Светлана Домарева
Проект «Растения-фитотерапевты»
▼ Скачать + Заказать документы
Экологический проект для детей 5-7 лет «Растения - фитотерапевты»
Подготовил воспитатель IКК старшей группы
Домарева Светлана Александровна
Методический паспорт проекта «Растения-фитотерапевты»
Структура Содержание
Тема Педагогический проект «Растения-фитотерапевты» по экологическо-му воспитанию детей, направленный на повышение экологической грамотности дошкольников посредством ознакомления с растениями, которые полезны для людей.
Публикация «Проект „Растения-фитотерапевты“» размещена в разделах
- В мире растений. Проекты
- Лекарственные растения и травы. Зеленая аптека, фитотерапия
- Лекарственные растения. Проекты
- Проекты
- Растения. Изучаем мир растений
- Темочки
Руководитель проекта Воспитатель IКК С. А. Домарева.
Исполнитель проекта МБДОУ «Детский сад общеразвивающего вида».
Адресация проекта Проект предназначен для воспитателей и родителей старших групп детского сада.
Цель проекта Проблема : не достаточное знание окружающего мира приводит к утрате навыков бережного отношению к растительному миру.
Цель: ознакомление дошкольников с растениями, обладающими полезными свойствами для здоровья человека.
Задачи проекта 1. Причина: не точные знания о полезных свойствах некоторых растений земли.
Исходя из этого, ставим задачу: уточнить и обогатить знания детей и их родителей о полезных свойствах некоторых растений земли.
2. Причина: утрачивается культурная практика сбора и сохранения растений с полезными свойствами.
Исходя из этого, ставим задачу: сформировать навык сбора и сушки растений.
3. Причина: в связи с климатическими условиями, которые способствуют появлению растений только в определенные сезоны, не представляется возможности наблюдать за растительным миром круглый год.
Исходя из этого, ставим задачу: создать гербарии, как наглядные пособи, и альбомы, которые позволяют знакомится с некоторыми растениями, имеющие полезные свойства, изучать их в течение всего года.
4. Причина: воспитание и формирование полезных качеств чело-века.
Исходя из этого, ставим задачу: воспитывать желание у ребенка бережно относится к природе; развивать стремление охраны своего здоровья, жизни и своих близких.
Благополучатели проекта Дети старших групп (5-7 лет, родители воспитанников.
Типовые особенности проекта Проект среднесрочный (3-4 месяца, групповой, информационно-исследовательский.
Ожидаемые результаты реализации проекта. 1. По окончании проекта :
- будут созданы методические рекомендации по реализации данного проекта,
- опубликованы статьи «Экологическое воспитание в детском саду» и «Экологический проект «Растения-фитотерапевты»,
- созданы картотеки: экоигры, экосказки, экологические загадки, пословицы-поговорки о лекарственных растениях, тематических бесед с детьми и консультаций для родителей,
- гербарии лекарственных растений «Лекарь»,
- проведена выставка детских тематических работ (рисунки и аппликации,
- конкурс сказок, рассказов, загадок, придуманных детьми и их родителями о лекарственных растениях,
- проведена викторина «Знатоки лечебных трав».
2. При решении задач проекта будут созданы :
- фотоальбом «Зеленая аптека»,
- лэпбук «Дневник наблюдений «Мой росток»,
- стенгазета «Фитодоктор»,
- видеоклип «Перевоплощение»,
- альбом «Жалобная книга природы»,
- фотоотчет «Сбор растений»,
- буклет «Чудо-растения!»,
- выставка детских тематических работ (рисунки и аппликации,
- библиотека тематических произведений и книг.
3. По окончанию проекта у детей ожидается :
- сформированость более бережного отношения к растениям, помо-гающим здоровью человека,
- расширится кругозор, представления о природе,
- формируются знания о лекарственных растениях,
- дети приобретут полезные навыки, обогатится их опыт в сфере эко-логического воспитания,
- сформируется трудовая дисциплина, внимательность, готовность просить о помощи и оказывать помощь другим детям и взрослым,
- совершенствуется способность поиска информации.
Описание экологического проекта «Растения-фитотерапевты»
БАЗОВАЯ СТРУКТУРА ПРОЕКТА
I. Методический паспорт
Тема: экологический проект «Растения - фитотерапевты».
Руководители проекта : Воспитатель IКК С. А. Домарева.
Исполнитель проекта : МБДОУ «Детский сад общеразвивающего вида".
Адресация: воспитателей и родителей старших групп детского сада.
Благополучатели: дети старшей группы (5-6 лет, родители воспитанников.
Вид проекта : монопроект.
Типовые особенности: групповой, информационно-исследовательский.
Продолжительность проекта : среднесрочный (3-4 месяца).
Цель: ознакомление дошкольников с растениями, обладающими полезными свойствами для здоровья человека.
Задачи:
Образовательные:
- уточнить и обогатить знания детей и их родителей о полезных свойствах некоторых растений земли;
- создать гербарии, как наглядные пособи, и альбомы, которые позволяют знакомится с некоторыми растениями, имеющие полезные свойства, изучать их в течение всего года.
Воспитательные:
- воспитывать желание у ребенка бережно относится к природе; развивать стремление охраны своего здоровья, жизни и своих близких.
Развивающие:
- сформировать навык сбора и сушки растений.
по окончанию проекта у детей ожидается :
- сформированость более бережного отношения к растениям, помогающим здоровью человека,
- расширится кругозор, представления о природе,
- формируются знания о лекарственных растениях,
- дети приобретут полезные навыки, обогатится их опыт в сфере экологического воспитания,
- сформируется трудовая дисциплина, внимательность, готовность просить о помощи и оказывать помощь другим детям и взрослым,
- совершенствуется способность поиска информации.
II. Пояснительная записка
Актуальность. Проблемой развития экологических знаний детей был заинтересован великий русский педагог К. Д. Ушинский. Он призывал расширить общение ребенка с природой и недоумевал: «странно, что воспитательное влияние природы …так мало оценено в педагогике». По мнению современных педагогов и психологов, в рисовании, лепке, аппликации ребенок самовыражается, пробует свои силы и совершенствует свои способности. Экологическое воспитание и образование — это необходимость нашего времени: «детям и взрослым надо раскрывать суть биосферных процессов, показывать связь человека с природой, его зависимость от нее, раскрывать законы природы, ее гармонию и красоту» (программа Е. Рылеевой «Открой себя»). Большое значение в экологическом воспитании дошкольников имеют программы, направленные на становление начал экологической культуры через познание экологических закономерностей природы (программа Н. А. Рыжовой «Наш дом — природа», «Добро пожаловать в экологию» О. А. Воронович, С. Н. Николаева «Юный эколог»). Дошкольники проявляют повышенный интерес к окружающей среде, но «…из-за отсутствия целенаправленной и единой работы детских садов, семьи и общественности у многих 5–6-летних детей формируется негативное отношение к некоторым ее объектам — в большинстве своем к насекомым, земноводным, растениям, что приводит к неправильным действиям детей. Они считают их «вредными», ненужными, не понимая их значения ни для человека, ни для окружающей среды» (Н. А. Рыжова). Поэтому одна из приоритетных задач — это экологическое воспитание.
Гипотеза:
Если дошкольники узнают, как могут обыкновенные растения ближайшего окружения помочь здоровью человека, то будут бережнее относиться к растительному миру.
Участники проекта : дети старшей группы, воспитатели, родители.
Вид проекта : монопроект.
Типовые особенности: групповой, информационно-исследовательский.
Продолжительность проекта : среднесрочный (3-4 месяца).
Формы организации работы по реализации проекта : индивидуальная, подгрупповая.
Методы, направленные на реализацию задач проекта : беседы, наблюде-ния, консультации, обогащение развивающей среды, экскурсии, оформление угол-ков в группах для познавательного развития детей, чтение художественной литера-туры, заучивание стихотворений и поговорок, отгадывание загадок, дидактические игры, сюжетно-ролевые игры, подвижные игры, выставки, конкурсы, сбор фотоматериалов, рассматривание иллюстраций, ознакомление с художественными образа-ми искусства, личный пример взрослых, показ, создание проблемных образовательных ситуаций.
Цель проекта : ознакомление дошкольников с растениями, обладающими полезными свойствами для здоровья человека.
Задачи проекта :
1) образовательные:
- уточнить и обогатить знания детей и их родителей о полезных свойствах некоторых растений земли;
- создать гербарии, как наглядные пособи, и альбомы, которые позволя-ют знакомится с некоторыми растениями, имеющие полезные свойства, изучать их в течение всего года.
2) воспитательные:
- воспитывать желание у ребенка бережно относится к природе; развивать стремление охраны своего здоровья, жизни и своих близких.
3) развивающие:
- сформировать навык сбора и сушки растений.
Этапы осуществления проекта :
подготовительный этап;
основной этап;
заключительный этап.
Кадровый состав: воспитатели, медицинская сестра, аптекарь, родительский актив.
Материально-технические условия реализации проекта : мультиме-дийные системы; приборы для точного изучения строения растения (микроскоп, лупа, увеличительное стекло).
Методическое обеспечение проекта :
1. 4. Ильина, Т. А. Энциклопедия лекарственных растений / Т. А. Ильина. – М. : Эскмо. – 2008. – 978 с.
2. Комарова, Т. С. Детское творчество: что под этим следует понимать? /
Т. С. Комарова // Дошкольное воспитание. – № 2. – М. – 2005.
3. Николаева, С. Н. Ознакомление дошкольников с неживой природой /
С. Н. Николаева // Воспитание дошкольников. – № 7. – М. – 2000.
4. Экологические проекты.
III. Содержание проекта.
Первый этап - подготовительный:
составление перспективного плана мероприятий по теме;
подбор методической и художественной литературы;
создание развивающей среды: подбор картин, дидактических игр, энциклопедий;
изготовление пособий по теме «Растения-фитотерапевты»;
работа с родителями по взаимодействию в рамках проекта;
разработка бесед, викторин.
Второй этап - реализация проекта.
1. Познавательная деятельность
Жалобная книга природы (жалоба лекарственных растений)
Беседа «Лекарственные растения»
Беседа «Что мы знаем о девясиле?»
Рассказ-беседа о целебных свойствах мяты
Целебный отвар.
Рассказать детям о целебных свойствах календулы
Экскурсия в уголок лекарственных растений
Беседа «Для чего нужны лекарственные растения?»
Занятие «В гостях у Доктора Айболита»
Беседа «Друг или враг?»
Наблюдение «Наш верный друг — подорожник»
Викторина «Знатоки лечебных трав»
Рассматривание альбома «Зелёная аптека»
Занятие — «Сказки старого подорожника»
2. Продуктивная деятельность
Рисование «Наш друг — подорожник»
Рисование «Солнечная календула»
Аппликация «Ромашковое поле»
Аппликация «Букет лекарственных растений»
Рисование «Чудо — растения»
Рисование «Здравствуй, маленький цветок»
Сбор листьев мать-и-мачехи
Заготовка корней девясила
Сбор мяты
Заготовка листьев подорожника
Сбор цветков календулы
3. Художественно-речевая деятельность
Чтение литературных произведений:
Ю. Дмитриева «Кто в лесу живет и что в лесу растет»;
Н. Павлова «Загадки цветов»;
А. Плешакова «Зеленые страницы»;
А. Онегова «Тропинка полевая»;
А. Плешакова «Зеленые страницы»;
Заучивание загадок и стихов о растениях
Экологические сказки-истории: «Спор лекарственных растений с розами», «Кто важнее?»
Составление рассказов детей от имени растений (перевоплощение) : «Я-подорожник…», «Я-ромашка…», «Я-крапива…»
Сказка «Жила-была мать-и-мачеха»
Конкурс сказок, рассказов, загадок, придуманных детьми и их родителями 4. 4. 4. Игровая деятельность.
Дидактические игры: «Съедобное — Несъедобное»; «Вершки и корешки»; «Что лечит это растение?»; «Часть какого растения?»; «Узнай растение»; «Фитодоктор»; «Вылечи человека»
Подвижные игры: «Цветы и ветерок»; «Цветок-имя»; «Узнай по описанию»; «Садовник у нас на участке»; «Бал цветов»
5. Поисково-исследовательская деятельность.
Составление рассказа «Путешествие семечки» (схематическое изображение) Сбор информации о различных видах мяты (совместно с родителями). Обобщение полученных данных.
Посев семян на грядке, наблюдение за ростом растений и уход за ними Наблюдения в уголке лекарственных растений «На участке ищем полезные растения» «Где лучше посадить растения?»
Составление схем «Что лечит растение»
Работа с детьми.
Работа с родителями.
Ширма «Лекарственные растения при лечении ОРВИ»
Консультация «Полезные рецепты из лекарственных трав»
Памятка «Правила сбора лекарственных растений»
Оформление альбома «Зеленая аптека»
Подбор полезных рецептов с использованием лекарственных растений Презентация проекта.
Выставка рисунков «Наш друг — подорожник»
Выставка рисунков «Чудо — растения»
Альбом «Зеленая аптека»
Консультации для родителей
Дидактическая игра «Фитодоктор»
Загадки о лекарственных растениях
Викторина «Знатоки лечебных трав»
Статья в экологической газете «Экологический вестник»
Акция «Необычное семечко»
Третий этап - результаты реализации проекта :
Продуктом проекта «Растения-фитотерапевты» будет гербарии лекарственных растений «Лекарь».
Промежуточными продуктами являются:
- альбом тематических работ (рисунки и аппликации,
- фотоальбом «Зеленая аптека»,
- лэпбук «Дневник наблюдений «Мой росток»,
- стенгазета «Фито-доктор»,
- видеоклип «Перевоплощение»,
- альбом «Жалобная книга природы»,
- фотоотчет «Сбор растений»,
- буклет «Чудо-растения!».
Ожидается пополнение зоны эстетического развития в группе тематическими произведениями, картинами, фотографиями.
План мероприятий проекта :
Этап Содержание Задачи Ресурсы Сроки Ответственный
Подготовительный Составление плана работы по реализации проекта, создание проекта экологической направленности, подбор наглядного мате-риала, под-готовка технической базы.
Введение в тему проекта. Подготовка к реализации проекта.
Сформировать заинтересованность детей и их родителей в изучении предложенной темы. Интернет-ресурсы, методическое обеспечение проекта.
Месенджеры, информационные устройства. Июнь 2020
Основной Конкурс сказок, рассказов, загадок, придуманных детьми и их родителями о лекарственных растениях.
Видеоотчет «Жалобная книга лекарственных растений».
Оформление «Дневника наблюдений» Поддержать интерес к теме лекарственных растений, за-крепить полученные знания.
Поддержка интереса родите-лей к работе над проектом и их включение в проектную деятельность.
Сформировать у детей навык систематического наблюдения за растениями. Информационный стенд группы.
Информационные материалы для ознакомления с представленной темой. Видеооборудование.
Заключительный Викторина «Знатоки лечебных трав».
Выставка детских тематических работ (рисунки и аппликации).
Отчет о про-деланной работе на педсовете. Закрепить знания и умения, полученные в ходе проектной деятельности.
Активировать интерес общественности, привлечь внимание к теме поддержания традиции передачи информации от поколения к поколению.
Информировать педагогический коллектив о проделанной работе, привлечь их внимание к возможным вариантам занятости детей в летний оздоровительный период. Музыкальный зал ДОУ, мультимидийное оборудование, лекарственный «Гербарий», литературно-художественное обеспечение.
IV. Оценка результатов и отчетность.
Представлены в виде таблицы по итоговому мониторингу достижений детей в результате проектной деятельности.
Игровая активность Трудовая культура Образовательная деятельность Опытно-экспериментальная заинтересованность Совершенствование навыка поиска информации Развитие памяти
Показатели:
1 балл – почти без изменений,
2 балла – средний уровень достижений,
3 балла – значительный уровень личных достижений.
III. Приложения.
Приложения представлены комплексом сценариев мероприятий, конспектами образовательной деятельности, картотеками экоигр, экосказок, экологических загадок, пословиц и поговорк о лекарственных растениях, тематических бесед с детьми и консультаций для родителей.