Лилия Свиридова
Проект по формированию у детей культурно гигиенических навыков «Чистюли»
▼ Скачать + Заказать документы
Проблема: Отсутствие у детей культурно гигиенических навыков.
Вид проекта : игровой
Тип проекта : кратковременный
Актуальность:
Общеизвестно, что здоровье человека закладывается в детстве. Организм ребенка очень пластичен, он гораздо чувствительнее к воздействиям внешней среды, чем организм взрослого; и от того, каковы эти воздействия — благоприятные или нет, зависит, как сложится его здоровье.
Публикация «Проект по формированию у детей культурно гигиенических навыков „Чистюли“» размещена в разделах
Главная задача — формировать простейшие навыки опрятности и самообслуживания, закладывать фундамент гигиенической культуры. Гигиеническая культура столь же важна для человека, как и умение разговаривать, писать, читать.
Работая с детьми младшего дошкольного возраста мы заметили, что у вновь пришедших в детский сад из дома ребят, отсутствуют элементарные навыки самообслуживания и личной гигиены : дети не умеют самостоятельно умываться, последовательно мыть руки, вытирать их полотенцем, нуждаются в терпеливом обучении и непосредственной помощи взрослого. Процесс мытья рук занимает существенную часть времени бодрствования, и очень важен для ЗОЖ каждого ребенка, потому важно их развивать. Именно в дошкольном возрасте необходимо воспитать у ребенка привычку к чистоте, аккуратности. В эти годы дети могут освоить все основные культурно-гигиенические навыки, научиться понимать их важность, легко, быстро и правильно выполнять.
Цель педагогов: формировать культурно-гигиенические навыки у детей младшего дошкольного через использование художественной литературы в разных видах деятельности.
Мотивация детей : быть здоровыми, чистыми, не похожими на Грязнулю из стихотворения Чуковского «Мойдодыр», А. Барто «Девочка чумазая».
Научиться держать мыло в руках, чтобы оно «не выскальзывало, не злилось».
Задачи:
— приучать детей следить за своим внешним видом, продолжать формировать умение закатывать рукава, правильно пользоваться мылом, аккуратно намыливать и мыть руки; насухо вытираться полотенцем);
— содействовать стремлению к ЗОЖ;
— развивать произносительную и диалогическую стороны речи;
-развивать уверенность в себе и своих возможностях; развивать активность, инициативность, самостоятельность;
-развивать понимание и осмысливание произведений искусства.
Предполагаемый результат.
Дети закатывают самостоятельно рукава перед мытьем рук, правильно пользуются мылом, аккуратно моют руки; вытираются после умывания. Вешают полотенце на место. Рассказывают короткие стихотворения и потешки об умывании, сопровождая действия текстом, отвечают на вопросы.
I этап — подготовительный
Наблюдение за детьми.
Проведение диагностики.
Организация предметно-развивающей среды.
Подборка литературы, игр, иллюстрации.
II этап — практическая часть
Ввести в игровую ситуацию детей и сформулировать проблему :
Организовать занятия, беседы.
Проведение игр.
Чтение художественной литературы.
Оказывать помощь детям при реализации замыслов.
ПЛАН РАБОТЫ НА 2 недели проекта.
1 НЕДЕЛЯ ПРОЕКТА.
ПОНЕДЕЛЬНИК.
1. Ситуативная беседа «Почему опасно не мыть руки с мылом».
Цель: привитие аккуратности, КГН, развивать мышление, логику, учить делать выводы из прочитанного.
2. Показ алгоритма «Мытье рук».
Цель: познакомить детей со схемой, научить с помощью нее последовательно мыть руки.
3. Просмотр мультфильма «Моем руки. Лучшие друзья».
ВТОРНИК.
1. Практич. упр. : «Моем чисто руки и лицо. Цель: научить детей последовательно мыть руки, умываться.
2. Использование потешки «Водичка — водичка».
(см. приложение)
Цель: Учить детей следить за чистотой своих рук и мыть их при необходимости, учить подставлять руки под струю воды, делать круговые движения ладошками.
Источник: В. В. Гербова 1986г. Стр. 43
3. Рисование: «Ладошки».
Цель: закрепление КГН, продолжать учить рисовать пальчиком, учить сравнивать.
СРЕДА.
1. Чтение и разучивание потешки «Ладушки, ладушки…» (см. приложение) Цель: прививать стремление к ЗОЖ, развивать КГН, развитие памяти,речи.
2. Занятие «Водичка, водичка».
Цель: учить детей КГН, обогащать словарный запас, активизировать в речи детей слова, обозначающие действия.
Источник: № 4 стр. 324
3. Прослушивание потешки и просматривание иллюстраций к ней «Водичка, водичка».
ЧЕТВЕРГ.
1. Практическое упражнение «Аккуратные зайчата».
Рассказывание стихотворения Г. Лагздынь «Аккуратные зайчата». Цель: продолжать учить детей аккуратно мыть руки, насухо вытирать их, развивать речь и мышление.
2. Игра-ситуация: «Почему у кукол грязное полотенце?»
Цель: продолжать учить детей мыть тщательно руки, учить делать выводы из поставленных ситуаций.
ВЕЧЕР.
Мультфильм «Смешарики. Руки».
ПЯТНИЦА.
1. Чтение потешки
«В ручейке вода».
Цель: закрепление КГН, развитие памяти, речи.
2. Занятие: «Кукла Ляля умывается».
Цель: уточнять названия предметов туалета и их свойств. Называть свойства воды.
Источник:
Л. Н. Павлова «Знакомим малыша с окружающим миром». 1987г. Стр. 212
3. Просматривание мультфильма «Руки вы помыть не забыли?».
2 НЕДЕЛЯ ПРОЕКТА.
ПОНЕДЕЛЬНИК.
1. Чтение К. Чуковского «Мойдодыр».
2. Разучивание строк из рассказа: «Надо, надо умываться…».
Цель: развитие памяти, мышление, учить делать выводы из прочитанного.
3. Просмотр мультфильма «Мойдодыр».
ВТОРНИК.
1. Проговаривание потешки «Мойся мыло не ленись».
Цель: Учить самостоятельно брать мыло, смочив его намыливать руки.
2. Чтение стихотворения А. Барто «Девочка чумазая…».
Цель: учить понимать и делать выводы из прочитанных произведений.
ВЕЧЕР
Просматривание видео иллюстраций к стихотворению А. Барто «Девочка чумазая»
СРЕДА.
1. Игра-занятие «Как мы помогали кукле Маше».
Цель: Формирование кгн. ; организовать применение детьми знаний о необходимости содержаний в чистоте лица, рук, о назначении предметов.
Источник: № 3 стр. 279
2. Д/И «Подбери предметы личной гигиены». Цель: учить детей находить предметы по просьбе воспитателя.
ВЕЧЕР
Мультфильм «Смешарики. Лучная гигиена».
ЧЕТВЕРГ.
1.«Приключение мыльного пузыря». Цель: расширение кругозора детей (показать качества мыла, доставить радость детям от пускания мыльных пузырей.
2. Дид. упр. : «Как мы моем ручки и вытираем их».
Цель: закрепление навыка мытья рук.
ПЯТНИЦА.
Итоговое занятие «В гостях у Мойдодыра».
Цель: учить соблюдать последовательность действий при мытье рук и самостоятельно мыть руки, используя схемы-алгоритмы; учить понимать смысл схематического изображения; воспитывать желание быть чистым и аккуратным, вызывать желание демонстрировать положительный пример.
Просматривание мультфильма «Моем руки».
Список используемой литературы:
1. В. В. Гербова «Занятия по развитию речи». 1986 г.
2. Л. Н. Павлова «Знакомим малыша с окружающим миром». 1987 г.
3. Л. Л. Тимофеева «Планирование образовательной деятельности с дошкольниками в режиме дня. Первая младшая группа». М. : Центр педагогического образования, 2013 г.
4. К. Белая «Первые шаги». Москва 2002г.
Привлечение родителей:
1. Создание фото выставки «Чистые ручки».
Цель: закрепление навыка мытья рук дома;
рассматривание и осмысление фото детьми в группе с помощью воспитателей и игровых персонажей.
2. Беседа-консультация с родителями «Алгоритм мытья рук», «Как привлечь ребенка к усвоению КГН».
Цель: создание необходимых условий в домашних стенах, для успешного формирования КГН (порезать кусочек мыла пополам, повесить полотенце на доступном для ребенка уровне, напоминание родителями ежедневно алгоритм мытья рук).
3. Создание родителями с детьми выставки «Да здравствует мыло душистое«(мыло различной формы, запаха, цвета; поделки из картона, пластилина «Микробы», «Любимые персонажи из художественной литературы»).
Цель: создание интереса и положительных эмоций к формированию
КГН.
3 этап — заключительный.
Провести итоговое занятие.
ПРИЛОЖЕНИЕ.
1. Беседа «Почему опасно не мыть руки с мылом».
ЦЕЛЬ: Формирование представлений о гигиенических основах безопасности жизнедеятельности.
ЗАДАЧИ:
— Совершенствовать представления детей о значении гигиенических процедур (мытье рук).
— Развивать умение самостоятельно замечать необходимость мытья рук.
— Прививать потребность вести здоровый образ жизни.
— Ребята, каждый день, и дома и в детском саду, приходя с прогулки и после туалета, после игр и перед едой вам говорят одно и то же — «Не забудь помыть руки!
— А вы как думаете, ребята? (ответы детей)
— Внимательно посмотрите на свои руки. Вы видите микробов? Почему?
— Микробы очень маленькие и их нельзя увидеть без специальных увеличительных приборов, их можно разглядеть только под микроскопом.
— А кто же они такие, эти микробы? (варианты ответов детей)
В глубоком, чёрном подземелье
Микробы страшные живут,
И терпеливо днём и ночью,
Они детей не мытых ждут.
С не мытых рук пролезет в рот
Противный, маленький микроб.
Пролезет тихо, как шпион,
И натворит такого он…
… Но только не надо бояться,
Надо сопротивляться!
Ведь эта страшная сила
Боится простого… .
МЫЛА!
Микробы живут везде — в воздухе, в воде, на руках, продуктах, шерсти животных и игрушках и других предметах.
Микробы — это очень маленькие существа, их нельзя разглядеть без микроскопа.
Микробы бывают полезные и вредные (полезные помогают, а вредные вызывают болезни).
Чтобы не заболеть — надо обязательно мыть овощи и фрукты, не грызть ногти и чаще мыть руки, особенно перед едой.
— Ребята, кто знает, чем опасны вредные микробы?
Вредные микробы, попадая внутрь организма вместе с пищей, начинают очень быстро вредить ему. В результате у человека начинает болеть живот, начинается тошнота и рвота, может подняться температура и человек попадает в больницу.
— Что нужно сделать, чтобы избавиться от вредных микробов?
Все болезни у ребят,
От микробов, говорят.
Чтоб всегда здоровым быть,
Надо руки с мылом мыть!
2. Алгоритм мытья рук.
ЗАКАТЫВАЕМ РУКАВА-ОТКРЫВАЕМ КРАН-СМАЧИВАЕМ РУКИ-НАМЫЛИВАЕМ ИХ ДО ГУСТОЙ ПЕНЫ-СМЫВАЕМ МЫЛО-ЗАКРЫВАЕМ КРАН-ВЫТИРАЕМ НАСУХО ПОЛОТЕНЦЕМ.
2. Настольная игра в нескольких экземплярах
СХЕМА МЫТЬЯ РУК
(тоже самое,только с картинками разрезными)
Инструкция: собери картинки в правильной последовательности.
ПОТЕШКИ.
1. Водичка, водичка,
Умой моё личико,
Чтобы глазоньки блестели,
Чтобы щёчки краснели,
Чтоб смеялся роток,
Чтоб кусался зубок!
2. Ладушки, ладушки,
С мылом моем лапушки.
Чистые ладошки,
Вот вам хлеб и ложки.
3. Каждый день
Я мыло мою
Под горячею водою
И в ладонях поутру
Очень сильно тру.
Мойся, мыло,
Не ленись!
Не выскальзывай,
Не злись!
Ты зачем опять упало?
Буду мыть тебя сначала.
Р. Куликова
Стихи:
1. Аккуратные зайчата
Лапки? Мыли.
Уши? Мыли.
Хвостик? Мыли.
Все помыли!
И теперь мы чистые
Зайчики пушистые. (Лагдынь Г.).
2. Девочка чумазая
— Ах ты, девочка чумазая,
где ты руки так измазала?
Чёрные ладошки;
на локтях — дорожки.
— Я на солнышке лежала,
руки кверху держала.
ВОТ ОНИ И ЗАГОРЕЛИ.
— Ах ты, девочка чумазая,
где ты носик так измазала?
Кончик носа чёрный,
будто закопчённый.
— Я на солнышке лежала,
нос кверху держала.
ВОТ ОН И ЗАГОРЕЛ.
— Ах ты, девочка чумазая,
ноги в полосы измазала,
не девочка, а зебра,
ноги-как у негра.
— Я на солнышке лежала,
пятки кверху держала.
ВОТ ОНИ И ЗАГОРЕЛИ.
— Ой ли, так ли?
Так ли дело было?
Отмоем всё до капли.
Ну-ка, дайте мыло.
МЫ ЕЁ ОТОТРЁМ.
Громко девочка кричала,
как увидела мочалу,
цапалась, как кошка:
— Не трогайте
ладошки!
Они не будут белые:
они же загорелые.
А ЛАДОШКИ-ТО ОТМЫЛИСЬ.
Оттирали губкой нос —
разобиделась до слё з:
— Ой, мой бедный носик!
Он мыла не выносит!
Он не будет белый:
он же загорелый.
А НОС ТОЖЕ ОТМЫЛСЯ.
Отмывали полосы —
кричала громким голосом:
— Ой, боюсь щекотки!
Уберите щётки!
Не будут пятки белые,
они же загорелые.
А ПЯТКИ ТОЖЕ ОТМЫЛИСЬ.
— Вот теперь ты белая,
Ничуть не загорелая.
ЭТО БЫЛА ГРЯЗЬ. (А. Барто).
3. Надо, надо умываться
По утрам и вечерам,
А нечистым
Трубочистам —
Стыд и срам!
Стыд и срам!
Да здравствует мыло душистое,
И полотенце пушистое. (К. Чуковский).
«У МОЙДОДЫРА В ГОСТЯХ». КОНСПЕКТ НОД ДЛЯ ДЕТЕЙ ПЕРВОЙ МЛАДШЕЙ ГРУППЫ
Цель: формировать у детей основы здорового образа жизни;
закрепить привычки, способствующие хорошему самочувствию, бодрому настроению;
Задачи.
- Усвоение элементарных знаний о навыках здорового образа жизни.
- Активизация в речи детей слов, обозначающих предметы гигиены, их качества и действия с ними.
- Закрепление понимания необходимости выполнения культурно – гигиенических правил, постоянное их соблюдение.
- Объяснение алгоритма выполнения культурно – гигиенических действий.
- Закрепление практических умений по уходу за своим телом.
- Воспитывать чувство потребности в чистоте и опрятности.
- Развивать чувство ритма движения в соответствии с текстом.
- Воспитывать желание к сотрудничеству.
Методы и приемы: загадки, художественное слово, сюрпризный момент, показ, имитация, беседа, рассматривание, пальчиковая гимнастика, физкультминутка, игра, дидактические игры, наглядность иллюстрации алгоритма мытья рук.
Дидактический материал: картинка Мойдодыра, голубые ленточки для игры «Собери ручейки в речку», схема алгоритма процесса мытья рук, сундучок, предметы гигиены, дидактическая кукла.
Ход НОД.
Организационный момент. Воспитатель привлекает внимание детей :
Воспитатель.
Утром солнце просыпалось,
Улыбалось из-за туч,
Значит, нам с тобой осталось
Улыбнуться, встретив луч…
Улыбнемся солнцу, лугу
И травиночке любой,
Улыбнемся мы друг другу
Просто так сейчас с тобой.
Воспитатель.
Что же, давайте, ребята, улыбнемся, друг другу и пойдем в гости к Мойдодыру.
Воспитатель загадывает детям загадку и просит ее отгадать.
- Если руки наши в ваксе,
Если на нос сели кляксы,
Кто тогда нам первый друг,
Снимет грязь с лица и рук?
Без чего не может мама.
Ни готовить, ни стирать,
Без чего, мы скажем прямо,
Человеку умирать?
Чтобы лился дождик с неба,
Чтоб росли колосья хлеба,
Чтобы плыли корабли –
Жить нельзя нам без (воды)
Воспитатель.
Ребята, а вы, дружите с водой?
- Для чего нужна вода?
Дети. Вода нужна, чтобы умываться, пить, мыть, поливать, готовить и стирать.
Воспитатель. Вот мы и на месте. Ребята, куда мы пришли?
Правильно к Мойдодыру.
Мойдодыр. Добрый день, ребята. Я люблю опрятных, чистых деток! Вижу, что нерях среди вас нет. Все ухоженные, красивые, причесанные, чистые - приятно смотреть. Приглашаю вас к себе в гости.
Воспитатель. Мойдодыр приглашает нас в гости. Проходите, присаживайтесь.
Воспитатель достает сундучок.
Мойдодыр принес нам Волшебный сундучок. Что там может быть? Воспитатель заглядывает в сундучок.
Здесь красивые голубые ленточки, а что еще здесь лежит, попробуйте догадаться сами.
Воспитатель. У Мойдодыра есть хороший друг – это вода. Мы с вами учили потешку о воде, давайте расскажем ее Мойдодыру и покажем, как мы умываемся.
Потешка «Водичка, водичка!»
Водичка, водичка! (подставить ладони «под струю воды»)
Умой мое личико, («помыть водой» лицо)
Чтобы глазки блестели, (потереть глаза кулачком)
Чтобы щечки горели, (слегка потереть щечки ладонями)
Чтоб смеялся роток, (улыбнуться)
Чтоб кусался зубок. ( сомкнуть губы: «ам»)
Игра «Умывание» со словами потешки «Знаем, знаем мы, да-да-да».
Знаем, знаем мы, да-да-да.
Где ты прячешься, вода.
Выходи, водица, мы пришли умыться!
Лейся на ладошки по-нем-нож-ку.
Нет, не понемножку, посмелей,
Будем умываться веселей!
Воспитатель. Ребята, где еще живет вода?
Дети. Вода живет в реке, в океане, в озере, ручье и ванне.
Воспитатель. Давайте соберем маленькие ручейки в большую речку.
Игра «Собери ручейки в речку».
Воспитатель раздает детям голубые ленточки. Дети с ленточками бегают врассыпную под музыку, а затем собираются в речку все вместе, размахивая ленточкой.
Воспитатель. Какая большая получилась речка!
Ой, а что это по речке приплыло? Да это волшебный сундучок Мойдодыра. А что в нем еще лежит, вы узнаете, если отгадаете загадки.
1. Полотенца давний друг
Враг немытых, грязных рук.
(Мыло.)
Воспитатель: правильно, это мыло! Какое оно?
Дети: душистое, белое, круглое.
Воспитатель: для чего нужно мыло?
Дети. Мыло нужно, чтобы мыть руки, лицо, чтобы быть чистым, здоровым, не болеть, смывать грязь, уничтожать микробы.
2. Мягкое, пушистое
Беленькое, чистое.
В душ его возьму с собой
Буду чистый и сухой.
(Полотенце)
3. Перед сном и после сна
Гигиена всем нужна!
Промыв глазки, ушки, губы.
Очень важно чистить. ЗУБЫ
Всех микробов, точно плеткой,
Выгонит зубная. ЩЕТКА
4. Мы ею пользуемся часто,
Хоть она, как волк, зубаста.
Ей не хочется кусать,
Ей бы зубки почесать. (Расческа)
Воспитатель. Ребята, назовите, пожалуйста, что еще нужно, чтобы быть чистыми и красивыми?
Дети называют предметы их назначение.
Воспитатель. Все эти предметы называются предметами личной гигиены. Повторите все вместе: «предметы личной гигиены»
Посмотрите еще раз на эти предметы и запомните их. Дети смотрят на предметы гигиены.
Воспитатель. А теперь, давайте поиграем в игру «Чего не стало?»
На столе лежат предметы личной гигиены : расческа, зубная паста, щетка, мыло, шампунь, мочалка, полотенце. Дети закрывают глаза, воспитатель убирает один предмет. На слова: «Раз, два, три – посмотри», дети открывают глаза, называют какого предмета не стало.
Раздается стук в дверь. Появляется мальчик Грязнуля.
Воспитатель. Ребята, давайте поможем мальчику Грязнуле умыться,
привести себя в порядок.
Дети имитируют умывание.
Надо, надо нам помыться.
Где тут чистая водица?
Кран откроем: «ш-ш-ш»,
Руки моем: «ш-ш-ш».
Щечки, шейку мы потрем
И водичкой обольем.
Воспитатель. Ой, руки мокрые! Что нам нужно, чтобы вытереть руки
насухо? (ответы детей)
Дети берут в руки воображаемое полотенце и вытирают руки.
Воспитатель. Посмотрите, каким Грязнуля стал красивым, чистым, как вы, ребята. Теперь мы будем называть его по-другому. Как?
(Чистюля)
Мойдодыр. Ребята, запомните мои советы. Воспитатель выставляет перед детьми карточки – запоминайки.
- Умывайтесь по утрам и вечерам. Чистите зубы.
- Мойте руки с мылом перед едой, после игры, прогулки и туалета.
- Мойте ноги перед сном каждый день.
Воспитатель. Ребята, постарайтесь запомнить и выполнять все советы Мойдодыра. Теперь давайте попрощаемся с Мойдодыром, нам пора возвращаться в группу.