ОльгаГапошина
Развитие эмоциональной отзывчивости у детей дошкольного возраста через восприятие музыки
▼ Скачать + Заказать документы
Развитие эмоциональной отзывчивости у детей дошкольного возраста через восприятие музыки
Слайд 2: Эпиграфом к презентации опыта работы я взяла слова Д. Б. Кабалевского
«Музыка является могучим и ничем не заменимым средством в формировании духовного мира ребенка»
Слайд 3: Приобщить ребенка к миру музыки, научить понимать его, наслаждаться им, развивать музыкально-творческие способности, формировать нравственно-эстетическое отношение к миру искусства - вот основная задача музыкального руководителя детского сада в музыкальном образовании дошкольников. И основным показателем художественно-эстетического воспитания ребенка, по моему мнению, является его эмоциональная отзывчивость, поскольку она отражает интерес ребенка к классической музыке, сопереживание, желание выразиться в других видах творческой деятельности – вокале, хореографии, музицировании, художественном творчестве.
Публикация «Развитие эмоциональной отзывчивости у детей дошкольного возраста через восприятие музыки» размещена в разделах
- Работа музыкального руководителя
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Социализация. Социально-личностное и коммуникативное развитие
- Темочки
Слайд 4: Современная теория и практика музыкального воспитания ориентирована на формирование и развитие личности через культуру, на воспитание человека, способного эмоционально откликаться, ценить, творчески усваивать разные виды искусства. В ряде исследовательских работ последних лет (Е. А. Дубровская, А. И. Катинене, О. П. Радынова, P.M.Чумичева, Л. Н. Школяр и др.) показана возможность развития музыкальности, эмоциональной отзывчивости детей в процессе слушания классической музыки разных эпох и стилей. Это один из наиболее развивающих, и в то же время, сложных для детей видов музыкальной деятельности. Но именно в нем дети приобретают самый большой, по сравнению с другими ее видами, объем музыкальных впечатлений, учатся слушать и слышать музыку, переживать и анализировать ее.
Слайд 5: Практика показывает, что в развитии эмоциональной сферы дошкольников слабо используются возможности музыки, содержанием которой являются чувства, эмоции, настроения. А ведь дошкольный возраст самый благоприятный период для формирования эмоциональной отзывчивости, поскольку, как известно, эмоциональная отзывчивость на музыку, развиваемая у детей в процессе музыкальной деятельности, напрямую связана с воспитанием таких качеств личности как доброта, умение сочувствовать, сопереживать другому человеку. Всё это даёт мне основание для более глубокого изучения данной проблемы, поэтому тему моей работы «Развитие эмоциональной отзывчивости у дошкольников посредством восприятия музыки» считаю актуальной.
Слайд 6: Я определила Цель работы: «Развитие эмоциональной отзывчивости как основы творческих способностей и воспитания духовно-нравственного начала у детей дошкольного возраста посредством восприятия музыки». Для достижения цели мною были выделены следующие задачи:
- развивать способность эмоционально откликаться на чувства, выраженные в музыке;
- знакомить детей с музыкальными произведениями, первоначальными сведениями о музыке;
- обогащать духовный мир детей через высокохудожественные образцы музыкального искусства и приобщать их к истокам мировой и русской народной культуры.
- формировать музыкальный и эстетический вкус в процессе накопления слуховых впечатлений;
- активизировать творческое воображение в процессе восприятия музыки.
Слайд 7: Мною был подобран вспомогательный материал – методическая литература – содержание которого направлено на познавательно-речевое, социально-личностное и художественно-эстетическое развитие, формирование эмоциональной отзывчивости дошкольников :
• Развитие эмоциональной отзывчивости на классическую музыку у старших дошкольников /авт. Серебрякова М. В. /
• Музыкально-дидактические игры в образовательной деятельности старших дошкольников / авт. -сост. Н. Г. Кшенникова/
• Музыка в детском саду; планирование, тематические и комплексные занятия:
/ сост. : Н. Г. Барсукова/
Доступность в подаче материала, системная последовательность от простого к сложному, повторение пройденного материала помогает мне в решении задач музыкально-эстетического воспитания детей.
Слайд 8: Для успешной реализации задач я составила перспективно-тематическое планирование для детей младших, средних, старших и подготовительных групп, подобрала наглядный материал для усиления слухового восприятия, классифицировала музыкально - дидактические игры в соответствии с возрастными особенностями дошкольников для того, чтобы вести планомерную поэтапную работу над развитием у ребенка музыкального слуха, чувства ритма, певческих и танцевальных навыков, эмоционального отклика на музыкальное произведение.
В ходе моей практической деятельности с детьми, я отметила, что развитие эмоциональной отзывчивости детей на музыкальных занятиях наиболее успешно осуществляется в результате применения эффективных методов и приемов таких как:
-наглядно-слуховой (художественное исполнение произведения, цитаты из текста песни, загадки, пословицы, фрагмент из музыкального произведения);
-словесный (например, образный рассказ о музыке, беседа о содержании, сопоставление);
-практический (передача музыкальных явлений в движениях - хлопки, поднимание и опускание рук, движения с флажками, палочками).
-наглядно-зрительный (например, игрушки, художественные иллюстрации, пособия, которые помогают раскрыть музыкальный образ.)
Слайд 9: Так же, важным средством развития эмоциональной отзывчивости у детей является использование музыкально-дидактических игр и применение игровых ситуаций в процессе музыкальной деятельности. Например: «Настроение музыки»
Задача: определить характер музыки (веселая – спокойная – грустная).
Оборудование. Карточки «Ромашки настроений» (ромашка «радуется», ромашка «задумчивая», ромашка «грустная»)
Музыкальный репертуар. Д. Д. Шостакович «Вальс-шутка», Л. В. Бетховен «Колыбельная», П. И. Чайковский «Болезнь куклы».
Ход игры: дети слушают музыкальные пьесы-картинки и с помощью карточек определяют ее характер
Или: «Цветные приветики» :
Задачи: научить детей передавать свои эмоции, настроение с помощью цвета.
Оборудование: Разноцветные карточки.
Ход игры: дети выбирают тот цвет, каким сегодня они хотели бы с нами «поздороваться», цвет, который сейчас выражает их настроение, а затем пробуют тембром голоса показать настроение и поздороваться цветным «приветиком».
Слайд 10: Чтобы дети могли соотнести ритм музыкального произведения с определенными эмоциями, я использую двигательную импровизацию под музыку.
Цель: Передавать характер звучания музыки в танцевальных движениях.
Оборудование: Предметы для импровизации: лоскутки материи, полоски бумаги разного цвета, разных размеров, шифоновые шарфики, шишки, цветные листья.
Музыкальный репертуар : В. А. Моцарт, «Рондо Венециано».
Методические приемы: Детям предлагается представить себя листьями, танцующими под музыку. Но прежде чем включится в движение вместе со звучащей музыкой, им нужно выбрать предметы, которые у них будут в руках и которые смогут украсить их танец. Эти предметы заранее разложены на стульях, стоящих вдоль стен зала. На протяжении импровизации дети могут менять выбранные предметы, постепенно подбирая к музыке.
Слайд 11: Определить, какой музыкальный инструмент ярче передает характер музыки помогает Оркестровка
Цель: Передавать характер звучания музыки через игру на детских музыкальных инструментах.
Оборудование: Колокольчики, бубенцы, треугольники, палочки, маракасы, барабаны, тарелки, бубны.
Музыкальный репертуар : П. И. Чайковский «Камаринская»
Методические приемы: Детям предлагается послушать музыкальное произведение. После прослушивания подумать, на каких музыкальных инструментах можно сыграть эту музыку. Выбрать музыкальный инструмент для оркестровки и оркестровать музыкальное произведение.
Слайды 12, 13: Образовательный процесс невозможен без творческого вдохновения. Пережить разнообразную гамму настроений, испытать новые яркие чувства детям помогают праздники и развлечения в детском саду. Они являются формой воспитания детей и несут как эмоциональную, так и моральную нагрузку. На праздниках дети раскрываются с неожиданной стороны, живо откликаются на праздничную обстановку – на оформление музыкального зала, на гостей, на свой нарядный вид. С помощью праздников и развлечений я стараюсь формировать у детей эстетический вкус.
Слайд 14: Очень часто родители воспитанников на таких праздничных мероприятиях становятся не просто зрителями, но и участниками. Для мам и пап организовываю различные конкурсы, игры. Все это дарит радость и детям, и взрослым, сближает их, помогает проводить вместе больше времени.
Слайд 15: Работа с родителями дошкольников – очень важный аспект в деятельности педагогов. Я использую разные формы, такие как:
НОД (открытые музыкальные занятия)
Цель: повышение родительской компетентности в музыкальной области;
- мастер-классы, занятия-практикумы
Цель: знакомство с детским музыкальным репертуаром, обучение совместному музицированию с детьми, вооружение родителей основами музыкальных знаний о музыкальных инструментах, необходимых для воспитания здорового ребёнка (слушание, изготовление, игра.).
- совместные праздники и развлечения, игры, музыкальные гостиные с элементами театрализации
Цель: формирование культуры общения со своим ребёнком, сотрудниками детского сада и другими детьми и взрослыми
- консультирование родителей по вопросам организации музыкального воспитания детей в семье.
Цель: музыкальное просвещение родителей по темам:
«Музыкальное воспитание в семье», «Как слушать музыку с ребёнком»,
- проектная деятельность
Цель: взаимодействие ДОУ и семьи в процессе организации музыкально-литературных проектов».
Слайд 16: О проектной деятельности я хотела бы рассказать подробнее. Долгосрочный проект «Свеча надежды», над которым я работаю, направлен на возрождение (воспитание) духовно-нравственного начала у молодого поколения родителей через творчество и приобщение к ценностям культуры, а значит и их подрастающих малышей. Предполагает концертно-просветительскую деятельность педагогов, в которой, наряду с эстетическим компонентом, важную роль играет познавательный компонент, направленный на формирование музыкально-литературной культуры публики. В основе проекта встречи педагогов с родителями в литературно-музыкальных гостиных, посвященных творчеству писателей, музыкантов, которые прославили Россию на века. И первая встреча с родителями воспитанников в музыкально-литературной гостиной «Великий мастер языка и слова» была посвящена творчеству И. С. Тургенева.
Слайды 17, 18.
Следующая встреча с родителями состоялась в музыкально-литературной гостиной «И жизнь, и слезы, и любовь…» и была посвящена творчеству А. С. Пушкина.
Слайд 19: Проект «Свеча надежды» был представлен на ГМО для заведующих ДОУ и старших воспитателей, на педагогических чтениях, на ГМО музыкальных руководителей, где я выступила с презентацией «Взаимодействие ДОУ и семьи в процессе организации музыкально-литературных проектов».
Слайд 20: В настоящее время потребность в информации и просвещении достигла невиданных размеров. В связи с этим, культурно-просветительская деятельность занимает ведущее место в жизни современного общества. Следуя этим тенденциям, через разные формы работы с детьми, с родителями стараюсь пропагандировать лучшие образцы нашего культурного наследия. И родители наших воспитанников обязательно придут к пониманию того, что все мы – часть этой великой культуры, и они смогут эмоционально насытить и показать ребенку всю Красоту мира и сформировать надежную нравственную позицию.
Тема моего опыта работы очень важна, поэтому я буду продолжать работать над ней, открывать перед родителями и детьми новые страницы проекта «Свеча надежды», который помогает использовать в практике музыкально-эстетического воспитания методы и приемы, формы подачи музыкального материала, способствующие развитию эмоциональной отзывчивости детей.
Слайд 21: Спасибо за внимание!