Ольга Проценко
Консультация на тему «Вежливость — воспитывается вежливостью»
▼ Скачать + Заказать документы
Воспитанный человек – это тот, кто хочет и умеет считаться с другими,это тот, кому собственная вежливость не только привычна и легка, но и приятна. Это тот, кто в равной степени вежлив и со старшими и с младшими годами по положению.
(Д. С. Лихачёв)
Важный элемент человеческой культуры – речевой этикет.
Публикация «Консультация на тему „Вежливость — воспитывается вежливостью“» размещена в разделах
- Вежливость, этикет, культура поведения и общения
- Вежливость. Консультации для родителей
- Воспитание ребенка. Консультации для родителей
- Консультации для родителей
- Темочки
В детском саду воспитатели обращают особое внимание на обучение детей вежливости, учат их правилам речевого этикета. Хотя невозможно скрыть и того, что нередко взрослые разрешают себе по отношению к ребёнку или в его присутствии не совсем изысканные слова, выражения, которые тут же детьми перенимаются и «пускаются в обращение». Потом за такие «словечки», «фразочки», их – к большему удивлению - наказывают. Неправильные, грубые слова взрослых они услышат быстрее, чем вежливые, так как последние для детей привычнее, это норма.
Что же такое вежливость, этикет?
Этикет – совокупность правил поведения, касающихся отношения к людям (обхождение с окружающими, формы обращения и приветствий, манеры поведения в общественных местах).
Вежливость – способ применения этикета.
Общеизвестно, что самое важное в воспитании вежливости у ребёнка – постоянный добрый пример. Взрослые дают детям «модели поведения»; демонстрируют необходимость в любой ситуации придерживаться норм этикета, быть вежливыми.
В детском саду дети общаются друг с другом и с педагогом от 6-7 и до 9 часов в день. Ежеминутно в течение всего дня дети учатся у взрослых и у друг друга речевому поведению, характерным жестам, мимике, словечкам. Конечно, этикет только одно из многочисленных средств общения, но особо значимое, ценное. Замечено, что педагог часто учит не тому, что говорит, а как говорит, как общается, как относится к детям, коллегам и др.
Важно обучить детей всему, что связано с этикетом, но особенно важно пополнить детский словарь словесными средствами. Самых распространённых «волшебных слов», которые всегда должны быть в «запасе», всего-то около 30.
Задание для взрослых: посчитайте свой «запас», а потом детский. Между ними присутствует самая непосредственная, прямая зависимость – «чем больше отдаёшь, тем больше получаешь».
Так что же мы отдаём из своего «волшебного запаса» в течение дня воспитанникам? Вспоминаем и считаем!
Утром: «Доброе утро», «Я рада тебя видеть», «Здравствуй», «Как ты себя чувствуешь?».
За завтраком, обедом, ужином: «Приятного аппетита», «Благодарю», «Спасибо», «Позволь за тобой поухаживать», «Всё было очень вкусно».
Во время общения: «Разреши», «Будь добр», «Пожалуйста», «Извини», «Позволь», «Если тебя не затруднит», «Прошу прощения».
После тихого часа: «Как спалось?», «Как твоё здоровье?».
Вечером: «Добрый вечер», «До свидания», «До завтра», «До встречи», «Счастливого пути», «Всего хорошего», «Всего доброго», «Доброй ночи», «Приятных слов».
Воспитанием вежливости педагоги детского сада занимаются во время всех режимных моментов, на любых занятиях и вне их. Не умоляя значения такого способа, как разъяснение детям правил этикетного поведения и необходимости их соблюдения, всё же считаем, что самым действенным способом воспитания вежливости и речевого этикета после личного примера взрослых является игра. Особенно ролевая и театрализованная.
Велика всё же роль художественной литературы, которая даёт образцы нравственности, «правильного» и «неправильного» ролевого поведения.
Любая совместная продуктивная деятельность детей даёт возможность формировать положительное отношение к партнёрам, использовать правила речевого этикета и беседовать при удобном случае на темы важности, полезности и необходимости соблюдения правил.