Янкович Виктория
Образовательная программа кружковой деятельности по гражданско-патриотическому воспитанию «Моя Родина — Россия»
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад №3»
Образовательная программа
Кружковой деятельности по
гражданско – патриотическому воспитанию «Моя Родина - Россия»
(срок реализации 1 год)
Воспитатель :
Янкович В. В.
Каменск – Уральский
2014
Программа : «Моя Родина - Россия»
Публикация «Образовательная программа кружковой деятельности по гражданско-патриотическому воспитанию „Моя Родина — Россия“» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Моя Родина Россия
- Нравственно-патриотическое воспитание
- Патриотическое воспитание. Конспекты занятий
- Программы образовательные, основные и дополнительные
- Родина, родной край. Конспекты занятий, НОД
- Родина, Россия. Конспекты занятий
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» октябрь 2016
Как у маленького деревца, поднявшегося над землей, заботливый садовник укрепляет корень, от мощности которого зависит жизнь растения на протяжении нескольких десятилетий, так учитель должен заботиться о воспитании у своих детей чувства безграничной любви к Родине.
В. А. Сухомлинский.
Пояснительная записка.
В рамках ФГОС «Нравственно-патриотическое воспитание» входит в область «Социально - коммуникативное развитие» детей. Детей старшего дошкольного возраста необходимо ориентировать на:
• патриотизм - любовь к, своему народу, к своей малой родине, служение Отечеству;
• социальную солидарность – свободу личную и национальную, доверие к людям, к государству;
• гражданственность – служение Отечеству, правовое государство, гражданское общество, закон и правопорядок.
Формирования российской гражданской идентичности подрастающего поколения сегодня одна из наиболее актуальных проблем. Исторически сложилось, так, что любовь к Родине, патриотизм во все времена в Российском государстве были чертой национального характера. Но в силу последних перемен все более заметной стала утрата нашим обществом традиционного российского патриотического сознания. Дети, начиная с дошкольного возраста, страдают дефицитом знаний о родном городе, стране, особенностях русских традиций. Также равнодушное отношение к близким людям, товарищам по группе, недостаток сочувствия и сострадания к чужому горю. И конечно недостаточно сформирована система работы с родителями по проблеме нравственно-патриотического воспитания в семье. В связи с этим очевидна неотложность решения острейших проблем воспитания патриотизма в работе с детьми дошкольного возраста.
Нравственно – патриотическое воспитание детей рационально осуществлять на основе отечественных традиций и современного опыта. Для решения этой проблемы, я считаю, необходима программа, которая позволит систематизировать знания по заданным темам, будет стимулировать развитие познавательных и творческих способностей, что в свою очередь формирует готовность ребёнка к школе и соответствует принципам общеобразовательной программы дошкольного воспитания «Истоки».
Целью программы «Моя Родина - Россия» является: формирование у детей гражданской позиции, нравственно – патриотических чувств, расширение представлений об истории нашей Родины.
Возрастные особенности детей 6-7 лет.
В сюжетно-ролевых играх дети подготовительной к школе группы начинают осваивать сложные взаимодействия людей, отражающие характерные значимые жизненные ситуации, например, свадьбу, рождение ребенка, болезнь, трудоустройство и т. д.
Игровые действия детей становятся более сложными, обретают особый смысл, который не всегда открывается взрослому. Игровое пространство усложняется. В нем может быть несколько центров, каждый из которых поддерживает свою сюжетную линию. При этом дети способны отслеживать поведение партнеров по всему игровому пространству и менять свое поведение в зависимости от места в нем. Так, ребенок уже обращается к продавцу не просто как покупатель, а как покупатель-мама или покупатель-шофер и т. п.
Исполнение роли акцентируется не только самой ролью, но и тем, в какой части игрового пространства эта роль воспроизводится. Например, исполняя роль водителя автобуса, ребенок командует пассажирами и подчиняется инспектору ГИБДД. Если логика игры требует появления новой роли, то ребенок может по ходу игры взять на себя новую роль, сохранив при этом роль, взятую ранее. Дети могут комментировать исполнение роли тем или иным участником игры.
Образы из окружающей жизни и литературных произведений, передаваемые детьми в изобразительной деятельности, становятся сложнее. Рисунки приобретают более детализированный характер, обогащается их цветовая гамма. Более явными становятся различия между рисунками мальчиков и девочек. Мальчики охотно изображают технику, космос, военные действия и т. п. Девочки обычно рисуют женские образы : принцесс, балерин, моделей и т. д. Часто встречаются и бытовые сюжеты: мама и дочка, комната и т. д. ,
Изображение человека становится еще более детализированным и пропорциональным. Появляются пальцы на руках, глаза, рот, нос, брови, подбородок. Одежда может быть украшена различными деталями.
При правильном педагогическом подходе у детей формируются художественно-творческие способности в изобразительной деятельности.
Дети подготовительной к школе группы в значительной степени освоили конструирование из строительного материала. Они свободно владеют обобщенными способами анализа как изображений, так и построек; не только анализируют конструктивные основные особенности различных деталей, но и определяют их форму на основе сходства со знакомыми им объемными предметами. Свободные постройки становятся симметричными и пропорциональными, их строительство осуществляется на основе зрительной ориентировки.
Дети быстро и правильно подбирают необходимый материал. Они достаточно точно представляют себе последовательность, в которой будет осуществляться постройка, и материал, который понадобится для ее выполнения; способны выполнять различные по степени сложности постройки, как по собственному замыслу, так и по условиям.
В этом возрасте дети уже могут освоить сложные формы сложения из листа бумаги и придумывать собственные, но этому их нужно специально обучать. Данный вид деятельности не просто доступен детям — он важен для углубления их пространственных представлений.
Усложняется конструирование из природного материала. Дошкольникам уже доступны целостные композиции по предварительному замыслу, которые могут передавать сложные отношения, включать фигуры людей и животных.
У детей продолжает развиваться восприятие, однако они не всегда могут одновременно учитывать несколько различных признаков.
Развивается образное мышление, однако воспроизведение метрических отношений затруднено. Это легко проверить, предложив детям воспроизвести на листе бумаги образец, на котором нарисованы девять точек, расположенных не на одной прямой. Как правило, дети не воспроизводят метрические отношения между точками: при наложении рисунков друг на друга точки детского рисунка не совпадают с точками образца.
Продолжают развиваться навыки обобщения и рассуждения, но они в значительной степени еще ограничиваются наглядными признаками ситуации.
Продолжает развиваться воображение, однако часто приходится констатировать снижение развития воображения в этом возрасте в сравнении со старшей группой. Это можно объяснить различными влияниями, в том числе и средств массовой информации, приводящими к стереотипности детских образов.
Продолжает развиваться внимание дошкольников, оно становится произвольным. В некоторых видах деятельности время произвольного сосредоточения достигает 30 минут.
У дошкольников продолжает развиваться речь: ее звуковая сторона, грамматический строй, лексика.
Развивается связная речь. В высказываниях детей отражаются как расширяющийся словарь, так и характер отношений, формирующихся в этом возрасте. Дети начинают активно употреблять обобщающие существительные, синонимы, антонимы, прилагательные и т. д.
В результате правильно организованной образовательной работы дошкольников развиваются диалогическая и некоторые виды монологической речи.
В подготовительной к школе группе завершается дошкольный возраст. Его основные достижения связаны с освоением мира вещей как предметов человеческой культуры; освоением форм позитивного общения с людьми; развитием половой идентификации, формированием позиции школьника.
К концу дошкольного возраста ребенок обладает высоким уровнем познавательного и личностного развития, что позволяет ему в дальнейшем успешно учиться в школе.
Время занятий и их количество в день регламентируется «Программой» и САНПином 2-3 занятия в день по 30 минут. Обязательным элементом каждого занятия является физминутка, которая позволяет отдохнуть, снять мышечное и умственное напряжение.
Организационно-методическое обеспечение программы.
• Данная программа рассчитана на детей старшего дошкольного возраста.
• Группа воспитанников -22 человек. Это - 10 мальчиков и 12 девочек. Дети общительные, проявляют активность во всех видах деятельности. Мальчики подвижные, инициативные. Девочки скромные, уравновешенные, самостоятельны во всех видах деятельности.
• Продолжительность НОД– 25 минут.
• 1 НОД в неделю для каждой подгруппы
• 4 НОД в месяц; 36 НОД в год
• В конце года итоговое (открытое) мероприятия.
• Мониторинг образовательной деятельности : 3 раза в год (вводный – в сентябре, промежуточный — в январе, итоговый – в мае) .
Работа по нравственно - патриотическому воспитанию осуществляется в процессе:
• Организованной образовательной деятельности;
• Музыкального воспитания;
• Досуговых и спортивных мероприятий;
• Посещение музея, библиотеки;
• Самостоятельной деятельности ребёнка.
• Совместных мероприятий с родителями.
Задачи:
• Формировать личность, живущую по законам исторической преемственности поколений.
• Поощрять поисковую деятельность детей и родителей по истории нашей страны.
• Привлекать родителей к совместным познавательно – тематическим мероприятиям.
• Формировать у родителей активную позицию в воспитании и образовании своих детей.
• Способствовать обогащению эмоциональной сферы.
• Развивать связную речь, продуктивную деятельность и творчество.
• Воспитывать интерес к произведениям отечественной художественной литературы, уважение к историческому прошлому России.
Методы и приёмы организованной образовательной деятельности :
Методы, повышающие познавательную активность:
- элементарный и каузальный анализы (причинные связи);
- сравнение;
- моделирование и конструирование;
- экспериментирование и опыты.
Методы, стимулирующие эмоциональную активность:
- игровые: воображаемые ситуации;
- сюрпризные моменты;
- элементы новизны.
Методы, способствующие установлению связи между различными видами деятельности :
- прием предложения и обучения способу установления связи между разными видами деятельности;
- перспективное планирование;
- использование в одном виде деятельности приемов и навыков, полученных в других видах деятельности;
- беседа.
Методы обучения и развития творчества:
- эмоциональная насыщенность окружения;
- мотивирование детской деятельности;
- прогнозирование (обобщенное умение рассматривать предметы в движении прошлое, настоящее и будущее);
- игровые приемы;
- проблемные ситуации и задачи;
- вопросы, задаваемые детьми;
- неясные знания, догадки, предположения.
Методы ТРИЗ:
- метод противоречий;
- метод мозгового штурма;
- метод контрольных вопросов;
- метод проб и ошибок;
- моделирование.
Педагогические принципы программы
1. Доступность. Принцип доступности предполагает соотнесение содержания, характера и объема учебного материала с уровнем развития, подготовленности детей.
2. Непрерывность. На нынешнем этапе образование призвано сформировать у подрастающего поколения устойчивый интерес к постоянному пополнению своего интеллектуального багажа и совершенствованию нравственных чувств.
3. Научность. Одним из важных принципов программы является ее научность. На основе сведений об истории и культуре родного края.
4. Системность. Принцип системного подхода, который предполагает анализ взаимодействия различных направлений патриотического воспитания. Этот принцип реализуется в процессе взаимосвязанного формирования представлений ребенка о патриотических чувствах в разных видах деятельности и действенного отношения к окружающему миру.
5. Преемственность. Патриотическое воспитание дошкольников продолжается в начальной школе.
6. Культуросообразность. Этот принцип выстраивает содержание программы как последовательное усвоение и выработке на этой основе ценностных ориентаций.
Содержание предметно – развивающей среды
Неоспоримо значение правильно организованной предметно – развивающей среды. Оформление в группах зоны гражданско – патриотического воспитания, где бы дети могли в условиях ежедневного свободного доступа пополнять знания о родном крае, городе, стране. Необходимо иметь широкий спектр иллюстраций, фотографий с видами родного города, родного края, столицы, родной страны, климатических зон России. Это могут быть панорамные снимки достопримечательностей, картины с изображением родных пейзажей, иллюстрации народных промыслов, произведения устного народного творчества, образцы российского герба и флага. Предлагаемый детям материал должен в обязательном порядке меняться в зависимости от изучаемых тематических блоков.
Законодательно-нормативное обеспечение программы
Федеральный Закон «Об образовании в Российской Федерации».
- Концепция патриотического воспитания граждан Российской Федерации.
- Закон «О ветеранах».
- Конституция Российской Федерации».
- Закон «О воинской обязанности и военной службе».
- Федеральный Закон «О днях воинской славы (победных днях) России от 13
марта 1995 г. № 32 – ФЗ. Принят Государственной думой 10 февраля 1995г.
(с изменениями от 22 августа 2004 года).
- Закон «Об увековечении Победы советского народа в Великой
отечественной войне 1941- 1945 годов».
- Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан на 2011-
2015 гг.» утверждена постановлением Правительства Российской Федерации
(от 5 октября 2010 г. № 795).
- Постановление Правительства РФ от 24 июля 2000г. №551 «О военно-
патриотических молодёжных и детских объединениях.»
Структура программы включает следующие разделы:
1 - й раздел: «С древних времен до наших дней»
Цель: вызвать и поддерживать интерес детей к жизни наших предков, обогащая их новыми знаниями об исторических событиях и конкретных личностях. Расширять детский кругозор, воспитывать уважение к своему народу.
Содержание раздела включает в себя НОД, совместное с воспитателем изготовление макетов, составление альбомов, поисковые беседы.
2 - й раздел: «Большая и малая Родина»
Цель: познакомить и расширить знания детей о родной стране, столице. Пробуждать интерес к изучению истории своего родного города, его достопримечательностей.
Содержание раздела включает в себя НОД, поисковые беседы, экскурсии, сюжетно-ролевые игры, целевые прогулки, изготовление совместно с воспитателем макетов.
3 - й раздел : «Вижу чудное раздолье …»(Природа и климат)
Цель: дать и расширять представления о размерах нашей Родины и ее природных богатствах, о том, что они дают человеку возможность жить; воспитывать чувство ответственности за природу родного края.
Содержание раздела включает в себя НОД, поисковые беседы, изготовление совместно с воспитателем календаря погоды, коллажей, экскурсии.
4 - й раздел : «Народы. Костюмы. Праздники.»
Цель: знакомить детей с жилищем русских людей: расширять знания о том, как, когда и по каким правилам оно строилось, об устройстве русской избы. Дать представление о предметах быта: мебели, посуде, предметах обихода. Пробуждать интерес к русскому национальному костюму. Рассказать о развитии транспорта в связи с изменениями потребности русского человека. Развивать интерес к русским традициям. Дать представление о народных праздниках.
Содержание раздела включает в себя НОД, поисковые беседы, изготовление совместно с воспитателем макетов, отгадывание загадок.
5 – й раздел: «На службе Отечеству. Выдающиеся личности»
Цель: Познакомить детей с соотечественниками – выдающимися личностями, во все времена верно служивших нашей Родине, защищавших ее от врагов, приумножавших ее богатство, мощь и силу, прославивших ее своими открытиями, своим честным и доблестным трудом, произведениями известными сегодня далеко за пределами России.
Содержание раздела включает в себя НОД, составление альбомов, поисковые беседы.
6 – й раздел: «Познаем мир вместе….»(Работа с родителями)
Цель: раскрыть перед родителями роль семьи в патриотическом воспитании детей, систематизировать знания об укреплении духовного, эмоционального, физического, интеллектуального здоровья всех членов семьи.
Тематический план
№ Раздел Тема
1 «С древних времен до наших дней» Древняя Русь
Минин и Пожарский – защитники Родины
Как татары хотели Русь завоевать
Царь Петр I
Отечественная война 1812 года (Каменские пушки)
Россия XX века
Великая Отечественная война 1941-1945 (Каменск – Уральский - город трудового подвига)
Государственная символика России, Свердловской области
2 «Большая и малая Родина» Московский Кремль
Санкт - Петербург
Архитектурные памятники и храмы Каменска-Уральского
Природные памятники и достопримечательности Каменска-Уральского
Семь чудес России
Каменск – Уральский – город металлургов
Экскурсия в Каменск-Уральский краеведческий музей им. И. Я. Стяжкина»
3 «Вижу чудное раздолье …»(Природа и климат) Карта природных зон России. Арктика
Тундра
Тайга
Средняя полоса России
Степи
Субтропики
Природа Урала
4 «Народы. Костюмы. Праздники.» Русская изба (устройство)
Народные костюмы
Народные и государственные праздники России
7 – января Рождество
Масленица
Русские народные игры
Традиция - хлебосольство
5 «На службе Отечеству. Выдающиеся личности»
Защитники Родины. Каменцы в ВОВ
Образование.
Литература. Знакомство с творчеством Мамина-Сибиряка (настоящая фамилия - Мамин) Дмитрия Наркисовича, Бажова Павла Петровича.
Живопись. Знакомство с творчеством художника Каменска – Уральского, Юрием Северухиным.
Музыка и театр. Знакомство с театрами Свердловской области и Каменска – Уральского.
Наука и техника. Ф. Н. ЧЕРНЫШЕВ и его заслуги в изучении геологии южного Урала
Урал и космос.
6 «Познаем мир вместе….»(Работа с родителями)
Консультация «Символика России и
Свердловской области»
Помощь в проведении экскурсий
Подготовка детей к конкурсу чтецов
стихотворений о Родине
Конкурс – выставка работ «Любимые сказки А. С. Пушкина»
Участие в городском туристическом слете
Участие в «Кроссе нации». (Во всероссийском дне бега)
Помощь в подготовке детей к «Лыжне России»
Участие детей и родителей в ежегодной «Каменской прогулке»
Русские народные подвижные игры
Испокон веков в народных играх ярко отражался образ жизни людей, их быт, труд, национальные устои, представления о чести, смелости, желание обладать силой, ловкостью, проявлять смекалку и стремление к победе. Радость движения сочетается с духовным обогащением детей. У них формируется устойчивое отношение к культуре родной страны, создается эмоционально положительная основа для развития патриотических чувств: любви и преданности Родине. С детьми старшего дошкольного возраста народные подвижные игры нужно проводить ежедневно. В программе представлены следующие русские народные подвижные игры:
- «Гуси – лебеди»
- «Обыкновенные жмурки»
- «Горелки»
- «Кот и мышь»
- «Пятнашки»
- «Мячик кверху»
- «Ляпка»
- «Заря»
- «Игровая»
- «Почта»
- «Коршун»
- «Большой мяч»
- «Пчелки и ласточка»
- «Волк»
- «Фанты»
- «Краски»
- «У медведя во бору»
- «Филин и пташки»
Список используемой литературы:
1. К. Ю. Белая, А. Е. Жемчугова. комплект из пяти книг «Моя Родина - Россия». Чебоксарская типография №1
2. Мониторинг патриотического воспитания детей 5-7 лет. Новицкая Марина Юрьевна, Микляева Наталья Викторовна. Издательство «Дрофа», 2010 г. Серия «Патриотическое воспитание»
3. Евдокимова Е. Проектная модель гражданского воспитания дошкольников //Дошкольное воспитание. – 2005. - № 3. – С. 6.
4. Комратова Н. Г., Грибова Л. Ф. Патриотическое воспитание детей 4-6 лет : Методическое пособие. – М. : Сфера, 2007.
5. Маханева М. Д. Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников
6. Виноградова Н. Ф., Козлова С. А. Наша Родина : Пособие для воспитателя. – М. : Просвещение, 1984. – 304 с.
7. Стапанова В. Стихи к Дню Победы //Дошкольное воспитание. – 2000. - № 5. – С. 4.
8. С чего начинается Родина? (Опыт работы по патриотическому воспитанию в ДОУ /Под ред. Л. А. Кондрыкинской. – М. – Сфера, 2005. – С. 168.
9. Хрестоматия для старшего дошкольного возраста: Книга для воспитателей детского сада /Под ред. В. И. Логиновой. – М. : Просвещение, 1990. – 420 с.
10. День Победы //Дошкольное воспитание. 2005. - № 5. – С. 3.
11. Алешина Н. В. Знакомство дошкольников с родным городом и страной (Патриотическое воспитание.) УЦ Перспектива М. 2011.
12. Зеленова Н. Г., Осипова Л. Е. Мы живем в России М. 2011.
13. Жариков А. Д. Растите детей патриотами. М., 1980.