Светлана Татаринова
«Особенности обучения мальчиков и девочек в современном детском саду» Гендерное воспитание.
▼ Скачать + Заказать документы
«…Весь процесс воспитания ребенка мы рассматриваем как обучение тому, в какие игры следует играть и как в них играть»
Эрик Берн
Игра – ведущий вид деятельности ребенка – дошкольника. И с этим никто не спорит. Но как это реализуется в современной практике дошкольного образования?
С каждым новым поколением детей меняется и игровое пространство детства. Если рассматривать современное поколение, то можно увидеть, что коллективным играм дети больше предпочитают информационные технологии. Кто же виноват в этом? Конечно же, вечно спешащие взрослые: бабушки и дедушки живут далеко, мамы и папы обеспокоены престижной работой, а воспитатели в детском саду усиленно готовят детей к школе. Эта тенденция прослеживается не только у нас, но и во многих странах.
Темочки:
Развитие современного общества требует обобщения и систематизации опыта педагогических инноваций, результатов психолого-педагогических исследований.
В Федеральных государственных образовательных стандартах Дошкольного Образования игра рассматривается как важное средство социализации личности ребенка – дошкольника. Право на игру зафиксировано в Конвенции о правах ребенка (ст. 31).
Цель игровой технологии - не менять ребёнка и не переделывать его, не учить его каким-то специальным поведенческим навыкам, а дать возможность «прожить» в игре волнующие его ситуации при полном внимании и сопереживании взрослого.
В отличие от игр вообще, педагогическая игра обладает существенным признаком - четко поставленной целью обучения и соответствующим ей педагогическим результатом, которые могут быть обоснованы, выделены в явном виде и характеризуются -познавательной направленностью.
Содержание образовательной программы в детском саду (пункт 2.6 ФГОС ДО) :
«должно обеспечивать развитие личности, мотивации и способностей детей в различных видах деятельности и охватывать следующие структурные единицы, представляющие определенные направления развития и образования детей (далее – образовательные области) :
• социально-коммуникативное развитие;
• познавательное развитие;
• речевое развитие;
• художественно-эстетическое развитие;
• физическое развитие».
Своим приоритетным направлением я считаю социально-коммуникативное развитие, которое направлено на усвоение норм и ценностей, принятых в обществе, развитие общения и взаимодействия ребёнка со взрослыми и сверстниками; развитие эмоциональной отзывчивости, сопереживания, формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками.
Наш детский сад работает по Основной Образовательной Программе Дошкольного Образования «От рождения до школы» где одной из основных задач данной образовательной области является «Формирование образа Я, уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье и к сообществу детей и взрослых в организации; формирование гендерной, семейной принадлежности». Рассмотрение способов реализации данной задачи и стало темой моего сегодняшнего выступления.
Проблема воспитания и обучения ребенка в соответствии с его полом является актуальной задачей педагогической работы с детьми дошкольного возраста. Социальные изменения, происходящие в современном обществе, привели к разрушению традиционных стереотипов мужского и женского поведения.
На фоне этих изменений меняются и внутренние психологические позиции детей, их сознание: девочки становятся агрессивными и грубыми, а мальчики перенимают женский тип поведения, пряча за этим страх перед окружающей действительностью. Наблюдая за детьми в детском саду, можно заметить, что есть девочки, которые лишены скромности, нежности, терпения, не умеющие мирно разрешать конфликтные ситуации. Мальчики же, наоборот, не умеют постоять за себя, слабы физически, лишены выносливости и эмоциональной устойчивости, у них отсутствует культура поведения по отношению к девочкам.
Мальчики не проявляют желания прийти на помощь девочкам, тогда, когда нужна физическая сила, а девочки не спешат помогать мальчикам там, где нужна тщательность и аккуратность.
Поэтому модель педагогического процесса следует выстраивать через применение игровых технологий в образовательном процессе, чтобы при обучении и воспитании осуществлялся дифференцированный подход к мальчикам и девочкам, как при общении с ними, так и при организации и руководстве различными видами деятельности.
Игровая технология включает в себя:
-Игровые тренинги
-Сюжетно-ролевые игры
-Театрализованные игры
В игре можно увидеть, как заметно различаются мальчики и девочки. Девочки предпочитают игры на семейно-бытовые темы, а мальчики шумные, наполненные движениями.
При совместном воспитании мальчиков и девочек очень важной педагогической задачей является преодоление разобщённости между ними и организация совместных игр, в процессе которых дети могли бы действовать сообща, но в соответствии с гендерными особенностями. Мальчики принимают на себя мужские роли, а девочки – женские.
Реализация специфических интересов мальчиков и девочек связана с организацией предметно-развивающей среды. В группе для игровой деятельности мальчиков и девочек отведено разное пространство, игрушки для детей подбираются с учетом полового признака.
Мальчикам физиологически нужно больше пространства для игр, в игре они развиваются физически, учатся регулировать свою силу.
Нужно предоставить им это пространство и следить, чтобы игры не носили агрессивного характера, для этого нужно научить играть мальчиков в солдат, лётчиков, моряков и создать для этого соответствующие условия. Девочкам для игр требуется меньшее пространство. Организуя игровую среду, нужно иметь это в виду. Желательно, чтобы всё, что может понадобиться для игры, было рядом. Девочки чаще всего в играх осваивают роль мамы, поэтому необходимо, чтобы у них было достаточное количество кукол, колясок и прочих атрибутов.
Неоценимую помощь в решении задач воспитания детей с учётом их гендерных особенностей оказывает народный фольклор (потешки, пестушки, дразнилки поговорки, народные игры).
Песни и игры о мальчиках и девочках способствуют развитию представлений ребёнка о своём поле.
Овладению традиционными свойствами личности: мужественности – у мальчиков и женственности у девочек помогают и такие средства воздействия, как художественное слово (сказки, былины, стихи, рассказы, и элементы мужских и женских костюмов. Наиболее полно всё это используется при театрализации,посредством народных игр, сказок, пословиц,поговорок.
Сказки – сильное средство воспитания любви к ближнему. В них отражены не только требования народной морали, но ещё даны образцы нравственного поведения. Мальчиков и девочек сказки учат послушанию, любви к земле родной, народу, почитать родителей, быть добрым, справедливым.
Одним из эффективных средств социализации как для мальчиков, так и для девочек является изобразительное искусство. В своих рисунках дети отражают свои представления о внешнем виде мальчиков и девочек, дружбе между ними, семейных отношениях («Моя семья», «Мои любимые игрушки», «Одежда», «Я сам» и т. д.).
Игра - интересна и значима для ребёнка. Хочу познакомить вас с играми, которые могут быть использованы для социально-коммуникативного развития наших воспитанников.
В возрасте от 3 до 7 лет отмечается 89% избирательных контактов со сверстниками своего пола и только 11% -с детьми противоположного пола, поэтому перед педагогами стоит задача поиска путей, которые бы способствовали дружбе и взаимодействию между девочками и мальчиками и вместе с тем не тормозили бы процесса дифференциации детей
Игра «Волшебный цветок»(с детьми младшей группы)
1-й вариант. «За что нам нравятся мальчики (девочки?»
Цели: воспитывать культуру взаимоотношений между мальчиками и девочками; формировать у детей понятия о положительных чертах характера мальчиков и девочек.
Материал: цветок из разноцветного картона, лепестки съёмные, вставляются в серединку.
Ход игры: можно проводить игру индивидуально с ребёнком,можно с группой детей. Взрослый рассказывает о волшебной стране,в которой все дети дружили друг с другом,но злая фея поссорила всех ребят. Детям предлагается собрать «Цветок Дружбы»,но для этого нужно каждому ребёнку взять лепестки назвать хорошее качество девочки или мальчика. Дети перечисляют положительные качества,а взрослый соединяет лепестки с серединкой. Когда цветок собран, дети аплодируют друг другу.
Игра - это и радость, и познание, и творчество. Это то, ради чего ребёнок идет в детский сад.
Спасибо за внимание!