Наталья Шаплонова
Презентация «Русский дом. История кружевоплетения»
▼ Скачать + Заказать документы
Настоящие кружева появились на исходе 15 века в Венеции. И сетчатое поле и рисунок хитроумно вышивались иглой без всякой тканной основы. А по контуру в узоры вшивали конский волос, отчего они получались рельефными и упругими. Они были очень красивы и ими в считанные годы «заболела» вся Италия. Лучшие художники делали для них рисунки, составляли целые альбомы. Стоили итальянские рельефные кружева (гипюр) баснословные деньги и их приобретали сначала короли и очень богатые люди.
Темочки:
В 16 веке произошло такое, чем не может похвастаться больше ни одно из прикладных искусств. Из Италии по Европе покатилась кружевная чума. Кружева носили в виде широченных воротников и манжетов, из них шили богатейшие женские платья и накидки, ими густо украшали мужские камзолы и облачения священников, они обрамляли шляпы, ботфорты, перчатки и всякое бельё, ими обивали мебель, кареты, даже стены гостиных и спален, а воины устраивали из них поверх стальных лат пышные перевязи.
По кружевам сходили сума, на кружевах разорялись, кружевные вопросы обсуждали государственные советы, короли, кардиналы и министры. За кружева заточали в тюрьмы, били плетьми и отрубали головы.
Кружева даже спасли целый народ, целое государство Фландрию (Бельгию). Именно там началось плетение кружева на коклюшках. Фламадские кружева имели необыкновенную почти воздушную тонкость и всегда очень изящный рисунок на так называемых снежных, мерцающих звёздочками фонах. На полях Фландрии и Брабанта произрастал лучший в Западной Европе лён. Дальше его собирали и укладывали кольцами в овальные плетёные корзины и везли в Брюссель, Малин, Бенш. В конце 16-17 веков производилось уже огромное количество кружева но лучшие из них попрежнему стоили очень дорого и король испанский Филипп 3 запрещал своим подданным вообще носить кружева, дабы люди больше не разорялись на пристрастии к этому украшению. Карл 5 повелевает учить в Нидерландах кружевоплетению поголовно всё население. В Англии учат даже мальчиков. Издаётся строжайший декрет, в котором определяется, кому, что и как дозволено носить из кружевных изделий. Король французский Людовик 13 и короли Португалии, Австрии, Англии грозят заточением и даже виселицей тем, кто будет покупать и ввозить фламандские кружева, которые были самыми популярными и продавались по баснословной цене. Во Франции были учреждены несколько крупных кружевных мануфактур и для обучения француженок были приглашены 200 мастериц из Фландрии и 30 из Венеции.
Почему же люди не останавливались ни перед чем из-за этих украшений? Просто посмотрите на одежду отделанную кружевом она выглядит очень торжественно, красиво и празднично. Посмотрев на полотна великих художников где увидишь и королей и полководцев и врачей, домохозяек, шутов остаётся впечатление такое, словно жизнь каждого из них похожа на красивый праздник. А ведь это не так- жизнь в те времена отличалась средневековой грубостью, была полна нищетой, насилия и жестокости. Но люди не хотели замечать этого. Они хотели радости, чувствовать себя счастливыми и вот нашли украшения, которые как нельзя лучше подходили к любой одежде и делали каждого необычайно красивым, приносили ощущение вечного праздника.
Праздничная красота и нарядность - вот главные свойства любого кружева, его существо.