Елена Захарова
Использование ИКТ в работе с дошкольниками, имеющими нарушения зрения
▼ Скачать + Заказать документы
ПРЕЗЕНТАЦИЯ ОПЫТА РАБОТЫ
ПО ТЕМЕ:
«Использование ИКТ в работе с дошкольниками,
имеющими нарушения зрения»
Исторически так сложилось, что, только сравнивая былое и настоящее, мы можем увидеть истинную ценность событий. Изучая истоки отечественной педагогики, мы знаем, какую трансформацию прошла система дошкольного образования.
Публикация «Использование ИКТ в работе с дошкольниками, имеющими нарушения зрения» размещена в разделах
- ИКТ. Информационно-коммуникационные технологии в ДОУ
- Нарушение зрения. Обучение детей с нарушением зрения
- Темочки
Документом, положившим начало государственной системе обучения дошкольников, стала «Декларация по дошкольному воспитанию», увидевшая свет в 1917 году. Она определила главные, на тот момент, принципы образования детей - дошкольников : бесплатность и доступность.
Впервые «Программу работы детского сада» опубликовали в 1934 году, а в 1938 году - «Устав детского сада», определяющий особенности работы детских садов, структуру и задачи. Сопровождавшее Устав «Руководство для воспитателей детского сада», содержало методические рекомендации по всем направлениям работы педагогов.
С того момента, когда в России был открыт первый детский сад, прошло более 150 лет. Что изменилось с тех пор, и какие перспективы развития дошкольного образования в нашей молодой Республике?
Канули в Лету времена, когда воспитателя называли «садовницей» (по мнению Фребеля, дети - это цветы жизни, поэтому задача воспитателя, как работника сада, выращивать их, когда программа жестко регламентировала деятельность детей и педагогов, ограничивала творческие возможности, игнорировала индивидуальные особенности ребенка, подавляла природную любознательность детей, вела к неизбежному формализму.
Воспитание дошколят, в сущности, сводилось к подготовке к школе, вооружению детей определенной суммой знаний, умений и навыков, но при этом не учитывалась самоценность этого периода жизни воспитанника.
Мы с вами, современники, стали свидетелями того, как дошкольная педагогика повернулась лицом к личности ребенка. Приоритетным стало повышение уровня и качества дошкольного образования. Одним из ключевых принципов становится максимальная реализация возможностей каждого ребенка, сохранение уникальности и самоценности детства, как важного этапа общего развития человека.
На основе Конституции Донецкой Народной Республики и законодательства Донецкой Народной Республики, с учетом Международной Конвенции ООН о правах ребенка, в нашем государстве был принят совершенно особый документ – Государственный стандарт дошкольного образования.
ГОС ДО представляет собой комплекс обязательных требований к дошкольному просвещению. Для педагогов Республики он стал ключевым вектором в работе. Своим глубоким содержанием Стандарт задаёт ориентир, определяет в каком направлении необходимо двигаться.
Его основные принципы: сохранение уникальности и самоценности детства, уважение личности ребенка, сохранение детской субкультуры, компетентностный подход к развитию личности, учет возрастных особенностей, формирование у детей целостной картины мира, личностно-развивающий и гуманистический характер - вызывают оптимизм и педагогическое воодушевление.
Весомым фактором, определившим работу коллектива нашего детского сада, стало и то, что в Стандарте учитываются интересы детей с особыми образовательными потребностями. Говорят, что о государстве судят по его отношению к инвалидам, детям и старикам. Изучив ГОС ДО, можно с уверенностью сказать, что к детям, в том числе с ОВЗ, наше государство относится с заботой.
Документ ориентирует педагогов на выбор тех парциальных образовательных программ и форм организации работы с детьми, которые в наибольшей степени отвечают потребностям и интересам детей с особыми образовательными потребностями.
Учитывая специфику работы нашего дошкольного учреждения, а это МДОУ компенсирующего типа для детей с нарушением зрения, из опыта работы мы знаем, что такие программы создают благоприятные условия для коррекции неполноценного зрения, вторичных нарушений, общего развития ребенка, для успешной интеграции в современное общество. В нашем ДОУ компенсирующей направленности реализуется Типовая образовательная программа «Растим личность» с разделом, адаптированным для воспитанников, имеющих нарушения зрения.
Согласно Государственному образовательному стандарту для реализации Программы дошкольное учреждение может самостоятельно определять средства обучения, в том числе технические, исходя из потребностей воспитанников. Совокупность учебно-методических материалов, способствующих достижению обучающимися планируемых результатов освоения образовательной Программы, является постоянно развивающимся инструментом профессиональной деятельности, и отражает достижения и тенденции в современном дошкольном образовании.
С учетом компенсирующей специфики нашего ДОУ, при планировании работы важно использовать наиболее доступные методы: наглядные, практические, словесные. Способность современного педагога использовать разнообразные методы и средства работы, как архаичные, так и инновационные, свидетельствует о его педагогической компетентности. Эффективности процесса воспитания и обучения способствует выбор альтернативных методов.
Современная педагогика, как наука, активно следит за достижениями в области инновационных открытий. Было бы недальновидно не использовать достижения технического прогресса в целях улучшения образования. Тем более, что технологии обучения шагнули далеко вперед.
В последнее время хорошим подспорьем педагогам в организации воспитательно-образовательной и коррекционной работы стали современные информационно-компьютерные технологии (ИКТ). ИКТ стали незаменимым сопровождением всего коррекционного процесса и в нашем ДОУ. Проблема совершенствования существующих и поиска новых возможностей обучения детей с нарушением зрения имеет большое медицинское и социальное значение. Новые возможности в решении этой проблемы связаны с широким распространением в практике работы дошкольных учреждений информационных технологий. Они открывают новые горизонты в достижении целей и задач, которые ставит перед педагогами ГОС ДО.
Конечно, это не проторенный путь. И педагоги далеко не гуру компьютерных инноваций. Как и всех первопроходцев, нас ждут сложности, проблемы готовности к эффективному решению учебно-познавательных и профессиональных задач с применением информационно-коммуникационных технологий. Многие боятся даже произнести это слово - ИКТ. Но, смелый не тот, кто не боится, а тот, кто побеждает свой страх.
Отбросив страх и проанализировав ситуацию, мы можем увидеть, что в образовательном процессе отмечается электронно-цифровое неравенство. Средства ИКТ не в равной мере доступны всем детям, как в ДОО, так и за его пределами, в том числе дома. Поэтому наша задача, в целях расширения сферы получения информации, по мере возможности, обеспечить воспитанникам доступ к ИКТ в дошкольном учреждении.
Изучая аналитический обзор исследования организации ЮНЕСКО по теме «Возможности информационных и коммуникационных технологий в дошкольном образовании», я узнала об интересном факте из жизни детей индейского племени арауканов, проживающего в беднейшем районе Чили. В силу обстоятельств родители этих детей по большей части неграмотны и не имеют доступа к ИКТ. Но все же они с уважением и пониманием относятся к тому, что их дети занимаются в ДОО, где используются доступные для тех мест виды ИКТ. Они доверили своих детей воспитателю, который говорит: «Мы верим в продуктивность ИКТ, как средства развития и мотивации детей, расширения их кругозора, совершенствования языка и укрепления коренной, национальной системы ценностей. Мы расцениваем ИКТ как важный элемент современного учебного процесса, в особенности в такой бедной среде».
Так вот нам, с более доступными ИКТ возможностями, не престало жаловаться и опускать руки. И если посмотреть на проблему через призму своего желания с ней справиться, то можно увидеть массу возможностей для достижения целей.
Мы живем в удивительное время, когда можно соединить, казалось – бы, несоединимое: живую душу педагогики и невоодушевленные цифровые технологии. Если рассматривать это на примере нашего детского сада, то лучше слов вам об этом расскажет наша Виртуальная выставка - 2020, размещенная в Блоге нашего ДОУ. (https://moysad2017.blogspot.com/p/2020.html)
Опираясь на доступную в учреждении материально - техническую базу, наряду со многими другими видами деятельности, ИКТ интегрированы в развивающие и воспитательные процессы ДОУ. Внедрение цифровых технологий ведется с учетом специфики коррекционной работы с детьми компенсирующей направленности, что позволяет сочетать коррекционные и развивающие задачи тифлопедагогического воздействия, учитывать закономерности и особенности психического развития дошкольников с нарушениями зрения.
При этом в первую очередь учитываются все возможные риски использования цифровизации. С этой целью, опять-таки, используя интернет - ресурсы, тщательно изучается опыт коллег. Ведь успешное функционирование информационной образовательной среды должно быть обеспечено не только наличием электронных ресурсов, но и профессиональным их использованием во время подготовки к работе.
Обобщая опыт работы нашего детского сада с детьми с нарушениями зрения, мы можем сказать, что применение педагогами ИКТ приходит на помощь, практически в любой ситуации:
• в работе с детьми :
• использование компьютерных лечебных программ «Цветок», «Клинок», «Контур» в плеопто – ортоптическом кабинете, а также специальной аппаратуры для коррекции зрения воспитанников : мускулотренера, лазерного стимулятора, цветного маскулостимулятора, зеркального офтальмоскопа, амблиотренеров;
• применение компьютерных презентаций в виде слайдов;
• показ различных объектов в многократно увеличенном виде,
с помощью проектора и проекционного экрана;
• объединение в единую презентацию аудио, видео и анимационных эффектов для компенсации объема информации;
• использование компьютера в формировании и развитии координированной деятельности зрительного и моторного анализаторов;
• разучивание комплексов зрительных гимнастик, упражнений для снятия зрительного утомления с помощью мультимедийных презентаций;
• распечатка обучающих слайдов на принтере в качестве индивидуального раздаточного материала для занятий, учитывая характер зрительной нагрузки ребенка и др.
• В самообразовании:
• подготовка мультимедийных пособий, с учетом всех дидактических и коррекционных принципов, используя программу «Power Point»;
• использование электронных версий журналов по дошкольному воспитанию, журнала «Дефектология»;
• для поиска и изучения методической литературы в интернет – ресурсах, во время прохождения курсовой переподготовки, аттестации;
• создание медиатеки для занятий и др.
• В методической работе :
• создание и использование презентаций для выступлений на семинарах, педсоветах, открытых занятиях, мастер-классах;
• оформление карт обследования, документации;
• ведение Блога детского сада и др.
• В работе с родителями :
• подбор иллюстративного, информационного материала для оформления стендов по коррекции зрения для родителей, консультаций, родительских собраний;
• обратная связь в мессенджерах и др.
• В обмене опытом:
• знакомство с периодикой, наработками тифлопедагогов;
• публикации разработок занятий на страницах интернет - сообществ и др.
Использование цифровых технологий не заменяет привычных коррекционных форм и методов работы, а является вспомогательным, многофункциональным и удобным ресурсом получения информации, наглядности, даёт позитивный эмоциональный заряд, мотивирует и ребёнка и наставника; посредством этого стимулируется процесс достижения положительного эффекта в работе.
Хочется отметить, что ИКТ целесообразно использовать как часть организованной образовательной деятельности, чтобы заинтересовать детей, дать им пищу для размышлений, но они не должны вытеснить собой живое слово, общение, душевное тепло. Если относиться к цифровизации со здравым смыслом, горячим сердцем и любовью к работе, то положительный результат не заставит себя ждать: выпускники нашего детского сада идут в школу со значительным улучшением зрения.
ИКТ является ценным ресурсом, который дает возможность детям с особыми образовательными потребностями полноценно участвовать в жизни общества. А на службе ГОС ДО позволяют воспитать ребенка, в соответствии с поставленными целевыми ориентирами.
По сравнению с мировым, наш опыт работы в этом направлении очень скромен, но может быть он станет одним из малых, посильных шагов на пути быстро текущего процесса информатизации дошкольного образования. Да, он пока мал, но он помогает нам сделать шаг навстречу будущему. А дорогу, как известно, осилит идущий!