Елена Гладкова
Проект «Чистюли» в группе раннего возраста
Презентация педагогического проекта в группе раннего возраста
на тему «Чистюли» воспитателя Гладковой Е. Н.
Известно, что самые прочные привычки, как полезные, так и вредные, формируются в детстве. Вот почему так важно с самого раннего возраста воспитывать у ребенка полезные для здоровья навыки, закреплять их, чтобы они стали привычками. Культурно-гигиеническое воспитание - основа санитарной культуры, необходимое условие формирования у детей установки на здоровый образ жизни в будущем.
Публикация «Проект „Чистюли“ в группе раннего возраста» размещена в разделах
Воспитание у детей навыков личной и общественной гигиены играет важнейшую роль в охране их здоровья, способствует правильному поведению в быту, в общественных местах. В конечном счете, от знания и выполнения детьми необходимых гигиенических правил и норм поведения зависит не только их здоровье, но и здоровье других детей и взрослых. В процессе повседневной работы с детьми необходимо стремиться к тому, чтобы выполнение правил личной гигиены стало для них естественным, а гигиенические навыки с возрастом постоянно совершенствовались.
Актуальность проблемы развития культурно - гигиенических навыков детей дошкольного возраста всегда будет стоять на одном из первых мест, в проблеме воспитания дошкольников. У детей нашей группы преобладает низкий уровень освоения культурно-гигиенических навыков. Дети не последовательны и не самостоятельны в своих действиях, некоторые не умеют: есть самостоятельно жидкую пищу, только с помощью взрослого находят свое полотенце и горшок, не аккуратны за столом во время приема пищи, не умеют одеваться – раздеваться. Игровой проект по воспитанию культурно-гигиенических навыков необходимо внедрить и реализовать.
Гипотеза: Режимные моменты (кормление, укладывание на сон, подъем, сборы на прогулку и возвращение с нее, проведение гигиенических процедур) занимают существенную часть времени бодрствования. Дети нуждаются в терпеливом обучении и непосредственной помощи взрослого. Систематическое использование в режимных моментах культурно–гигиенических навыков дадут положительный результат здорового образа жизни детей.
Цель: Формирование культурно гигиенических навыков у детей младшего дошкольного возраста через различные виды деятельности детей.
Задачи:
1) Способствовать осмыслению детьми и родителями необходимости соблюдения правил личной гигиены;
2) познакомить с последовательностью выполнения культурно-гигиенических навыков;
3) приучать детей следить за своим внешним видом, продолжать формировать умение правильно пользоваться мылом, аккуратно мыть руки, лицо; насухо вытираться после умывания, вешать полотенце на место, пользоваться расчёской и носовым платком;
4) формировать простейшие навыки поведения за столом: правильно пользоваться столовой и чайной ложками, салфеткой; не крошить хлеб, пережёвывать пищу с закрытым ртом, не разговаривать с полным ртом.
5) создавать условия для развития умений у детей самостоятельно использовать полученные навыки в повседневной жизни в детском саду и дома;
6) формировать потребность у детей в соблюдении навыков гигиены и опрятности в повседневной жизни в детском саду и дома, посредством педагогических приёмов, обеспечивающих успешное решение поставленных задач: прямое обучение, показ, упражнения с выполнением действий в процессе дидактических игр;
7) систематическое напоминание детям о необходимости соблюдения правил гигиены.
Этапы.
Подготовительный:
1. Сбор литературы по данной теме.
2. Диагностика детей по данной теме.
3. Составление плана работы.
4. Разработка содержания проекта.
Основной:
1. Выполнение подробного плана работы по всем видам деятельности
с детьми.
2. Большая совместная образовательная работа с детьми, родителями
для решения поставленных задач.
3. Подборка художественных произведений, потешек, словесных игр по данной теме.
Заключительный:
1. Подведение итогов работы над проектом.
2. Презентация проекта.
Вид проекта : долгосрочный, творческий.
Участники проекта : 1. Группа детей 2 - 3 лет
2. Родители.
3. Воспитатели.
Сроки реализации проекта : октябрь 2017г. - апрель 2018г.
Основные формы реализации проекта :
1. Консультации для родителей.
2. Дидактические игры и упражнения.
3. Художественное слово.
4. Чтение художественной литературы.
5. Беседы.
Эффективность проекта :
Чтобы облегчить ребенку освоение новых навыков, необходимо делать этот процесс доступным, интересным и увлекательным. И делать это надо педагогически тонко и ненавязчиво. При этом взрослым важно учитывать возрастную особенность детей 3-го года жизни–стремление к самостоятельности. В своей работе, по формированию культурно–гигиенических навыков я отдаю предпочтение играм. Это создает у детей хорошее настроение и формирует положительное отношение к выполнению культурно–гигиенических навыков.
Ожидаемые конечные результаты реализации проекта.
Дети 2- 3 лет должны научиться:
1. Следить за своим внешним видом.
2. Пользоваться мылом, аккуратно мыть руки, лицо, уши; насухо вытираться после умывания.
3. Вешать полотенце на место, пользоваться расчёской и носовым платком.
4. Правильно пользоваться ложкой, салфеткой.
5. Не крошить хлеб, пережёвывать пищу с закрытым ртом, не разговаривать с полным ртом.
Предполагаемый результат проекта для родителей :
1. Повышение знаний для обеспечения успешного развития детей.
2. Получение консультаций по вопросам формирования культурно-гигиенических навыков.
3. Укрепление связей между детским садом и семьёй.
Возможности проекта для воспитателей :
1. Повышение знаний по формированию культурно-гигиенических навыков у детей младшего дошкольного возраста.
2. Формирование здорового образа жизни.
3. Улучшение отношений между детьми.
4. Укрепление связи с родителями.
Основной этап: срок с 01.10.17 г - 30.04.18 г
Заключительный этап:
Мероприятия Срок
Выпуск стенгазеты для родителей «Уроки Мойдодыра» 15.03.2018 г
Фотовыставка и фотоальбом «Чистюли» 20.04.2018 г
Презентация проекта. 30. 04. 2018 г
Реализация проекта :
- Игровая ситуация «Моем чисто руки и лицо».
- Формирование навыков поведения за столом».
- Дидактическое упражнение «Носики-курносики» и И/у «Хорошие манеры».
- Дидактическая игра: «Покажи действие».
- Чтение потешек, стихов о культуре гигиенических навыков.
- Д/и «Собери предметы личной гигиены».
- Сюжетно-ролевая игра «В гости кукла к нам пришла».
- Игровые сюжеты: «Как мы умеем раздеваться и одеваться».
- Дидактическая игра «Подбери предметы личной гигиены».
- Игровое упражнение «Делаем причёску».
- Игровая ситуация «Умоем куклу».
- Игровая ситуация «Купание куклы».
- Дидактическая игра «Одежда».
- Дидактическая игра «Подбери предметы личной гигиены».
- Дидактическое упражнение «Покажем кукле Кате, как мы накрываем на стол».
- Игровая ситуация «Помоги кукле Тане одеться на прогулку».
- Изобразительная деятельность «Раскрашиваем капельки».
- Дидактическая игра «Мыльные перчатки».
- Наблюдение за правильностью умывания детей средней группы.
- Игровое упражнение «Моем посуду».
- Родительское собрание «Формирование культурно гигиенических навыков у детей 2 - 3 лет».
- Оформление уголков по культурно –гигиеническим навыкам.
- Оформление книжного уголка по теме проекта.
- Оформление стенгазеты «Уроки Мойдодыра».
- Оформление фотогазеты «Чистюли».
Результат проекта
•Дети познакомились с алгоритмом выполнения культурно–гигиенических навыков.
•Дети приучились следить за своим внешним видом, умеют правильно пользоваться мылом, аккуратно мыть руки, лицо; насухо вытираться после умывания, вешать полотенце на место, пользоваться расческой и носовым платком.
•Развились эмоциональные качества.
•Дети стали внимательнее и наблюдательнее к своему внешнему виду.
•У детей появилось желание выглядеть чистыми, опрятными.
•Сформировались простейшие навыки поведения за столом.
•Привился интерес ребенка к здоровому образу жизни.
•Повысилась педагогическая компетентность родителей по воспитанию культурно–гигиенических навыков у детей младшего дошкольного возраста.
•Оснастили предметно–развивающее пространство учебно– методическим комплексом: дидактическими играми, пособиями.
•Пополнилась методическая копилка методическими рекомендациями по формированию культурно-гигиенических навыков.