичева, Т. Б. Преодоление общего недоразвития речи III уровня у дошкольников/ Н. С. Жукова, Е. М Мастюкова, Т. Б. Филичева – Екатеринбург: Литур, 2006 – 320с
2. Пожиленко, Е. А Мир вокруг нас: Учимся чувствовать, познавать и действовать: Пособие для логопопедов, воспитателей, учителей начальных классов и родителей/ Е. А. Пожиленко – СПб. : филиал издательства «Просвещение», 2004. – 319 с.
3. Смирнова, Л. Н. Логопедия в детском саду: Занятия с детьми 5-6 лет с общим недоразвитием речи: Пособие для логопедов, дефектологов и воспитателей/ Л. Н. Смирнова – М. : Мозаика-Синтез, 2006 - 77 с.