Кетлер Люция
Технология проблемного вопроса в старшей группе
▼ Скачать + Заказать документы
Тема: Технология проблемного вопроса
В современном мире наши дети часто встречаются с различными трудностями, а мы-взрослые часто ограждаем их от них, не давая им возможности самостоятельно решить задачу, подумать, поэкспериментировать, тем самым самостоятельно справиться с собственными проблемами. Чаще всего это происходит из-за нехватки времени у самих взрослых, из-за частой гиперопеки, а также из-за возможности возникновения опасности в некоторых ситуациях для ребенка.
Публикация «Технология проблемного вопроса в старшей группе» размещена в разделах
Поэтому для воспитателей важно создать такую проблемную ситуацию, которую ребенок будет готов решить. Нужно также создавать проблемную ситуацию посредством проблемного вопроса, которые помогут и направят ребенка в «нужное русло».
Актуальность данной темы состоит в том, что в современных условиях образования педагог должен создавать каждый раз новые проблемные ситуации для того, чтобы ребенок адаптировался к реалиям жизни.
Цель – способствовать развитию проблемного мышления детей и учителя.
Задачи:
1. Изучить понятие проблемное обучение в ДОУ.
2. Раскрыть понятие проблемного вопроса, его основные черты.
3. Рассмотреть проблемную ситуацию на основе модели проблемного вопроса старшей группы ДОУ.
Проблемное обучение в детском саду - это такая организация взаимодействия с воспитанниками, которая предполагает создание под руководством педагога проблемных вопросов, задач, ситуаций и активную самостоятельную деятельность детей по их разрешению (Н. Е. Веракса).
Алгоритм решения проблемной задачи включает 4 этапа. На первом этапе осознания проблемы учащиеся вскрывают противоречие, заложенное в вопросе, для чего находят разрыв в цепочке причинно-следственных связей. Это противоречие может быть разрешено с помощью гипотезы. Формулирование гипотезы составляет второй этап. Третий этап решения проблемы – доказательство гипотезы. Поиск путей доказательства гипотезы требуют от учащихся переформулировки задания или вопроса. Заканчивается решение проблемы общим выводом, в котором изучаемые причинно-следственные связи углубляются и раскрываются новые стороны познаваемого объекта или явления. Это четвёртый этап решения проблемы.
Остановимся на 3 этапе решения проблемной задачи – проблемный вопрос.
Проблемный вопрос – это не просто воспроизведение знаний, знакомых детям, а поиск ответа на основе рассуждений.
Ситуации интеллектуального затруднения чаще всего создаются с помощью проблемного вопроса. В педагогической литературе определены следующие отличительные черты проблемного (продуктивного) вопроса :
1.) сложность, выступающая в форме противоречия,
2.) ёмкое содержание,
3.) увлекательная форма,
4.) доступный для ученика уровень сложности.
В процессе работы наиболее часто учитель использует проблемные вопросы в форме познавательной (проблемной) задачи.
Каждый проблемный вопрос на занятии звучит трижды, но с разной дидактической целью:
а.) актуализация знаний;
б.) осознание и осмысление учебной информации;
в.) закрепление новых знаний.
Каждое новое знание приоткрывает ребенку малоизвестные стороны познаваемого объекта, возбуждает вопросу, догадки.
Итак, как же организовать познавательную деятельность детей, чтобы развивать психические процессы? (ощущения, восприятие, память, воображение, мышление, а также развитие речи).
В каждом конкретном случае воспитатель сам решает, в какой форме проводить работу с детьми: группой или индивидуально. Тем не менее, чтобы развивать у детей способность сомневаться, критически мыслить, предпочтение следует отдавать групповым формам работы. Ребенку легче проявить критичность по отношению к сверстникам, чем по отношению к взрослому.
Основа проблемного обучения - вопросы и задания, которые предлагают детям. Часто используются вопросы, которые побуждают детей к сравнению, к установлению сходства и различия. И это вполне закономерно: все в мире человек узнает через сравнение. Благодаря сравнению ребенок лучше познает окружающую природу, выделяет в предмете новые качества, свойства, что дает возможность по-новому взглянуть на то, что казалось обычным, хорошо знакомым.
Вопросы для сравнения ставятся так, чтобы дети последовательно выделяли сначала признаки различия, потом - сходства.
Среди проблемных вопросов особое место занимают те, которые побуждают вскрыть противоречие между сложившимся опытом и вновь получаемыми знаниями. Для этого дети должны пересмотреть свои прежние представления, перестроить их на новый лад.
Итак, рассмотрим на примере один из проблемных вопросов, который воспитатель может задать ребенку, а также порассуждаем, какие вопросы можно еще задавать, как часто нужно создавать для ребенка проблемные ситуации.
Проблемный вопрос : это не просто воспроизведение знания, которое уже знакомо детям, а поиск ответа на основе рассуждения.
Проблемные вопросы содержат в тесте вопросы «почему?», «зачем»?
«Когда падают листья?»
Вопрос «Когда опадают листья?» предполагает конкретный ответ на основе знаний – это просто вопрос.
Вопрос «Почему осенью опадают листья?» является проблемным, т. к. требует от детей при ответе на него рассуждений.
Давайте с вами ответим на этот вопрос, а после проверим, верно ли мы ответили на него.
Ответ: Осенью становится холоднее, солнце светит мало, и листья перестают вырабатывать хлорофилл. Деревья готовятся к зиме, сбрасывая листву. Так они защищают себя, потому что если листья не опадут, то зимой ветки могут обломаться от тяжести снега.
Спасибо за внимание!