Приложение МААМ

Здоровьесберегающие технологии в образовательном процессе ДОУ и семье

Сидорова Людмила Валерьевна
Здоровьесберегающие технологии в образовательном процессе ДОУ и семье
▼ Скачать + Заказать документы

Сообщение к педсовету на тему: «Здоровьесберегающие технологии в образовательном процессе ДОУ и семье»

Выполнила: воспитатель Сидорова Л. В.

«Здоровье детей — здоровье нации. Этот лозунг нашел свое отражение во многих образовательных документах, в том числе и в Федеральных государственных образовательных стандартах дошкольного образования. По ФГОС одним из приоритетных направлений деятельности детского сада является проведение физкультурно-оздоровительной работы, в том числе и путем использования здоровьесберегающих технологий в ДОУ.

Публикация «Здоровьесберегающие технологии в образовательном процессе ДОУ и семье» размещена в разделах

Понятие:

Здоровьесберегающие технологии это один из видов современных инновационных технологий, которые направлены на сохранение и улучшение

здоровья всех участников образовательного процесса в ДОУ.

Здоровьесберегающие технологии – это система мер, включающая взаимосвязь и взаимодействие всех факторов образовательной среды, направленных на укрепление и сохранение здоровья ребенка на всех этапах его обучения и развития.

Актуальность:

Дошкольный возраст обоснованно считается наиболее важным периодом в процессе формирования личности человека. В этом возрасте более интенсивно развиваются различные способности, формируются нравственные качества, вырабатываются черты характера. Именно в данном возрастном периоде закладывается и укрепляется фундамент здоровья и развития физических качеств, необходимых для эффективного участия ребенка в различных формах двигательной активности, что, в свою очередь, создает условия для активного и направленного формирования и развития психических функций и интеллектуальных способностей дошкольника.

В Уставе Всемирной Организации Здравоохранения (ВОЗ) говорится, что здоровье – это не только отсутствие болезней или физических дефектов, но и полное физическое, психическое и социальное благополучие. Именно поэтому проблему здоровья следует рассматривать в широком социальном аспекте.

Цель:

Предоставить каждому дошкольнику высокий уровень здоровья, дав ему необходимый багаж знаний, умений и навыков, которые нужны для здорового образа жизни, заложив в нем культуру здоровья

Здоровьесберегающие технологии в ДОУ отлично сочетаются с традиционными формами и методами в педагогике, дополняя их различными способами осуществления оздоровительной работы. Использование таких технологий решает ряд задач.

Задачи:

1. Сохранение и укрепление здоровья детей на основе комплексного и системного использования доступных для детского сада средств физического воспитания, оптимизации двигательной деятельности на свежем воздухе.

2. Обеспечение активной позиции детей в процессе получения знаний о здоровом образе жизни.

3. Конструктивное партнерство семьи, педагогического коллектива и самих детей в укреплении их здоровья, развитии творческого потенциала.

Существует много эффективных разновидностей современных здоровьесберегающих технологий, которые должны находиться в картотеке воспитателя детского сада.

Здоровьесберегающие технологии делятся на 4 группы :

1. Технологии сохранения и стимулирования здоровья дошкольников.

- Динамические паузы (физкультминутки, включающие пальчиковую, дыхательную, гимнастику для глаз и артикуляционную гимнастику);

- Спортивные и подвижные игры;

- Тренажеры, контрастная дорожка.

2. Технологии обучения ЗОЖ.

- Физкультурные занятия;

- Гимнастика после сна;

- Точечный массаж;

- Бассейн;

- Спортивные праздники и развлечения;

- СМИ (ситуативные малые игры- подражательная ролевая имитационная игра);

- Дни здоровья.

3. Технология музыкального воздействия.

- Музыкотерапия;

- Сказкотерапия.

4. Технология коррекции поведения.

Реализация поставленных целей на практике.

Динамические паузы:

Физкультминутки.

Одна из наиболее простых и распространенных видов здоровьесберегающих технологий в ДОУ являются физкультурные минутки. Это кратковременные перерывы в интелектуальной или практической деятельности, во время которых дети выполняют несложные физические упражнения.

Цель таких физкультминуток заключается в смене вида деятельности, предупреждения утомляемости, снятии мышечного, нервного и мозгового напряжения, активации кровообращения, активизации мышления, повышении интереса детей к ходу занятия, создании положительного эмоционального фона.

Дыхательная гимнастика.

-Дыхательная гимнастика представляет собой систему дыхательных упражнений, которые входят в комплекс коррекционной работы по укреплению общего здоровья детей. Ее можно использовать во время утренней гимнастики, занятий, на физкультминутках, а также после сна.

Дыхательная гимнастика помогает: улучшить работу внутренних органов, активизировать мозговое кровообращение, повысить насыщение организма кислородом, тренировать дыхательный аппарат, осуществлять профилактику заболеваний органов дыхания, восстановить душевное равновесие, успокоиться, развивать речевое дыхание.

Подвижные и спортивные игры.

Подвижная игра занимает особое место в развитии ребенка. Она способствует закреплению и совершенствованию двигательных навыков и умений, предоставляет возможность развивать познавательный интерес, формирует умение ориентироваться в окружающей действительности, что так важно для приобретения жизненного опыта.

Разнообразные игровые действия развивают ловкость, быстроту, координацию движений и благоприятно влияют на эмоциональное состояние детей.

Релаксация.

Во время проведения релаксации рекомендуется использование спокойной классической музыки (Рахманинов, Чайковский, звуки природы)

Пальчиковая гимнастика – это вид здоровье сберегающих технологий, который применяется не только для развития мелкой моторики рук, (что важно для подготовки ребенка к рисованию, лепке, письму, но и для решения проблем с речевым развитием у детей. Помимо этого, такая гимнастика способствует развитию: осязательных ощущений, координации движений пальцев и рук, творческих способностей дошкольников.

Гимнастика для глаз.

Она подразумевает проведение системы упражнений, направленных на коррекцию и профилактику нарушений зрения. Гимнастика для глаз также необходима для снятия напряжения, предупреждения утомления, тренировки глазных мышц, укрепления глазного аппарата.

Утренняя гимнастика.

Одним из важнейших компонентов укрепление и оздоровления детского организма, а также на поднятие эмоционального и мышечного тонуса детей является утренняя гимнастика.

Главная цель утренней гимнастики «настроить», «зарядить» организм ребенка на весь предстоящий день.

Утренняя гимнастика способствует формированию правильной осанки и умению сохранять ее в различных видах деятельности, содействует профилактике плоскостопия и простудных заболеваний.

2. Технология обучения ЗОЖ.

Образовательная деятельность предполагает проведение занятий и бесед с дошкольниками о необходимости соблюдения режима дня, о важности гигиенической и двигательной культуры, о здоровье и средствах его укрепления, о функционировании организма и правилах заботы о нем, дети приобретают навыки культуры и здорового образа жизни, знания правил безопасного поведения и разумных действий в непредвиденных ситуациях.

Занятия серии «Здоровье»

Могут быть включены и в сетку занятий в качестве познавательного развития. В ходе таких занятий детям даются представления о строении собственного тела, назначении органов, о том, что полезно и вредно для человеческого организма, а также прививаются элементарные навыки по уходу за собой и оказанию первой помощи. Эти занятия имеют огромное значение в воспитании у ребёнка потребности в здоровом образе жизни.

Физкультурные занятия.

Используются разнообразные варианты проведения физкультурных занятий:

Занятия по традиционной схеме;

Занятия, состоящие из набора подвижных игр большой, средней и малой интенсивности;

Занятия-соревнования, где дети в ходе различных эстафет двух команд выявляют победителей;

Бодрящая гимнастика.

Организуется и проводится ежедневно после дневного сна. Она помогает улучшить настроение детей, поднять мышечный тонус, способствует профилактике нарушений осанки и стопы, а также служит закаливающим средством. Дети постепенно просыпаются под звуки приятной музыки и лежа в постели поверх одеяла выполняют упражнения из разных положений: лежа на спине, на боку, на животе, сидя. Затем дети выполняют ходьбу на месте, проходят по массажным коврикам, дорожкам.

Точечный массаж.

Элементарный прием самопомощи своему организму. Упражнения точечного массажа учат детей сознательно заботиться о своем здоровье, прививают им уверенность в том, что они сами могут улучшить свое самочувствие. Наряду с этим точечный массаж является профилактикой простудных заболеваний.

Игротерапия

Мы знаем, что ведущим видом деятельности у дошкольников является игра. Поэтому обязательным видом здоровьесберегающих технологий должна быть игротерапия. Игра помогает ребенку проявить эмоции, переживания, фантазию. Игротерапия считается отличным средством в борьбе с детскими неврозами.

Проблемно – игровые ситуации

Организуются в свободное время. Незаметно для детей педагог включается в игровую деятельность, создает проблемную ситуацию, и дети в процессе игры решают ее.

Коммуникативные игры «Познаю себя». Сюда входят настольные игры, этюды, беседы, игры малой подвижности.

3. Технология музыкального воздействия.

Музыкотерапия

Технология музыкального воздействия реализуется в разных формах физкультурно оздоровительной работы.

Музыка, сопровождающая движение, создает бодрое настроение, оказывает положительное влияние на нервную систему ребенка.

Технология воздействия сказкой – сказкотерапия.

Сказка – это зеркало, которое отражает настоящий мир через призму личного восприятия. В ней может быть все, чего не может быть в жизни. На занятиях по сказкотерапии можно создавать с детьми словесные образы. Дети расширяют свой образный репертуар, внутренний мир ребенка становится богаче. Одна из важнейших целей этих занятий – отрицательные образы преобразовать в положительные, чтобы мир ребенка становился красивым и радостным.

4. Технология коррекции поведения.

Психогимнастика.

Психогимнастика относится к инновационным здоровьесберегающим технологиям, которые используются в детском саду для развития эмоциональной сферы ребенка, укрепления его психического здоровья.

Цель психогимнастики заключается в следующем:

проведение психофизической разрядки;

развитие познавательных психических процессов;

нормализация состояния у детей с неврозами или нервно-психическими расстройствами;

коррекция отклонений в поведении или характере.

Психогиснастика представляет собой курс специальных занятий, которые проводятся в игровой форме и предполагают разыгрывание этюдов с использованием мимики и пантомимы; этюдов на изображение эмоций или качеств характера; этюдов с психотерапевтической направленностью.

В ходе занятия проводится «минутка шалости», когда дети могут выполнять любые действия, которые им захочется.

Закаливание.

Дополнительно используются методы закаливания:

- Умывание и обливание рук до локтя прохладной водой.

- Ходьба босиком по массажным дорожкам вместе с воздушными ваннами.

- Соблюдение режима прогулок во все времена года.

К числу здоровьесберегающих педагогических технологий следует отнести и педагогическую технологию активной предметно-развивающей среды количеством развивающих материалов.

Предметно-игровая среда группы, в которой я работаю, организована таким образом, чтобы дети имели возможность заниматься любимым делом. Размещение оборудования по принципу нежесткого центрирования позволяет им объединяться небольшими подгруппами по общим интересам.

В группе созданы центры и зоны: сюжетно-ролевой игры; здоровья и двигательной активности; речевого развития; науки и озеленения; искусства; познавательного развития; строительно-конструктивных игр; уголки безопасности. Организация и расположение центров и зон рационально, логично и удобно для детей. Все центры наполнены развивающим содержанием, динамично изменяющимся в соответствии с задачами воспитания и обучения, возрастными возможностями детей, интересами мальчиков и девочек, а также психологического и физического здоровья.

Центры здоровья и зоны двигательной активности содержат:

- инвентарь и оборудование для физической активности детей, нестандартное физкультурное оборудование, пособия и атрибуты для занятий корригирующей гимнастикой и проведения закаливающих мероприятий; картотеки подвижных игр, дыхательной и пальчиковой гимнастики, гимнастики для глаз, комплексов утренней гимнастики и гимнастики пробуждения.

Таким образом, целенаправленно организованная образовательная среда в моей группе играет большую роль в гармоничном, здоровьесберегающем развитии и воспитании каждого ребенка. Помимо основных, она несет еще и эстетическую функцию: вызывает у детей чувство радости, эмоционально положительное отношение к детскому саду, желание каждый день посещать его, что также обеспечивает сохранение здоровья ребенка, как психическое, так и физическое.

Здоровьесберегающие технологии, которые применяются в работе с родителями.

Главными воспитателями ребенка являются родители. От того, как правильно организован режим дня ребенка, какое внимание уделяют родители здоровью ребенка, зависит его настроение, состояние физического комфорта. Здоровый образ жизни ребенка, к которому его приучают в образовательном учреждении, может или находить каждодневную поддержку дома, и тогда закрепляться, или не находить, и тогда полученная информация будет лишней и тягостной для ребенка.

Информационно-просветительская деятельность выражается в формировании у родителей здорового образа жизни как ценности, а также в знакомстве родителей с различными формами работы по физическому воспитанию в дошкольном учреждении, информировании о состоянии здоровья и физическом развитии, об уровне двигательной подготовленности их ребёнка; привлечении родителей к участию в различных совместных физкультурных досугах и праздниках.

В целях сотрудничества с родителями по формированию здорового образа жизни у детей нами разработана система мероприятий:

- педагогические беседы с родителями

- общие и групповые родительские собрания;

- консультации;

- открытые занятия с детьми для родителей;

- занятия с участием родителей;

- выставки детских работ, изготовленных вместе с родителями;

- дни открытых дверей;

- участие родителей в подготовке и проведении праздников, досугов;

- совместное создание предметно – развивающей среды;

- работа с родительским комитетом группы;

- тренинги; родительские гостиные; почта Доверия, анкетирование.

Красочные наглядные стенды в приемных знакомят родителей с жизнью группы, с Конвенцией о правах ребенка, с возрастными особенностями детей. В уголках специалистов размещена информация практической направленности, приводятся интересные факты, даются рекомендации медицинских работников, логопеда, педагога-психолога, физкультурного и музыкального работников.

В результате проделанной работы, использовании различных форм и методов общения с родителями, повысилась психолого-педагогическая грамотность родителей; повысилась культура межличностного взаимодействия детей в группе. Таким образом, работа в тесном взаимодействии с родителями принесла отрадные результаты.

Перспективы:

- Продолжать работу с использованием здоровьесберегающих технологий.

- поиск и внедрение новых моделей взаимодействия с семьями воспитанников по формированию здорового образа жизни;

- активное вовлечение родителей в педагогическую деятельность детского сада с целью укрепления чувства их личной ответственности за развитие ребёнка, его здоровье;

- укрепление и развитие тесной связи и взаимодействия с различными социальными институтами по внедрению культурно-оздоровительных технологий;

- пополнение здоровьесберегающей среды.

Педагог, ощущающий себя стражем здоровья детей, который воспитывает культуру здоровья детей и их родителей, сам должен быть здоровым, иметь валеологические знания, не переутомлен работой, уметь объективно оценивать свои недостатки и достоинства, связанные с профессией.

Итак, забота о здоровье – одна из самых важных задач человека. Здоровье среди всех благ на земле – самый ценный дар, который невозможно ничем заменить. Важно понимать, что забота о детском здоровье сегодня это полноценный трудовой потенциал всей нашей страны в ближайшем будущем.

Публикации по теме:

Использование ИКТ в образовательном процессе в условиях введения ФГОС в ДОУ С 01 января 2014г. вступил в силу приказ Минобрнауки №1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного.

Здоровьесберегающие технологии в образовательном процессе ДОО в условиях ФГОС Охрана здоровья детей - приоритетное направление деятельности всего общества, поскольку лишь здоровые дети в состоянии должным образом усваивать.

Игровая деятельность дошкольников в коррекционно-образовательном процессеИгровая деятельность дошкольников в коррекционно-образовательном процессе Игровая деятельность дошкольников в коррекционно-образовательном процессе. Игровая деятельность – ведущая у дошкольников, именно через игру.

Использование ИКТ в воспитательно-образовательном процессе ДОУ Проект Внедрение ИКТ в воспитательно-образовательный процесс МБДОУ Пушкаревский детский сад Цель: Повышение качества образования воспитанников.

Использование ИКТ, ЭОР в образовательном процессе из портфолио Использование информационно-коммуникативных технологий, электронных образовательных ресурсов в образовательном процессе Технические средства.

Использование педагогических технологий в образовательном процессе Использование педагогических технологий в образовательном процессеВ современном мире всестороннее развитие детей невозможно без использования.

Технология моделирования в образовательном процессе ДОУ В современных условиях быстро меняющейся жизни от ребенка требуется не только владение знаниями, но и умение добывать эти знания самому.

Методические рекомендации по использованию народных игр в образовательном процессе ДОУ Воспитание с помощью народных игр в дошкольных организациях реализуется через воспитательный процесс, т. е. взаимодействия педагогов и детей.

Здоровьесберегающие технологииЗдоровьесберегающие технологии Всем доброго времени суток. Хочется сегодня поговорить про здоровье наших воспитанников. Все мы прекрасно знаем, что дошкольный возраст.

Здоровьесберегающие технологии в учебном процессе школы . Здоровьесберегающие технологии в учебном процессе. Кто рассчитывает обеспечить себе здоровье, пребывая в лени, тот поступает так же глупо,.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Здоровьесберегающие технологии в образовательном процессе ДОУ и семье
Опубликовано: 23 сентября 2020 в 12:30
+1Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Здоровьесберегающие технологии в образовательном процессе ДОУ и семье» (включая файлы) размещена пользователем Сидорова Людмила Валерьевна (УИ 1255990) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Календарь
22 декабря 2024 воскресенье
Благодарим тех, кто подарил нам жизнь.
Поздравляем энергетиков с профессиональным праздником!
23 декабря 2024 понедельник
Составляем генеалогическое древо семьи!



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД