Наталья Петровна Артонова
Конспект НОД по развитию речи в средней группе «Звуки [з]-[з ]»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект НОД по развитию речи в средней группе.
Тема: «Звуковая культура речи : звук з-зь»
Цель: Познакомить со звуком з-зь, научить его произносить, находить слова в которых есть звук З-зь.
Задачи:
обучающие: Упражнять детей в произношении звука З-зь, в слогах и словах; учить произносить звук З твердо и мягко; различать слова с этим звуком.
Темочки:
- Буква З и звуки [З], [З’]. Конспекты занятий
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Средняя группа
- Темочки
развивающие : Развивать фонематический слух : учить различать на слух и называть слова, начинающиеся на заданный звук и содержащие в себе этот звук, развивать речевое внимание. Совершенствовать интонационную выразительность.
воспитательные: воспитывать звуковую культуру речи; обогащать и активизировать словарь ребёнка; воспитывать культуру общения.
I.Вводная часть
Воспитатель. Ребята, в какое время года мы с вами попали? (Осень) Какие признаки осени вы знаете? (Желтеют и опадают листья, улетают птицы в тёплые края, часто идут дожди, становится холодно, люди одевают тёплую одежду, собирают овощи и фрукты с огородов и полей)
1. Дыхательная гимнастика «Подуем на листочки»
Ветер (повторить 2-3 раза)
Сильный ветер вдруг подул,
Листики с деревьев сдул.
И. п. – о. с. сделать полный выдох носом, втягивая в себя живот и грудную клетку.
1 – сделать полный вдох, выпячивая живот и ребра грудной клетки;
2 – задержать дыхание на 3-4 сек;
3 – сделать губы трубочкой, выпустить воздуз.
Воспитатель. Как здесь холодно, пойдёмте быстрее в группу.
II.Основная часть
Воспитатель. Ребята, сегодня у нас с вами развитие речи, мы с вами вспомним произношение звука С, и будем учиться произносить звук З-Зь, но прежде чем начать закреплять и изучать новое, надо подготовить наш артикуляционный аппарат.
1. Артикуляционная гимнастика
• Улыбка и удержание губ в улыбке. При этом передние зубы обнажены и хорошо видны.
• Трубочка. Вытягивание губ вперед трубочкой. При этом движении двигаются только губы!
• Чередование: улыбка – трубочка.
• Подъем языка за верхние зубы, за нижние зубы.
• Чередование движений языка вверх – вниз.
2. Закрепление пройденного материала Звук С
-Как поёт песочек? (С-С-С) Давайте споём песенку песочка.
1. Логопедическая распевка «Песок» (Звук С)
-Давайте вспомним чистоговорку лиса.
2. Логопедическая распевка «Лиса» (проговаривание чистоговорки)
Са-са-са
Эта хитрая лиса,
Су-су-су
И живёт она в лесу,
Сы-сы-сы
Много дела у лисы,
Со-со-со
Она крутит колесо.
3. Знакомство с новым материалом
1. Знакомство со звуком З-зь
-Ребята я загадаю вам загадку, а вы подумайте и скажите о каком насекомом в ней идё т речь :
Не зверь, не птица —
Нос, как спица.
Летит — пищит,
Сядет — молчит.
Разрешенья не спросит,
Подлетит- и укусит! (Комар)
-Как поёт комар (З-з-з)
-Если звук С – «песенка насоса, песенка песочка» — звучит тихо, то звук З песенка комара звучит громко – зззз, и слышен голос. Рот – это домик голоса. И когда голос звонко поет песенку комара, даже стенки домика дрожат. И это можно ощутить.
• Покажите, какое положение при этом имеют губы (улыбка, язык (широкий с желобком посередине).
• Протяжно сами произнесите звук З – «песенку комара».
• Попросите малыша повторить ее.
-У нас на Севере летом и осенью очень много комаров, больших и маленьких, большие комары произносят звук з-з-з-, а маленькие звук зь-зь-зь.
-Какие ещё насекомые произносят звук З?
Если пил ты чай с медком,
С ней ты хорошо знаком.
Много меду собрала
Работящая… (пчёла)
2. Дидактическая игра «Пчелы»
Программное содержание. Развивать речевое внимание, фонематический слух детей.
Материал. Картинка с изображением улья.
Воспитатель. Пчелы живут в ульях — домиках, которые для них сделали люди (показ картинки). Когда пчел много, они гудят: «Зззз-зззз-зззз» (дети повторяют). Одна пчела поет ласково: «Зь-зь-зь».
Вы будете пчелами. Встаньте сюда (с одной стороны комнаты). А там (показ на противоположную сторону комнаты) — поляна с цветами. Утром проснулись пчелы и загудели: «Ззз-ззз» (дети произносят звуки). Вот одна пчела (дотрагивается до какого-нибудь ребенка) полетела за медом, крылышками машет и поет: «Зь-зь-зь» (ребенок имитирует полет пчелы, произносит звуки, присаживается на другой стороне комнаты).
Вот еще пчела полетела (дотрагивается до следующего ребенка; игровые действия выполняют все дети).
Набрали они много меда и полетели в улей: «Зь-зь-зь»; прилетели домой и громко загудели: «Зззз-ззз-ззз» (дети имитируют полет и произносят звуки).
3. Работа по картинкам
Воспитатель. Ребята, назовите предметы, которые здесь изображены?
Назовите предметы в которых слышна песенка большого комара З? (Заяц, зубы, зонт)
Назовите предметы в которых слышна песенка маленького комара Зь? (зебра, зеркало, зима)
Назовите слова в которых звука З нет? (собака, дерево, лиса)
Давайте ещё раз проговорим эти слова? (Заяц, зубы, зонт, зебра, зеркало, зима)
4. Логопедическая распевка «Коза» (проговаривание чистоговорки)
Воспитатель. Сегодня мы с вами разучим чистоговорку «Коза».
Скажите, а в слове коза есть звук З? (Да) Где его слышно в начале или в середине? (В середине) какую песенку этот звук поёт, песенку большого или маленького комара? (Песенку большого комара)
За-за-за-за-за
Прибежала к нам коза,
Зы-зы-зы-зы-зы
Ой беда у той козы,
Зо-зо-зо-зо-зо
И поют козлята зо,
Зу-зу-зу-зу
Надо выручить козу.
IV.Подведение итога
Воспитатель. Ребята скажите какой звук мы сегодня учились произносить? (З-зь)
С каким звуком дружет звук З? (Со звуком С.)
Чем они отличаются? (Звук С-тихий, звук З-громкий)