Светлана Моисеенко
Доклад по гражданско-патриотическому воспитанию в современных условиях развития системы дошкольного образования
▼ Скачать + Заказать документы
Гражданско – патриотическое воспитание в современных условиях развития системы дошкольного образования.
Эпиграф:
Вселенский опыт говорит,
Что погибают царства
Не оттого, что тяжек быт
Или страшны мытарства,
А погибают оттого
(И тем больней, чем дольше,
Что люди царства своего
Не уважают больше. (Булат Окуджава)
Публикация «Доклад по гражданско-патриотическому воспитанию в современных условиях развития системы дошкольного образования» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Нравственно-патриотическое воспитание
- Работа. Педсоветы, семинары, тренинги для педагогов
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
Формирование гражданского общества и правового государства в любой стране во многом зависит от уровня гражданского образования и патриотического воспитания. Поэтому в настоящее время вопрос о патриотическом воспитании в дошкольных учреждениях стал особо актуален, так как именно сейчас государство стремится возвратить утерянные ценности. Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников – проблема очень сложная в условиях современной России. Изменилась не только жизнь, но и мы сами, поэтому цели и задачи патриотического воспитания дошкольников требуют переосмысления.
Чувство любви к Родине – это одно из самых сильных чувств в душе каждого человека, это те корни, которые привязывают его к семье, родному городу, родной природе, Отечеству. И развить это чувство, сформировать его в полной мере в душе каждого ребенка – это первостепенная наша задача. Приобщение детей к нравственным традициям способствует узнаванию и укреплению государственного самосознания, принципиального для сохранения самобытности общества, сохранение истории нашей Родины.
Современное понимание патриотизма характеризуется многовариантностью, разнообразием и неоднозначностью. Во многом это объясняется сложной природой данного явления, многоаспектностью его содержания. Но, прежде чем приступать к воспитанию нравственно-патриотических чувств у детей, мы поставили перед собой цель – научиться разбираться в основах терминологии и знать, на каких приоритетах будет базироваться наша работа.
Итак, среди многообразия существующих классификаций видов патриотического воспитания мы приняли за основу следующую классифмкацию:
1. Патриотизм исторический. Этот вид патриотизма основан на славном и героическом прошлом нашей Родины. Используя этот вид патриотизма в нравственно-патриотическом воспитании дошкольников, мы прежде всего знакомим их с героями нашего прошлого, со знаковыми событиями в истории нашей Родины, с фольклором. То есть, решаем, в основном, образовательные задачи.
2. Патриотизм духовный. Это особый вид патриотизма. Это те глубинные нравственные корни, которые ребенок начинает всасывать с молоком матери, это наши вековые традиции, наши духовные ценности, это та основа, которая неразрывно связывает каждого человека с его народом. Научить такому патриотизму невозможно, этот росток есть в душе каждого гражданина нашей страны, независимо от возраста. И наша задача – развить то, что уже заложено в душе каждого ребенка, проследить за тем, чтобы этот росток рос в правильном направлении. То есть, в данном случае мы с вами в основном решаем развивающие задачи.
3. Патриотизм проектный. Это способность человека ощущать себя частью общества и трудиться на его благо. Ян Амос Коменский отмечал в «Великой дидактике» : «Тогда лишь наступило бы счастливое состояние в делах частных и общественных, если бы все прониклись желанием действовать в интересах общего благополучия». В ходе воспитания проектного патриотизма решаются в основном воспитательные задачи.
Чрезвычайно важно в аспекте воспитания нравственно –патриотических чувств то, что процесс воспитания необходимо начинать как можно раньше, еще в возрасте дошкольного детства. И это совершенно справедливо, ведь именно в этот период происходит активное формирование духовно-нравственной основы ребенка, его социализации в обществе, осознание себя частью целого. Именно исходя из этого, нами была сформулирована цель нравственно-патриотического воспитания дошкольников : формирование у детей потребности совершать хорошие поступки, развитие способности чувствовать ответственность за судьбу своей страны, воспитание такие личностные качества, как сострадание, милосердие, дружелюбие.
Цель нравственно-патриотического воспитания дошкольников предполагает решение целого комплекса задач:
- формирование у ребенка чувства любви и привязанности к своей семье, родному дому, городу, Родине;
- воспитание бережного отношения к родной природе;
- воспитание уважения к труду;
- формирование интереса к традициям родной страны;
- формирование основ культуры взаимоотношений в социуме;
- развитие чувства ответственности за судьбу своей страны и гордости за нее.
Эти задачи мы решаем непрерывно, на протяжении всего периода пребывания ребенка в детском саду и во всех видах деятельности: в труде, в быту, в играх, на занятиях, так как в любой момент жизни ребенка уместен для формирования нравственно-патриотических чувств.
С чего же начинается формирование патриотизма в работе с дошкольниками? Есть одно основное правило, знакомое всем педагогам – работа должна строиться от малого к большому. Ребенок не способен осознать сразу всеобъемлющее понятие Родины. И для того, чтобы это понятие не осталось для него абстракцией, воспитание патриотизма мы начинаем с самого близкого и самого дорогого сердцу каждого ребенка. Для любого малыша роднее всего мама. Именно с нее начинается формирование чувств любви и привязанности, развитие основ духовности и воспитание необходимых каждому человеку качеств. Затем, с развитием представлений ребенка о мире, его понятие о Родине расширяется до масштабов семьи, детского сада, друзей, воспитателей, окружающей его природы и так далее. И каждый новый элемент Родины вписывается в сознание ребенка, как часть чего-то целого, большего, о чем он узнает дальше. Процесс патриотического воспитания в дошкольном возрасте идет стремительно, поскольку ребенок каждый день узнает что-то новое, что формирует его представление о целостной картине мира. И мы прекрасно осознаем, что работа над формированием нравственно-патриотических основ дошкольника требует от педагога прежде всего компетентности во всех сферах социальной действительности, потому что воспитать то, чего не знаешь или во что не веришь, невозможно. Именно поэтому от современного педагога требуется универсальность, то есть свободное владение знаниями о природе, культуре, истории родной страны и о ее духовных основах.
Следует отметить, что воспитание нравственной основы дошкольника невозможно без тесного сотрудничества с семьей, поскольку именно в семье закладываются первые кирпичики фундамента будущей гражданской платформы каждого человека. Поэтому наша работа по воспитанию будущих граждан родной страны направлена на обеспечение тесного взаимодействия с семьей каждого ребенка. Сфера такого взаимодействия достаточно широка, это и совместные экскурсии, позволяющие сформировать интерес к истории родного города и родной страны не только у детей, но и у их родителей, и активное взаимодействие с родителями в форме круглых столов, семинаров, диспутов, в ходе которых решаются насущные вопросы воспитания основ духовности у детей, и вовлечение родителей в совместную с детьми деятельность по организации и проведению традиционных обрядов и праздников и т. д. Но наиболее успешным совместным проектом по формированию нравственно-патриотических чувств дошкольников в нашем детском саду стала музейная педагогика. И это направление работы выбрано нами не случайно. На территории нашего детского сада находится несколько памятников древней архитектуры, представляющих интерес в плане изучения истории и культуры родного города. Это турецкие бани постройки 14-15 века, древний караимский фонтан, датирующийся 15 веком. Есть на территории детского сада совершенно загадочная и малоизученная постройка – подземный ход, о происхождении которого неизвестно даже историкам Крыма. Известно лишь, что во время Великой Отечественной войны он использовался партизанами для проникновения в город. Интересна и сама история детского сада, пережившего войну, восстановленного руками портовиков и превращенного в сказочный заповедник счастья для детей.
У нас есть собственная картинная галерея, которую постоянно посещают дети, где проводятся не только экскурсии, но и творческие мастер-классы как для детей. Так и для педагогов детского сада. Есть у нас и зимний сад, в котором дети знакомятся с разнообразием флоры и фауны как родного полуострова, так и всего мира. И, наконец, наши дети имеют возможность посещать музей Славы Феодосийского морского торгового порта, где узнают о славном прошлом предприятия, о династиях, трудящихся в нем, о годах Великой отечественной войны. Посещение этих музеев всегда находило живой отклик в сердцах наших воспитанников. Именно поэтому у нас возникла идея создать на базе детского сада целостный музейный комплекс. На базе каждой возрастной группы был создан музей с перспективой долгосрочного развития. У нас есть музей цветов, музей кошек, музей бабочек, музей морских жителей, музей Крымских сувениров, готовится к открытию музей рукоделия. Более того, когда была сформирована экспозиционная основа музеев, велась активная работа по разработке текстового сопровождения экскурсий, причем в старших группах в этом процессе активное участие принимали дети и родители. Осуществляется взаимопосещение детьми разных групп мини-музеев, а экскурсии в старших группах проводят воспитанники. Ежегодно проводится конкурс на лучшего экскурсовода среди детей подготовительных и старших групп, победители которого проводят экскурсии для сверстников и малышей, для родителей и педагогов, а также для всех гостей детского сада. И сегодня у вас будет возможность услышать наших юных экскурсоводов. Кроме того, периодически организуется посещение музейного комплекса детского сада с проведением экскурсий для родителей.
Каждый музей в нашем дошкольном учреждении возник как результат реализации проекта «Музейная педагогика» и благодаря общению, совместной работе педагогов, детей и их семей.
А задачей на следующий этап освоения данной технологии мы ставим создание условий для активизации деятельности детей в музее, использование методики проведения музейных занятий в зависимости от профиля музея (исторические, математические, художественные, проводимые на основе материалов музея, а также встречи с интересными людьми.
Должна особо отметить, что патриотическое воспитание дошкольников получило новый толчок 2 года назад, после воссоединения Крыма с Россией. Духовное веяние патриотизма, охватившее весь полуостров, не могло не сказаться на работе наших педагогов, а также не могло не отразиться на восприимчивости детей к воспитанию основ гражданственности. Именно в этот благоприятный момент мы обязаны взрастить в детских сердцах любовь и уважение к родной стране, заложив фундамент формирования в будущем из каждого нашего ребенка гражданина и патриота России.