Елена Ганюшкина
Проблемно-игровая деятельность как основа обучения дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
1-й слайд. "Проблемно-игровая деятельность,как основа обучения дошкольников.
2-й слайд. Игра наряду с трудом и ученьем - один из основных видов деятельности человека, удивительный феномен нашего существования.
Одним из видов воспитания и обучения дошкольников, способствующих развитию является проблемное обучение. Проблемное обучение –
это ориентировка образовательного процесса на возможности определенного человека и их реализацию.
Публикация «Проблемно-игровая деятельность как основа обучения дошкольников» размещена в разделах
Основа проблемного обучения в том, чтобы ребенок не только усваивал конкретные знания и навыки, но и овладевал способами действий.
3-й слайд. Проблема – реальное затруднение на пути к достижению и выполнению какой-либо деятельности. Проблемная ситуация – состояние умственного затруднения детей, вызванное недостаточностью ранее усвоенных ими знаний и способов деятельности для решения познавательной задачи, задания или учебной проблемы. Иначе говоря, проблемная ситуация – это такая ситуация, при которой субъект хочет решить трудные для него задачи, но ему не хватает данных, и он должен сам их искать.
4-й слайд. Развитию мыслительной деятельности у ребенка способствуют проблемные ситуации. Проблемная ситуация – это задача, которую необходимо решить. Основным звеном проблемной ситуации является противоречие. Педагогу важно не упустить момент помочь детям увидеть несоответствие, противоречие, которое заметил на занятии один или несколько детей, и включить их в активную поисковую деятельность. Проблемная ситуация возникает, когда педагог преднамеренно сталкивает жизненные представления детей (или достигнутый ими уровень) с научными фактами, объяснить которые они не могут - не хватает знаний, жизненного опыта.
5-й слайд. Характерные признаки возникновения проблемы в деятельности :
Возникает состояние интеллектуального затруднения;
Возникает противоречивая ситуация;
Появляется осознание того, что ребенок знает и умеет и того, что ему необходимо узнать для решения задачи.
6-й слайд. Существуют четыре уровня проблемности в обучении :
1. Воспитатель сам ставит проблему (задачу) и сам решает ее при активном слушании и обсуждении детьми.
2. Воспитатель ставит проблему, дети самостоятельно или под его руководством находят решение. Воспитатель направляет ребенка на самостоятельные поиски путей решения (частично-поисковый метод).
3. Ребенок сам ставит проблему, воспитатель помогает ее решить. У ребенка воспитывается способность самостоятельно формулировать проблему.
4. Ребенок сам ставит проблему и сам ее решает. Воспитатель даже не указывает на проблему : ребенок должен увидеть ее самостоятельно, а увидев, сформулировать и исследовать возможности и способы ее решения.
7-й слайд. Проблемная ситуация создается воспитателем с помощью определенных приемов, методов и средств:
- подвести детей к противоречию и предложить им самим найти способ его разрешения;
- изложение различных точек зрения на один и тот же вопрос;
- побуждение делать детей сравнения, обобщения, выводы из ситуации, сопоставление фактов;
- постановка конкретных вопросов (на обобщение, обоснование, конкретизацию, логику рассуждения);
- постановка проблемных задач.
8-й слайд. Этапы процесса решения проблемных ситуаций :
1. Поиск средств анализа условий проблемы с помощью наводящих вопросов с актуализации прежних знаний: «что нам надо вспомнить для решения нашего вопроса?», «что мы можем использовать из известного нам для решения проблемы?»
2. Процесс решения проблемы. Он состоит в открытии новых, ранее неизвестных связей и отношений элементов проблемы, т. е. выдвижение гипотез, поиска ключа, идеи решения. Ребенок ищет решения «во внешних условиях», в различных источниках знаний.
3. Доказательство и проверка гипотезы, реализация идей найденного решения. Это означает выполнение некоторых операций, связанных с практической деятельностью.
9-й слайд. Требования к проблемным ситуациям :
Решение проблемной ситуации должно быть максимально направлено на самостоятельность и творческую деятельность воспитанника;
Проблема должна соответствовать той информации, которую познает ребенок, с опорой на уже имеющуюся у него информацию.
Проблемная ситуация должна создавать некоторую трудность в ее решении и в то же время быть посильной, чтобы способствовать формированию потребностей в ее решении;
Формулировка проблемной ситуации должна быть максимально понятной;
Проблемная ситуация должна базироваться на основных дидактических принципах обучения (научности, систематичности и т. д.)
10-й слайд. В игровой модели учебного процесса создание проблемной ситуации происхо дит через введение игровой ситуации: проблемная ситуация проживается участниками в ее игровом воплощении.
Игровым методам в классификации методов обучения отводится значительное место. Основным их достоинством является то, что в ситуации игры процессы восприятия протекают в сознании ребёнка более быстро и точно. Они переносят учебное действие в условный план, который задаётся соответствующей системой правил или сценарием.
11-й слайд. Комплекс игровых приё мов:
Игровой сюжет
Игровая проблемная эмоционально–образная ситуация
Игровой образ
Творческие или дидактические задания
12-й слайд.
Игровые действия
Игровой результат
Игровые правила
Игровое оснащение
13-й слайд. Использование приёма создания игровой ситуации направлено на развитие поисковой деятельности. Основой данного приёма является игровая мотивация (оказание помощи кому-то в решении их проблем). Например, побуждающим мотивом к деятельности может быть помощь взрослому «не очень умелому» и «рассеянному». В этом случае игра носит озорной, увлекательный характер. Выбор игровых методов и приёмов обучения зависит, прежде всего, от цели обучения и содержания занятия, а также от возраста детей. Педагогу следует помнить о том, что игровые методы и приёмы не должны превращать занятие в развлечение.
14-й слайд. Поскольку в ходе реализации педагогической технологии игровой модели очень важна роль взрослого, причем она меняется на разных этапах освоения детьми новых игр, хочется дать методические советы, которые помогут любому педагогу эффективно внедрить педагогическую технологию развивающих игр в свою работу:- Ребенку не навязывается никакой определенной программы обучения. Он погружается в мир игры, в котором сам волен выбирать сферу деятельности. Ребенку предоставляется максимальная степень свободы. - Ребенку не объясняется новая игра, он вовлекается в нее с помощью сказки, подражая взрослому, участвуя в коллективной игре. - Организует предметную среду, оснащенную развивающими играми, взрослый привлекает внимание ребенка к играм посредством собственной игровой деятельности. Взрослым создается ситуация непринужденного общения по поводу заданий, предлагаемых в игре. - Освоение новой игры, как правило, требует активного участия взрослого. В дальнейшем ребенок может заниматься самостоятельно. Взрослый выступает в роли «консультанта».- Перед ребенком ставят задачи, которые постепенно усложняются. - Любое достижение ребенка должно положительно оцениваться взрослым. - Подсказка – распространенная форма «помощи», но она только вредит делу. Ребенку нельзя подсказывать (подсказка исключается полностью). Он должен иметь возможность думать самостоятельно. - Нельзя делать за ребенка то, что он сам может сделать, думать за него, когда он сам может додуматься. - Если ребенок не может справиться с заданием, значит, взрослый переоценил его способности. Нужно вернуться к легким, уже сделанным заданиям или временно оставить эту игру и начать игру через несколько дней с более легких заданий. - Если ребенок достиг «потолка» своих возможностей или утратил интерес к игре, нужно на время ее отложить.
15-й слайд. Спасибо за внимание.