СВЕТЛАНА ИЖДЕНЕВА
Конспект занятия в логопедической подготовительной группе «Весна»
▼ Скачать
Конспект подгруппового логопедического занятия
в подготовительной группе
для детей с ОНР
Ижденева Светлана Анатольевна учитель-логопед
МДОУ детский сад №6 «Белоснежка»
Г. Люберцы
Тема «Весна пришла».
Публикация «Конспект занятия в логопедической подготовительной группе „Весна“» размещена в разделах
- Весна. Все материалы на весеннюю тему
- Весна. Конспекты занятий, НОД на весеннюю тему
- Весна. Работа логопеда. Логопедические занятия
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Логопедические занятия
- Подготовительная группа
- Темочки
Коррекционно-образовательные цели. Обобщение представлений о ранней весне и типичных весенних явлениях в природе. Расширение и активизация словаря детей по данной теме, словаря антонимов. Совершенствование грамматического строя речи (образование существительных с уменьшительными суффиксами). Совершенствование навыка звукового анализа слов. Совершенствование навыка составления и чтения предложений.
Коррекционно-развивающие цели. Развитие речевого слуха, зрительного восприятия и внимания, артикуляционной и тонкой моторики, координация речи с движением, упражнение в правильном дыхании. Развитие памяти, мышления.
Коррекционно-воспитательные цели. Воспитание навыков сотрудничества, самостоятельности, активности. Воспитание у детей чувства любви и бережного отношения к природе.
Оборудование: картинки с изображением времён года, картинки с изображением признаков весны; предметные картинки: атрибут-солнышко; конверты с заданием; звуковые символы, буквы, рисунки цветов
Предварительная работа: наблюдения за весенними изменениями в природе на прогулке, чтение стихов о весне, разучивание логоритмических и пальчиковых упражнений по теме «Весна».
Ход занятия
Оргмомент. (Дети встают с логопедом в круг, у логопеда в руках атрибут-солнышко. Звучит лирическая музыка).
Если птицы прилетели,
Песни весело запели,
А медведь в лесу дремучем
Пробудился ото сна,
Значит, к нам пришла … (весна)
- Настал новый день. Я улыбнусь вам, а вы улыбнитесь друг другу. И подумайте, как хорошо, что мы сегодня все вместе. Мы спокойны и добры, мы приветливы и ласковы. Мы здоровы.
У нас хорошее настроение, ведь наступила долгожданная весна. Посмотрите, кто сегодня заглянул к нам? ( Дети: солнышко)
-А какое весной солнышко? ( Дети: солнышко - весеннее, яркое, тёплое, большое, ласковое, весёлое…т. д.)
О чём мы будем говорить на занятии?
- Догадались, о каком времени года мы будем говорить? ( Дети: о весне)
- Все рады весне, ждут её с нетерпением. В старину считали, что весна не приходит сама. Раньше весну зазывали в гости и говорили такие слова…
- Весна красна! В гости просим! Приди скорей! Принеси с собой… Давайте мы все вместе позовём весну и каждый попросит, кто что пожелает.
(Логопед передаёт атрибут - солнышко, определяя очерёдность ответов. Дети повторяют закличку и просят принести: хорошую погоду, тёплое солнышко, зелёную травку, тёплый ветерок, поющих птиц, подснежники и т. д. Садятся на стульчики).
2. «Найди весну».
- Ребята, посмотрите. Перед вами картинки с изображением времён года (на доске 4 картинки времё н года: весна, лето, осень, зима). Определите, на какой по счёту картинке изображена весна. И докажите, почему вы так думаете? (Ответы детей. Например, на второй картинке изображена весна. Дети в зависимости от изображения на картинке называют признаки весны, логопед добивается полного ответа: Это весна, потому что тает снег, с крыш капают сосульки, … прилетели птицы, …дети надели весеннюю одежду и т. д.).
3. Игра «Подбери словечко».
- Я напомню вам признаки весны, а вы мне поможете. (Логопед говорит предложение, а дети его заканчивают, подбирая нужное слово. Появляются подобранные логопедом картинки).
Закончилась долгая, холодная… (зима).
Наступила тёплая, долгожданная… (весна).
Всё ярче светит весеннее… (солнышко).
Появляются первые… (проталины).
Бегут звонкие (ручьи).
С крыш домов капают… (сосульки).
На деревьях набухают… (почки).
С тёплых краёв прилетают… (птицы).
Ребята строят для скворцов… (скворечники).
Мы очень любим первые весенние… (цветы).
- Молодцы, вы правильно подобрали слова, и составили предложения, у нас получилась весенняя картина.
4. Пальчиковая гимнастика «Су –Джок»
Пальчиковая игра «Ёжик» (с шариком)
Описание: упражнение выполняется сначала на правой руке, затем
на левой.
Ёжик, ёжик, хитрый ёж,
на клубочек ты похож. (дети катают Су-Джок между ладонями)
На спине иголки (массажные движения большого пальца)
очень-очень колкие (массажные движения указательного пальца)
Хоть и ростом ёжик мал, (массажные движения среднего пальца)
нам колючки показал, (массажные движения безымянного пальца)
А колючки тоже (массажные движения мизинца)
на ежа похожи. (дети катают Су-Джок между ладонями)
5. Упражнение «Подбери слова-действия».
- Весной природа оживает и происходит много разных явлений. А вот каких, вспомним вместе. Подберите слова - действия и закончите предложения.
Весной солнце … (греет, припекает, ласкает)
Весной сосульки под солнцем… (тают, капают)
Весной сугробы от солнечного тепла… (оседают, тают)
Весной на деревьях почки… (набухают, лопаются)
Весной ручьи… (бегут, журчат, звенят)
Весной птицы… (возвращаются, прилетают)
Весной птицы гнёзда… (вьют, строят, делают)
Весной лёд на реке… (тает, трещит, ломается, плывёт)
Весной на проталинах первые цветы… (появляются, расцветают)
Весной травка… (пробивается, растёт, зеленеет)
8. Игра «Назови ласково».
- У весны много друзей. Давайте назовём их ласково (Логопед называет первое слово, а дети подбирают слова с уменьшительно-ласкательным значением).
Солнце – солнышко, (дождь, ветер, туча, трава, лужа, проталина, скворец, дерево, почка, ручей, цветок)
9. Дыхательное упражнение «Цветочек).
- Весна подарила нам первоцветы. Это первые весенние цветы. Сделайте глубокий вдох носом, на выдохе произнесите «Ах!». Упражнение повторяется 3-4 раза, логопед следит за правильностью вдоха и выдоха).
10. «Составь предложение».
- Весенний ветерок принес в нашу группу конвертики, а в них задание для каждого составить слово из предложенных букв.
- Дети, что у вас получилось.
11. Вспомните, как называются весенние месяцы?
- Давайте их назовём по порядку.
(Дети называют месяцы, логопед вывешивает соответствующие картинки)
Назовите 1-ый месяц весны? 3-ий месяц?
Какой месяц находится между мартом и маем?
Какой месяц впереди апреля? Мая?
12. Игра «Скажи наоборот».
- Ребята, а зима и весна похожи друг на друга? ( Дети: нет) Давайте про это расскажем. Поиграем в игру «Скажи наоборот».
Зимой снег белый, а весной… (серый).
Зимой снег чистый, а весной… (грязный).
Зимой дни холодные, а весной… (тёплые)
Зимой дни короткие, а весной… (длинные).
Зимой солнце тусклое, а весной… (яркое).
Зимой небо серое, а весной … (голубое).
Зимой ветер холодный, а весной… (тёплый).
Зимой солнце низкое, а весной… (высокое).
Зимой похолодало, а весной… (потеплело).
13. Подвижная игра «Веснянка».
А уж ясно солнышко идут по кругу, взявшись за руки, и
Припекло, припекло. (Медленно поднимают руки).
И повсюду золото идут по кругу, взявшись за руки. И
Разлило, разлило. (Медленно опускают руки).
Ручейки по улице (Бегут на носочках в противоположную сторону).
Все журчат, журчат (Руки на поясе).
Журавли курлыкают (Меняют направление движения).
И летят, и летят. (Идут высоко поднимая колени и взмахивая руками).
14. «Шифровка».
А я предлагаю вам выполнить ещё одно задание и помочь мне разгадать зашифрованное слово. (Логопед вывешивает картинки. Дети собирают слово из первых букв в названии каждой картинки: лужи,цветы, птицы,почки, буквы вывешиваются на доске, получается слово трава, далее выкладывают его звуковую схему).
- Ответим полными предложениями.
- Сколько звуков в слове «цветы»? ( Дети: 5 звуков).
- Произнесите их по порядку. ( Дети: [ц], [в], [е], [т], [ы]).
Сколько гласных звуков в слове «трава»? Назовите их. ( Дети: 2 гласных звука: .
- Сколько согласных звуков? Назовите звуки и дайте им характеристику.
- - Сколько слогов в слове трава?
.
15. Итог.
- Ребята, какие вы молодцы. О чем мы сегодня говорили на занятии?
-Назовите приметы ранней весны.