Анна Данилова
Презентация «Развитие речи у детей с ОВЗ 5–7 лет с помощью дидактических игр и продуктивной деятельности»
▼ Скачать + Заказать документы
Развитие речи у детей с ОВЗ 5–7 лет с помощью дидактических игр и продуктивной деятельности
Уважаемые, родители!
Предлагаю вашему вниманию презентацию, которая поможет в домашних условиях развивать речь ваших детей. В играх сможет принять участие вся семья. Это будет благотворно влиять на развитие речи самого ребёнка и поднимет настроение у всех участников игры.
Публикация «Презентация „Развитие речи у детей с ОВЗ 5–7 лет с помощью дидактических игр и продуктивной деятельности“» размещена в разделах
- Дидактические игры
- ОВЗ. Конспекты занятий, НОД
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
Игры для развития речи - это доступный, полезный, эффективный метод развития восприятия, внимания, памяти и мышления у детей. Играя, дети закрепляют пройденные лексические темы в детском саду.
Можно разнообразить игры с помощью различной продуктивной деятельности: лепки из пластилина или солёного теста; рисования или раскрашивания; аппликации из цветной бумаги и пластилина; поделок из различных материалов (круп, макарон, ватных дисков, ватных палочек, соломинок и т. д.).
Эти игры вы можете проводить в любых условиях, в любое удобное для вас время. Главное — это желание!
Внимание! Игры можно проводить и с неговорящими детьми. Ребёнок может показать картинку, выполнить действие по его возможностям. При выполнении заданий и упражнений будьте внимательны и терпеливы к своему малышу. Не торопите его, если что-то у ребёнка не получается! Спокойно покажите ему правильные действия или мягко укажите на ошибку.
У вас всё получится!
Игра «Назови ласково»
Для игры, при необходимости, можно выбрать картинки (это могут быть картинки любых предметов: мебели, посуды, одежды, обуви, а также картинки домашних и диких животных, домашних и зимующих, перелётных птиц, овощей и фруктов, транспорта, и т. д.).
Ход игры
Взрослый называет любой предмет из группы объединённых одним общим названием (например, мебель). Попросите ребёнка назвать этот же предмет ласково.
-Я назову большой предмет, а ты назови тот же, но маленький предмет, ласково.
Стол — столик, стул — стульчик, кровать — кроватка и т. д.
Куртка — курточка, кофта — кофточка, носки — носочки и т. д.
Кошка — кошечка, собака — собачка, коза — козочка и т. д.
Игру можно проводить с мячом. Взрослый бросает мяч ребёнку и называет предмет, ребёнок ловит мяч и называет предмет ласково, затем бросает мяч обратно. Мяч может сначала бросить папа, потом мама и т. д. Мяч можно передавать по кругу, если участников игры много.
Игра «Один - много»
Для данной игры так же можно выбрать картинки любых предметов (это могут быть: игрушки, мебель, посуда, предметы личной гигиены, одежда, обувь, домашние и дикие животные, овощи и фрукты, транспорт, домашние и зимующие, перелётные птицы и т. д.).
Цель: Закреплять понятия «один», «много». Способствовать использованию этих понятий в речи ребёнка.
Первый вариант
Взрослый называет любой предмет из группы объединённых одним общим названием (например, посуда) в единственном числе. Просит ребёнка назвать этот же предмет, но во множественном числе.
-У меня одна тарелка, а на полке - много тарелок.
-У дедушки одна чашка, а на полке - много чашек.
Второй вариант
Вам понадобятся картинки разных предметов (это могут быть: овощи, фрукты, игрушки, мебель, посуда и т. д.). Перед ребёнком положите одну картинку с изображением одного предмета (или 2-3 предметов). Ребенок должен определить количество предметов на картинке с помощью понятий «много» и «один».
-Одна капуста, много яблок.
-Много матрёшек, одна кукла.
-Один шкаф, много столов.
Игра «Посчитай до пяти»
Используйте картинки любых предметов (это могут быть картинки одной группы: игрушек, мебели, посуды, предметов личной гигиены, одежды, обуви, а также домашних и диких животных, овощей и фруктов, транспорта и т. д.).
Цель: упражнять ребёнка в согласовании существительных с числительными от 1 до 5.
Взрослый выкладывает на столе перед ребёнком 5 яблок в один ряд и просит ребёнка посчитать и ответить на вопрос: «Сколько всего яблок на столе?» (т. е. назвать итоговое число). Теперь Вы вместе с ребёнком считаете яблоки, согласуя существительное с числительным:
-Одно яблоко, два яблока, три яблока, четыре яблока, пять яблок.
Внимание! Не всем детям с задержкой развития понятен смысл данного счёта. При выполнении данного действия Вы можете класть по одному яблоку на поднос, называя полученное количество яблок на подносе. Ребёнку можно объяснить так: «Сейчас поднос пустой. Я кладу на него одно яблоко. Сколько яблок на подносе? Одно яблоко. Затем я ещё кладу одно яблоко на поднос. Сколько теперь яблок на подносе? Два яблока. Ещё кладу одно яблоко на поднос. Сколько сейчас яблок на подносе? Три яблока. Я кладу ещё одно яблоко. Сколько яблок на подносе? Четыре яблока. Теперь я кладу последнее яблоко. Сколько яблок на подносе? Пять яблок.
Затем посчитайте с ребёнком груши и лимоны.
-Одна груша, две груши, три груши, четыре груши, пять груш.
-Один лимон, два лимона, три лимона, четыре лимона, пять лимонов. И т. д.
Игра «Какое это варенье?»
Используйте картинки ягод (малина, клубника, земляника, смородина, черника, фруктов (яблоко, груша, слива, абрикос, персик).
Цель: учить образовывать имена прилагательные от имён существительных.
Предложите ребёнку «сварить» варенье. Перед ребёнком на столе разложите картинки ягод и фруктов. Назовите каждую картинку. Попросите ребёнка повторить за Вами названия ягод и фруктов, и показать соответствующую картинку. Можно заранее с ребёнком нарисовать и раскрасить баночки или вырезать баночки из цветного картона в количестве 10 штук.
Ребёнок должен ответить на Ваш вопрос и положить картинку с изображением ягоды или фрукта на баночку с соответствующего цвета.
-Варенье из малины. Какое это варенье? (Это малиновое варенье)
-Варенье из яблок. Какое это варенье? (Это яблочное варенье)
Далее можно предложить ребёнку расставить баночки с вареньем: справа — фруктовое,
слева — ягодное варенье.
По такой же аналогии можно предложить «варить» суп, компот, «готовить» салат.
Например:
-Суп из овощей — овощной суп; суп из рыбы — рыбный суп; суп из гороха — гороховый суп.
-Компот из ягод — ягодный компот; компот из фруктов — фруктовый компот;
компот из слив — сливовый компот.
-Салат из морковки — морковный салат; салат из капусты — капустный салат и т. д.
Игра «Какое это дерево?»
Используйте картинки фруктов (яблоко, груша, слива, абрикос, персик, вишня).
Цель: учить образовывать имена прилагательные от имён существительных.
Нарисуйте вместе с ребёнком одинаковые деревья по количеству картинок с изображением фруктов. Предложите ребёнку к каждому нарисованному дереву приложить картинку или самому нарисовать фрукт. Попросите ребёнка назвать каждый фрукт и ответить на вопросы:
-Какое это дерево, если на нём растёт груша? (Это грушевое дерево)
-Какое это дерево, если на нём растёт вишня? (Это вишнёвое дерево). И т. д.
Дополнение к речевым играм
Можно разнообразить данные игры:
Попросите ребёнка нарисовать груши (или яблоки, вишни, абрикосы, сливы, персики) на вырезанной из картона баночке.
Предложите вырезать из цветной бумаги «фрукты» и сделать аппликацию на нарисованной на бумаге баночке.
Из пластилина соответствующего цвета скатать шарики и прикрепить их к нарисованной или стеклянной баночке.
Нарисуйте вместе с ребёнком дерево и предложите малышу сделать аппликацию из цветной бумаги или пластилина.
Игра «Жадина»
Для данной игры так же можно выбрать картинки (это могут быть: игрушки, мебель, посуда, предметы личной гигиены, одежда, обувь, домашние и дикие животные, овощи и фрукты, транспорт, домашние и зимующие, перелётные птицы и т. д.
Цель: расширять и активизировать словарный запас ребёнка, учить согласовывать местоимения мой, моя, моё, мои с существительными и прилагательными.
Заранее подберите двенадцать картинок (например, игрушек). Вырежьте из картона одного цвета по 3 квадрата, круга, треугольника, овала.
Разложите перед ребёнком все 12 картинок (по 4 картинки в 3 ряда) и предложите ему представить, что все эти игрушки его. И чтобы игрушки остались у него, надо закрыть их геометрическими фигурами.
-Те предметы, про которые ребёнок может сказать мой, надо закрыть квадратами.
-Те предметы, про которые ребёнок может сказать моя, надо закрыть треугольниками.
-Те предметы, про которые ребёнок может сказать моё, надо закрыть овалами.
-Те предметы, про которые ребёнок может сказать мои, надо закрыть кругами.
Затем, когда все картинки будут закрыты фигурами, ребёнок должен поочерёдно открывать картинки и произносить: «Мой мишка», «Моя кукла», «Моё ведёрко», «Мои кубики».
Можно усложнить задание, если предыдущее задание усвоено ребёнком. Открывая
картинки по порядку, назвать местоимение (мой, моя, моё, мои, прилагательное и
существительное в одном предложении.
Например: «Моё зелёное ведёрко», «Мой пушистый мишка», «Моя большая кукла»,
«Мои маленькие кубики».
Благодарю за внимание!