МААМ-картинки

Рассказывание по картине как метод обучения связной речи дошкольников

Дербенева Юлия
Рассказывание по картине как метод обучения связной речи дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы

Рассказывание по картине как метод обучения связной речи детей дошкольного возраста

Здравствуйте, уважаемые коллеги!

Наблюдения педагогов показывают, что у многих детей не развита именно связная речь, поэтому проблема ее развития является одной из актуальных на сегодняшний день.

Темочки:

Огромная ответственность при этом ложится на педагогов, занимающихся развитием речи подрастающего поколения, и прежде всего – педагогах дошкольного образования, формирующих и развивающих связную речь малыша.

Поэтому в детском саду создаётся специальная среда, способствующая максимально полному раскрытию речевых возможностей воспитанников.

Сегодня мы предлагаем вам еще раз рассмотреть такой метод обучения связной речи как рассказывание по картине. Не секрет, что рассказывание по картине вызывает затруднение и у детей, и у педагогов. Детей трудно «разговорить». А как бывает непросто подобрать саму картину для демонстрации. Но проводить такую работу хоть и трудно, но необходимо.

В основе рассказывания по картине лежит восприятие детьми окружающей жизни. Картина не только расширяет и углубляет детские представления об общественных и природных явлениях, но и воздействует на эмоции детей, вызывает интерес к рассказыванию, побуждает говорить даже обычно молчаливых и застенчивых детей.

Рассматривание картин, преследует тройную цель: упражнение в наблюдении, развитие мышления, воображения, логического суждения и развитие речи ребенка.

В процессе рассматривания активизируется и уточняется словарь, развивается диалогическая речь: умение отвечать на вопросы, обосновывать свои ответы, самому задавать вопросы. Следовательно, цель беседы по картине – подвести детей к правильному восприятию и пониманию основного содержания картины и одновременно развитие диалогической и монологической речи.

На слайде вы видите задачи, решаемые при обучении рассказыванию по картине :

учить детей рассматривать картину, формировать умение замечать в ней главное;

учить детей правильно понимать содержание картины;

учить составлять связный рассказ;

развивать внимание, память, мышление;

развивать диалогическую и монологическую речь;

активизировать и расширять словарный запас.

В формировании умений описывать картины и составлять рассказы-повествования используются специально разработанные серии дидактических картин разных типов.

Напомним, какие виды картин применяются для обучения рассказыванию по картине. Это:

предметные картины;

сюжетные картины;

серии сюжетных картин;

репродукции мастеров искусства:

• Пейзажные картины

• Натюрморт

Существуют требования к отбору картин :

содержание картины должно быть интересным, понятным, воспитывающим положительное отношение к окружающему;

картина должна быть высокохудожественной: изображение персонажей, животных и других объектов должны быть реалистическими;

картина должна быть доступна для понимания детям не только по содержанию, но и по изображению. Не должно быть картин с чрезмерным нагромождением деталей, иначе дети отвлекаются от главного.

Виды рассказывания по картине :

• Описание предметных картин - это связное, последовательное описание изображенных на картине предметов или животных, их качеств, свойств, действий.

• Описание сюжетной картины – это описание изображенной на картине ситуации, не выходящей за пределы содержания картины.

Рассказ по последовательной сюжетной серии картин – ребенок рассказывает о содержании каждой сюжетной картины из серии, связывая их в один рассказ.

• Повествовательный рассказ по сюжетной картине – ребенок придумывает начало и конец к изображенному на картине эпизоду. Ему требуется не только осмыслить содержание картины, передать его, но и с помощью воображения создать предшествующие и последующие события.

• Описание пейзажной картины и натюрморта обычно навеяны настроением, ребенок часто включает в рассказ элементы повествования.

Рассказывание по сюжетной картине с элементами творчества.

Также необходимо напомнить общие требования к организации работы с картиной :

работу по обучению детей рассказыванию по картине рекомендуется проводить, начиная со второй младшей группы детского сада.

при подборе сюжета необходимо учитывать количество нарисованных объектов.

после первой игры картина оставляется в группе на все время занятий с ней.

игры могут проводиться с подгруппой или индивидуально.

каждый этап работы (серия игр) следует рассматривать как промежуточный. Результат этапа: рассказ ребенка с использованием конкретного мыслительного приёма.

итоговым можно считать развернутый рассказ дошкольника, построенный им самостоятельно с помощью усвоенных приемов.

Занятия по обучению детей рассматриванию картин и составления рассказа в разных возрастных группах имеют схожую структуру. Это 3 части:

1 часть: вызвать у детей желание рассмотреть картину, подготовить их к этому восприятию.

2 часть: рассматривание картины состоит из 2-х частей:

- создать целостное представление по всей картине;

- установить связи и взаимоотношения.

3 часть: обобщить в связном монологе представления детей об увиденном на картине. Вызвать желание слушать рассказ.

Предлагаем вам посмотреть этапы работы по рассматриванию картины в разных возрастных группах. Для рассматривания мы взяли картины по теме «Осень».

Во всех возрастных группах главной остается беседа воспитателя с детьми в форме вопросов и ответов, из которых в дальнейшем и составится рассказ.

Методические приемы зависят от возраста воспитанников и задач на данном занятии. От группы к группе идет усложнение этих задач.

Так в младшей группе основной вид работы по картине – беседа. Дети учатся рассказывать с помощью вопросов воспитателя.

В младшем дошкольном возрасте используются предметные и простые сюжетные картины, близкие опыту детей, вызывающие эмоциональный отклик.

Также проводятся дидактические игры с предметными картинками.

Дети учатся рассказывать по картине предложениями из 2х -3х слов. Рассматривание картины используется для точности и ясности речи.

Речь воспитателя может быть дополнена коротким стихотворением, потешкой, загадкой.

Предлагаем вашему вниманию фрагмент занятия во второй младшей группе «Рассматривание картины из серии «Наша Таня. Осень». В данном фрагменте мы делаем акцент на привлечение детей к картине и проведение беседы.

В средней группе детей учат рассматривать и описывать предметные и сюжетные картины сначала по вопросам воспитателя, а затем по его образцу. Целью этого будет помочь ребенку осознать, что описание проводится по определенному плану, помочь осознать его на интуитивном уровне. Также в средней группе используется прием сравнения двух персонажей, приём использования художественного слова. Проводятся беседы по сюжетным картинам, заканчивающиеся обобщением, которое делает воспитатель или дети.

Предлагаем вашему вниманию фрагмент занятия в средней группе «Рассматривание картины «Прогулка в парке». В данном фрагменте мы делаем акцент на использование при рассматривании приема сравнения.

В старшей группе ознакомление с картиной и составление описательных рассказов осуществляется на одном занятии. В процессе рассматривания педагог учит воспитанников характеризовать место и время действия, рассказ идет по плану, предложенному педагогом или составленному вместе с детьми. При составлении рассказа детям даётся возможность выявить причинно- следственные связи.

Предлагаем вашему вниманию фрагмент занятия в старшей группе компенсирующей направленности «Рассматривание картины «Под дождем». В данном фрагменте мы делаем акцент на начало работы по выявлению причинно-следственных связей, увиденных на картине.

Начиная со старшей группы, особый интерес представляют занятия с использованием репродукций пейзажных картин и натюрмортов кисти мастеров искусства. Остановимся кратко на особенностях этой методики.

Воспринимая пейзаж или натюрморт, дети должны увидеть красоту изображенного, найти слова для передачи прекрасного, эмоционально откликнуться, взволноваться тем, чем взволнован художник, осознать свое отношение к воспринимаемому.

Рассматривание пейзажных картин необходимо сочетать с наблюдениями природы (осенний и зимний лес, небо, оттенки цветов зелени при различном солнечном освещении и т. д.) и с восприятием поэтических произведений, описывающих природу. Запас непосредственных наблюдений над явлениями природы помогает детям воспринимать произведения искусства и испытывать эстетическое наслаждение.

Посмотрите фрагмент занятия в старшей группе компенсирующей направленности «Рассматривание картины И. Грабаря «Рябинка». В данном фрагменте мы делаем акцент на привлечение детей к пейзажной картине, на умение детей увидеть красоту изображенного, найти слова для передачи прекрасного, эмоционально откликнуться.

К подготовительной группе дети при составлении рассказа по картинам уже овладевают такими умениями, как:

умение придумать свое название, мотивировать его;

точно характеризовать время и место действия;

выявлять причинно- следственную зависимость,

рассказывать по-своему, не подражая товарищам;

передавать содержание картины в определенной последовательности.

Речь детей, описывая картину, может содержать более 13 предложений.

Детей, следует учить слушать высказывания своих товарищей, замечать неточности, ошибки. Также воспитателю необходимо отмечать «изюминки» в речи детей, обращать на них внимание остальных ребят.

Таким образом, работа всех предыдущих лет как бы аккумулируется, объединяется в целое – это умение связно излагать свои чувства и мысли.

Предлагаем вашему вниманию фрагмент занятия в подготовительной к школе группе. Рассматривание картины Левитана «Золотая осень».

Подводя итог, хотелось бы отметить, что приемы обучения рассказыванию многообразны, методика их использования зависит от этапа обучения, от уровня умений детей, степени их активности и самостоятельности. Важно, чтобы за подбором, сочетанием разнообразных методических способов мы не забывали, что картина - это лишь эффективное средство, а главное на занятии - ребенок, развитие которого мы должны направлять и сопровождать.

Спасибо за внимание!

Прикреплённые файлы:

Публикации по теме:

Беседа как метод обучения диалогической речиБеседа как метод обучения диалогической речи Беседа – это целенаправленное обсуждение чего-либо, организованный, подготовленный диалог на заранее выбранную тему. Беседа рассматривается.

Конспект открытой НОД по развитию речи во второй младшей группе на тему «Рассказывание по картине «Кошка с котятами»Конспект открытой НОД по развитию речи во второй младшей группе на тему «Рассказывание по картине «Кошка с котятами» Программное содержание: Составлять с помощью воспитателя небольшой рассказ по картине. Закрепить знания детей о внешнем виде кошки Вовлекать.

Конспект занятия по речевому развитию «Рассказывание по картине «Лошадь с жеребенком» для старшей группы Задачи: учить детей составлять описательный рассказ по картине; включать в него наиболее точные слова для обозначения цвета, величины, использовать.

Конспект занятия по речевому развитию «Рассказывание по картине «Северные олени», для старшей группыКонспект занятия по речевому развитию «Рассказывание по картине «Северные олени», для старшей группы Задачи: воспитывать интерес к составлению рассказа по картине; учить детей составлять сюжетный рассказ по картинке с опорой на имеющиеся.

Мастер-класс «Мнемотехника как метод инновационных педагогических технологий в развитии связной речи у старших дошкольников»Мастер-класс «Мнемотехника как метод инновационных педагогических технологий в развитии связной речи у старших дошкольников» Мастер - класс «Мнемотехника, как метод инновационных педагогических технологий в развитии связной речи у детей старшего дошкольного возраста».

Отчёт музыкального руководителя по 3-й годовой задаче «Развитие связной речи детей посредством обучения рассказыванию»Отчёт музыкального руководителя по 3-й годовой задаче «Развитие связной речи детей посредством обучения рассказыванию» Отчёт музыкального руководителя по 3-й годовой задаче за 2018-19 уч. год «Развитие связной речи детей через обучение рассказыванию» (март-май).

Развитие связной речи у дошкольников с задержкой психического развития с помощью мнемотехники На протяжении 3 лет я изучала и использовала в своей практической деятельности приемы и методы мнемотехники. Сегодня я хочу вас познакомить.

Родительское собрание «Развитие связной речи дошкольников» в старшей группе с использованием ИКТ Цель: повышение уровня педагогической компетентности родителей по вопросу развития связной речи детей старшего дошкольного возраста. Форма:.

Опыт работы «Проектная деятельность как эффективный метод развития связной монологической речи дошкольников»Опыт работы «Проектная деятельность как эффективный метод развития связной монологической речи дошкольников» Доброго времени суток всем коллегам! Сегодня предлагаю Вам познакомиться с моим опытом работы на тему «Проектная деятельность как эффективный.

Творческое рассказывание по картине «Зимние забавы» в подготовительной группеТворческое рассказывание по картине «Зимние забавы» в подготовительной группе Творческое рассказывание по картине «Зимние забавы» подготовительная группа Цель: создать условие для составления связного рассказа по.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Рассказывание по картине как метод обучения связной речи дошкольников
Опубликовано: 14 ноября 2020 в 16:41
+11Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Рассказывание по картине как метод обучения связной речи дошкольников» (включая файлы) размещена пользователем Дербенева Юлия (УИ 2411546) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 7.
Для просмотра комментариев
Календарь
25 декабря 2024 среда
Праздник флага, герба и гимна России!
26 декабря 2024 четверг
Вы уже украсили елку?
Учим детей дарить подарки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД