Татьяна Лаврова
Доклад по патриотическому воспитанию
▼ Скачать + Заказать документы
«Дайте детям радость труда, эту радость ему несут успех, осознание своей умелости и значимости выполняемой работы, возможность доставлять радость другим»
В. А. Сухомлинский
Рассматривая патриотизм, как привязанность, преданность, ответственность по отношению к своей Родине, то ребенка в дошкольном возрасте надо научить быть привязанным к чему-то, кому-то, быть ответственным уже в любом своем, пусть маленьком деле. Восхищение просторами, красотой и богатством Родины возникает, если научить ребенка видеть красоту вокруг себя. Прежде, чем человек сможет трудиться на благо Родины, он должен добросовестно и ответственно выполнять любое дело, за которое берется.
Публикация «Доклад по патриотическому воспитанию» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Нравственно-патриотическое воспитание
- Работа. Педсоветы, семинары, тренинги для педагогов
- Темочки
В программе воспитания и обучения в детском саду под редакцией Вераксы Н. Е, Васильевой М. А, Комаровой Т. С, отмечено, что нравственно- патриотическое воспитание рассматривается как одна из важнейших сторон общего развития ребенка. Оно осуществляется во всех видах детской деятельности и направлено на воспитание с первых лет жизни любви к родной семье, дому, городу, краю, Родине.
Раскроем вопросы работы следующих задач по нравственно- патриотическому воспитанию :
- Уважение к людям труда
Трудовое воспитание детей направлено в соответствие с программой на решение следующих задач:
1. Воспитывать устойчивое положительное отношение к труду, трудолюбие;
формировать такие качества, как исполнительность, самостоятельность, ответственность, организованность.
2. Воспитывать желание и умение сотрудничать со сверстниками (помощь друг другу, не конфликтовать, не перекладывать на другого свои обязанности)
3. Формировать трудовые навыки и умения во всех видах труда (самообслуживание, хозяйственно- бытовой труд, труд в природе, ручной труд)
4. Систематически обогащать знания детей о труде взрослых, воспитывая на этой основе общественно значимые мотивы понимания важности выполнения работы, уважение к трудящемуся человеку, интерес к результатам собственного труда
5. Воспитывать умение организовывать свой труд, культуру труда (находить все необходимое для работы, приводить в порядок рабочее место, аккуратно убирать инструменты и материалы и т. п)
- Развитие интереса к русским традициям и промыслам
Большое значение приобретает знакомство детей с народными промыслами, умельцами.
Народные промыслы России, ремесла русских мастеров - по технологиям которые передавались из поколения в поколения. Это уникальные, качественные изделия, которые затрагивают разные группы народных промыслов: Гжель, Хохлома, Дымковская, Городецкая росписи, Семикаракорский фарфор.
Любой край, область, даже небольшая деревня неповторимы. В каждом месте своя природа, свои традиции и свой быт. Отбор соответствующего материала позволяет формировать у дошкольников представление о том, чем славен родной край. Надо показать детям, что родной город славен своей историей, традициями, бытом. Детям объясняют, что у каждого человека есть родной дом и город, где он родился и живет. Для этого необходимы экскурсии по городу, на природу, наблюдения за трудом взрослых, где каждый ребенок начинает осознавать, что труд объединяет людей, требует от них слаженности, взаимопомощи, знания своего дела.
Учет возрастных особенностей детей требует широкого применения игровых приемов, которые важны, как для повышения познавательной активности детей, так и для создания эмоциональной атмосферы занятия.
(например, в игре «Магазин сувениров» ребенку предлагается определить: где, из какого материала изготовлена конкретная поделка, как называется (Хохлома, Гжель, Дымка) Каждая тема должна подкрепляться играми, продуктивными видами деятельности. Итоги работы над темой, объединяющей знание детей, могут быть представлены во время общих праздников, семейных развлечений. В работе также необходимо использовать не только художественную литературу, иллюстрации и т. д, но и «живые» наглядные предметы и материалы (национальный костюм, старинную мебель, посуду и т. д)
«Бытовая повседневность» чрезвычайно эффективна для ознакомления детей со сказками, народными традициями, промыслами, предметами старины. Для этого желательны посещения музеев, а также организация специальных помещений в детском саду. Именно здесь для ребенка открывается возможность первого проникновения в историю быта родного края.
Взаимодействие с родителями по данному вопросу способствует бережному отношению к традициям, сохранению вертикальных семейных связей.
«В вашей семье и под вашим руководством растет будущий гражданин. Все, что совершается в стране, через вашу душу и вашу мысль должно приходить к детям»/А. С Макаренко/, - эту заповедь необходимо использовать при работе воспитателя и с детьми и с их родителями.
- Развитие чувства ответственности и гордости за достижения Родины
Для этого необходимо проводить знакомства с выдающимися людьми нашего города, героями-земляками прошлого и настоящего времени.
Такие важные понятия, как «долг пере Родиной», «Любовь к Отечеству», «Трудовой подвиг» и т. д необходимо прививать на конкретных фактах из жизни старшего поколения, участников В. О Войны, их фронтовых и трудовых подвигов.
Важно подвести ребенка к пониманию, что мы победили в В. О Войне потому, что любим свою Отчизну. Родина чтит своих героев, отдавших жизнь за счастье людей. Их имена увековечены в названиях улиц, в их честь воздвигнуты памятники.
По данному направлению в группе создана определенная развивающая среда и созданы специальные условия:
- естественная для ребенка среда жизнедеятельности;
- организация предметно-развивающего пространства;
-наличие наглядных пособий, иллюстраций, игры и т. д;
- свободный доступ детей к рабочему материалу;
-тесные взаимодействия с семьей.
- Формы работы по патриотическому воспитанию
- Экскурсии в краеведческий музей с выступлением сотрудника музея;
- Целевая прогулка к Вечному огню, памятникам, мемориалам;
- Проведение тематических мероприятий, таких как «День матери», «День Защитника Отечества», «День Победы»;
- Подготовка тематических выставок, посвященных памятным датам, конкурсы рисунков, изготовление подарков, поздравление Ветеранов ВОВ;
- Участие в праздниках;
- Беседы с детьми о славной истории родной страны и родного города;
- Наблюдение за тем, как люди трудятся на территории детского сада и в городе, как изменяется его облик, благодаря этому труду;
- Участие в посильных общественно-полезных работах.
Соприкосновение с историческим прошлым России, обогащает ребенка, воспитывает гордость за свой народ, поддерживает интерес к его культуре. А это сегодня очень важно! Ведь людей, знающих свою историю, традиции, культуру, невозможно сбить с толку, превратить в Иванов, не помнящих родства.
Для успешной работы по патриотическому воспитанию мы подобрали следующую литературу:
1. Ветохина А. Я
Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста, Санкт-Петербург, 2011г.
2. Шаламова Е. И
Методическая работа по патриотическому воспитанию в ДОУ, 2011г
3. Шорыгина Т. А
Наша Родина- Россия, Москва, 2011г.