Елена Ириткова
Обучение детей дошкольного возраста иностранному языку в современных условиях
▼ Скачать + Заказать документы
Аннотация. В настоящее время представляется актуальным изучение различных подходов к обучению детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста по многим причинам. Во-первых, потребность общества в специалистах, говорящих на одном или нескольких иностранных языках, так или иначе, связана с вопросом возрастных рамок начала обучения иностранному языку. Во-вторых, возраст от 4 до 6 лет является наиболее благоприятным для усвоения речевых конструкций, формирования навыков произношения на основе имитации и т. д. В исследовании рассматриваются разные точки зрения на раннее обучение детей иностранному языку. В статье рассматриваются основные проблемы, которые мешают эффективному обучению детей дошкольного возраста различным видам речевой деятельности на иностранном языке. Результаты исследования могут применяться учителями иностранного языка в детских садах и других учреждениях дошкольного обучения и воспитания.
Публикация «Обучение детей дошкольного возраста иностранному языку в современных условиях» размещена в разделах
Ключевые слова: раннее обучение, обучение иностранным языкам, психическое развитие, дети дошкольного возраста.
Актуальность исследования обусловлена тем, что дошкольный возраст признан психологами наиболее благоприятным периодом для обучения иностранным языкам. В современных исследованиях и экспериментальном обучении иностранному языку дошкольников отмечается ряд положительных результатов, достигаемых средствами иностранного языка. К ним относятся следующее:
- обеспечение общего психического развития (в частности, речевых способностей);
- формирование таких качеств, как целеустремленность, активность;
- речевое развитие на родном и иностранных языках.
Отмечается влияние иностранного языка на личность ребенка в целом: игровой характер процесса обучения позволяет раскрыть индивидуальные творческие возможности, сформировать навыки общения, повысить уровень в развитии самооценки.
Для успешного овладения иностранным языком детьми дошкольного возраста необходимо интегрировать в процесс обучения разные виды деятельности, а также постоянно чередовать их с целью удержания внимания и интереса детей во время обучения. Дети дошкольного возраста с удовольствием и очень легко осваивают, разучивают стишки, считалки и небольшие роли на иностранном языке, усваивают простейшие клише разговорного языка и на их основе способны общаться на уровне игр, ответов и вопросов. Такая работа благотворно влияет на развитие речи ребенка, улучшает память, повышает устойчивость внимания.
Учителю иностранного языка необходимо думать о решении следующих задач:
- изучить особенности процессов развития личности и психических функций ребенка дошкольного возраста;
- определить возможности дошкольников в области изучения языка, в частности:
1) определить готовность дошкольников к обучению языка;
2) разобрать проблему способностей ребенка к изучению иностранного языка;
3) решить вопрос наполняемости групп, частоты и продолжительности занятий;
- разобрать методические материалы:
1) по обучению дошкольников произношению;
2) по обучению дошкольников транскрипции;
3) по обучению чтению и письму;
4) по обучению лексике;
5) по организации обучения иностранному языку в детском саду.
Необходимо отметить, что когда дошколятам приходят люди, прекрасно знающие иностранный язык, им не всегда удается добиться желаемого результата: обучение детей дошкольного возраста – это сложная задача, которая требует совсем иного подхода, чем обучение школьников и взрослых. Возрастные особенности ребенка-дошкольника. Его речевое развитие обуславливает специфику целей и содержания раннего обучения иностранному языку. А также характер профессиональной деятельности педагога. Преподаватель иностранного языка должен также владеть информационными технологиями, организовывать процесс обучения, используя их возможности [4].
Можно выделить следующие проблемы, которые встречаются в обучении иностранному языку дошкольников.
- не владение преподавателями методикой раннего обучения иностранному языку;
- незнание особенностей психического развития детей дошкольного возраста;
- осуществление обучения иностранному языку без учета программы развития речи ребенка на родном языке;
- сохранение традиций средней школы: обучать языку, а не речевой деятельности. Отбор содержания и сам процесс обучения осуществляется интуитивно, методом проб и ошибок, в основном с ориентировкой преподавателя на свой опыт и запросы родителей, для которых важно одно: ребенок должен говорить на иностранном языке.
- при проведении занятий использование методов и приемов школьной методики обучения, т. е. школьная дидактика переносится в дошкольную практику;
- «дрессировка» в заучивании шаблонизированных фраз (о себе, своей семье, погоде и т. п., песен, стихов, рифмовок и ролей для спектакля приводит к тому. Что ребенок не приобретает умения мыслить на языке;
- не умение застраивать системно-ролевую деятельность как свою, так и обучающихся [3];
- не владение информационными технологиями на достаточно высоком уровне и др.
Еще одна проблема раннего обучения иностранному языку связана его спецификой: у детей отсутствует какое-либо языковое знание, а также навыки и умения пользоваться данным языком в общении, и нет естественных оснований для внутренней работы над языком (что имеет место при усвоении родного языка, которую приходится проделать ребенку, чтобы общаться со взрослым. Отсюда возникает проблема формирования сознательной мотивации (игровой, а затем познавательной) и результата обучения : и через разные средства обучения формируется интерес и положительные эмоции, обеспечивающие осознанный процесс усвоения иностранного языка.
Возникает протиоворечие между потребностью современного общества в раннем обучении иностранным языкам и отсутствием методических разработок, направленных на решение вышеперечисленных проблем.
Анализ психолого-педагогической литературы и личный опыт позволил сделать следующий вывод: образовательный процесс в дошкольном учреждении будет способствовать эффективному обучению иностранному языку, если создать и соблюдать следующие условия :
1. Будет учтен уровень готовности каждого ребенка к обучению иностранному языку к пяти годам, так как именно к этому периоду развитие его речевых способностей, памяти, мышления, восприятия, воображения, эмоциональной сферы и самооценки создает благоприятные условия для его осуществления;
2. Исходить из положения, дети дошкольного возраста обладают способностями к усвоению иностранного языка, так как обладают хорошим речевым слухом, языковой памятью, эмоциональным восприятием языка, лишены комплексов и зажимов, создающих барьеры в овладении языком, они любознательны и активны в познании окружающего мира;
3. Занятия будут проводиться не менее двух раз в неделю, в группе численностью до 10 человек, продолжительностью для детей 5 лет 20-30 минут, для детей 6 лет
30-40 минут;
4. Игра будет являться ведущим методом обучения дошкольников иностранному языку, так как ребенок познает окружающий мир, мир взрослых в процессе игры, применяя на себе разные роли.