Марина Пискунова
Психологическая готовность к школе
▼ Скачать + Заказать документы
«Психологическая готовность к школе»
Я хочу начать свое выступление со слов доктора психологических наук,
Леонида Абрамовича Венгера. Он сказал, «Быть готовым к школе – не значит уметь читать, писать и считать. Быть готовым к школе – значит быть готовым всему этому научиться».
Публикация «Психологическая готовность к школе» размещена в разделах
Каждый ребенок идет в первый класс с надеждой, что в школе все у него будет хорошо. Учительница будет красивая и добрая, одноклассники будут с ним дружить, и учиться он будет на пятерки. Оправдание детских и родительских ожиданий зависят от того, как ребенок психологически подготовлен к школе.
(слайд 2) Что же такое психологическая готовность к школе и можно ли ее сформировать?
Психологическая готовность – это необходимый и достаточный уровень психического развития ребенка для начала освоения школьной учебной программы в условиях обучения в группе сверстников. Психологическая готовность возникает у детей не сама по себе, а образуется постепенно: в играх, труде, в общении со взрослыми и сверстниками, в процессе формирования традиционных школьных навыков (письма, счет, чтение)
(слайд 3) Психологически не готовый к школе ребёнок :
1. Не может сосредоточиться на уроке, часто отвлекается
2. Тяготеет к шаблонным действиям и решениям
3. Испытывает затруднения в общении со взрослыми и сверстниками по поводу учебных задач
4. Не может включиться в общий режим работы класса
5. Проявляет мало инициативы.
(слайд 4) Психологическая готовность к школе заключается в личностно – социальной готовности ребенка, в интеллектуальной готовности, в мотивационной готовности, эмоционально – волевой готовности.
(слайд 5) Личностно-социальная готовность :
Умеет ли ребенок общаться с детьми.
Проявляет ли инициативу в общении или ждет, когда его позовут другие ребята.
Чувствует ли принятые в обществе нормы общения,
Готов ли учитывать интересы других детей или коллективные интересы, умеет ли отстаивать свое мнение.
Чувствует ли разницу в общении с детьми, учителями и другими взрослыми, родителями.
(слайд 6) Интеллектуальная готовность :
Умение думать, анализировать, делать выводы.
Развитие речи, словарный запас и способность рассказывать что-то на доступные темы, в том числе и элементарные сведения о себе.
Способность к концентрации внимания, умение строить логические связи, развитие памяти, мелкая моторика.
Умение писать, читать, считать, решать элементарные задачки, это лишь навыки, которым можно научить. Не подавляйте исследовательский интерес вашего ребенка, тогда к моменту поступления в школу ему многое удастся постичь на собственном опыте. Учите ребенка самого искать ответы на свои бесконечные «почему», выстраивать причинно-следственные связи – одним словом, активно интересоваться окружающим миром.
(слайд 7) Мотивационная готовность :
Познавательный интерес, желание узнавать что то новое.
Сформированность положительного отношения к школе, учителю, учебной деятельности, к самому себе.
(слайд 8) Эмоционально - волевая готовность к школе
Способность делать не только то, что хочу, но и то, что надо, не бояться трудностей, разрешать их самостоятельно.
Адекватная самооценка и положительный образ себя.
Умение сосредоточиться, управление эмоциями.
Формированию этих качеств поможет игра!
Игры учат спокойно дожидаться своей очереди, своего хода, с достоинством проигрывать, выстраивать свою стратегию и при этом учитывать постоянно меняющиеся обстоятельства и т. д.
Также необходимо приучать ребенка к смене деятельности, режиму дня.
Важно проявлять веру в ребенка, искренне поощрять, помогать и поддерживать. Потихоньку ребенок разовьет в себе способность к волевому усилию, но не сразу. Помогите ему!
(слайд 9) В чем же заключается оценка психологической готовности детей к обучению :
1. Общая ориентация детей в окружающем мире. (что такое аптека, для чего нужен врач, кто такой полицейский, что такое магазин и т. д.)
2. Отношение ребенка к обучению в школе. Школа-это труд, в результате которого ребенок получает знания, которые пригодятся ему для дальнейшей жизни. Психологические занятия направлены на привитие труда по отношению к школе.
3. Так же будет оцениваться внимание, память, мышление, речь.
4. Художественно-изобразительные способности – это умение правильно владеть инструментами изо: правильно держать, резать, сминать пластилин и т. д.
5. Трудовые умения и навыки – это правильная организация своего рабочего места. Для чего нужно учебная атрибутика? Как правильно приготовиться к уроку? Какие учебники и принадлежности нужны для этого?
6. Мотивация достижения успехов – у многих детей мотивация в основном внешняя, когда ребенок делает все ради того, что бы получить звездочку или солнышко, что бы похвалила учительница, мама, папа. А я на своих занятиях стараюсь развить внутреннюю мотивацию, что бы ребенок понял, что он получает знания для собственного развития.
7. Личностные качества – это воля, усидчивость, упорство (но не упрямство, которые позволят ему правильно учиться. Эти качества очень легко развиваются, что я и буду делать на психологических занятиях.
8. Межличностные отношения – это умение ладить с другими учениками, жить в новом социуме (приспособиться к новому режиму, питанию, атмосфере, умение выходить из ситуации конфликта.
(слайд 10) Все психологические занятия будут способствовать требованиям высокого уровня адаптации к школе. Которая состоит в том, что первоклассник положительно относится к школе, предъявляемые требования воспринимает адекватно; учебный материал усваивает легко; глубоко и полно овладевает программным материалом; решает усложненные задачи, прилежен, внимательно слушает указания, объяснения учителя; выполняет поручения без внешнего контроля; проявляет большой интерес к самостоятельной учебной работе, готовится ко всем урокам; общественные поручения выполняет охотно и добросовестно; занимает в классе благоприятное статусное положение.
(слайд 11) Но так же есть и средний уровень- первоклассник положительно относится к школе, ее посещение не вызывает отрицательных переживаний; понимает учебный материал, если учитель излагает его подробно и наглядно; усваивает основное содержание учебных программ, самостоятельно решает типовые задачи; сосредоточен и внимателен при выполнении заданий, поручений, указаний взрослого, но при его контроле; бывает сосредоточен только тогда, когда занят чем-то для него интересным; готовится к урокам и выполняет домашние задания почти всегда; общественные поручения выполняет добросовестно; дружит со многими одноклассниками.
(слайд 12) И низкий уровень - первоклассник отрицательно относится к школе; нередки жалобы на здоровье; доминирует подавленное настроение; наблюдаются нарушения дисциплины; объясняемый учителем материал усваивается фрагментарно; самостоятельная работа с учебником затруднена; при выполнении самостоятельных учебных заданий не проявляет интереса; к урокам готовится нерегулярно, ему необходим постоянный контроль, систематические напоминания и побуждения со стороны учителя и родителей; сохраняет работоспособность при удлиненных паузах для отдыха;
(слайд 13) К сожалению, есть такие проблемы у ребенка 6-7 лет, которые по Венгеру распределены следующим образом. - Тревожность - бывает ситуативной, но может стать и личностной особенностью. Высокая тревожность приобретает устойчивость при постоянном недовольстве учебной работой ребенка со стороны учителя и родителей - обилие замечаний, упреков. Тревожность возникает из-за страха что-то сделать плохо, неправильно. Такой же результат достигается в ситуации, когда ребенок учится хорошо, но родители ожидают от него большего и предъявляют завышенные требования, подчас нереальные.
(слайд14) Демонстративность - особенность личности, связанная с повышенной потребностью в успехе и внимании к себе окружающих. Ребенок, обладающий этим свойством, ведет себя манерно. Его утрированные эмоциональные реакции служат средством достижения главной цели - обратить на себя внимание, получить ободрение. Если для ребенка с высокой тревожностью основная проблема - постоянное неодобрение взрослых, то для демонстративного ребенка - недостаток похвалы. Негативизм распространяется не только на нормы школьной дисциплины, но и на учебные требования учителя. Не принимая учебные задачи периодически «выпадая» из процесса обучения, ребенок не может овладеть необходимыми знаниями и способами действий, успешно учиться.
(слайд15) Уход от реальности - еще один вариант неблагоприятного развития. Это когда у детей демонстративность сочетается с тревожностью. Эти дети тоже имеют сильную потребность во внимании к себе, но реализовать ее в резкой театрализованной форме не могут из-за своей тревожности. Они мало заметны, опасаются вызвать неодобрение, стремятся к выполнению требований взрослых. Неудовлетворенная потребность во внимании приводит к нарастанию тревожности и еще большей пассивности, незаметности, что затрудняет и так недостаточные контакты. Эти особенности, усиливающиеся со временем, обычно сочетаются с инфантильностью, отсутствием самоконтроля.
(слайд 16-18) Я подобрала Вам, уважаемые родители, рекомендации, которые помогут Вам в воспитании будущих школьников.
Причиной негативного отношения ребенка к школе могут быть не только особенности развития его организма, но и условия, в которых он растет (воспитывается в обстановке постоянных конфликтов, страха, безнадзорности).
Устойчивое положительное отношение к школьному учению во многом формируется через общение с близкими людьми ( воспринимается и эмоциональная окраска этих суждений: равнодушие или озлобленность, насмешливость или цинизм)
Помогите ребенку развить и реализовать свои возможности. Не жалейте затраченного времени. Оно многократно окупится. Учение будет для него не тяжелой обязанностью, а радостью, и у вас. не будет оснований расстраиваться по поводу его успеваемости.
Формируйте у детей умения преодолевать трудности, создавайте для него ситуации успеха.
Избегайте неодобрительной оценки, находите слова поддержки, чаще хвалите ребенка за его терпение, настойчивость и т. д. Никогда не подчеркивайте его слабости в сравнении с другими детьми. Формируйте у него уверенность в своих силах.
А самое главное, постарайтесь не воспринимать занятия с ребенком как тяжелый труд, радуйтесь и получайте удовольствие от процесса общения, никогда не теряйте чувство юмора.
Итак, успехов вам и больше веры в себя!