Ирина Субботина
Консультация «Кинезиология в развитии речи детей дошкольного возраста»
▼ Скачать + Заказать документы
Здравствуйте, уважаемые коллеги я работаю в группе компенсирующей направленности с детьми ОВЗ» Вашему вниманию будет представлена презентация опыта работы по теме «Кинезиология в развитии детей дошкольного возраста группы компенсирующей направленности»
На втором слайде вашему вниманию представлена нормативно—правовая база по обеспечению коррекционной работы с детьми дошкольного возраста.
Публикация «Консультация „Кинезиология в развитии речи детей дошкольного возраста“» размещена в разделах
- Кинезиология. Кинезиологические упражнения и игры для детей
- Кинезиология. Консультации для родителей
- Консультации для родителей
- Развитие ребенка. Консультации для родителей
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Консультации, рекомендации
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» ноябрь 2021
Речь играет огромную роль в процессе формирования ребенка дошкольного возраста как успешной личности. Следует отметить,что в последние годы увеличилось число детей с общим недоразвитием речи в совокупности с отставанием в развитии двигательной сферы, которое характеризуется плохой координацией. Нарушение в двигательной сфере накладывает отпечаток на формирование у детей сенсорной, интеллектуальной и аффективно-волевой сферы, и как следствие- речевое недоразвитие
--Всё в совокупности приводит к трудностям в усвоении школьных программ, адаптации к школе.
Все вышеперечисленные проблемы являются наиболее актуальными на сегодняшний день и требуют эффективной коррекционной работы с детьми дошкольного возраста.
Перед нами стала цель : создание микросреды способствующей гармоничному умственному и речевому развитию дошкольников. Чтобы реализовать данную цель нам необходимо было решить следующие задачи: найти эффективные формы, методы и приемы коррекционной работы с детьми дошкольного возраста с ОВЗ; разработать систему каталогов упражнений, включенных в кинезиологический комплекс. Познакомить родителей (Законных представителей) с современными кинезиологическими методиками, их целями и задачами. Научить родителей применять эти методики на практике. Мы предполагаем, что в результате проведенной работы активизируется мыслительная деятельность детей-логопатов и произойдут значительные улучшения в формировании всех компонентов речи.
В поиске ответов на эти вопросы и понимая актуальность и значимость решения возникающих проблем уже в дошкольном возрасте, мы обратились к мнениям нейрофизиологов и кинезиологов. Кинезиология -это наука о развитии умственных способностей и физического здоровья через определенные двигательные упражнения. Это достаточно новое и малоизвестное направление, которое возникло в 60-е годы 20 века. Основателем данной науки является американский исследователь и ученый Джордж Гудхард, установивший связь между состоянием мышечного тонуса и его психическим и физическим здоровьем.
На основе прикладной кинезиологии в 70-е годы прошлого века другой американский врач Пол Деннисон создал систему быстрых, простых и специфических упражнений, которые назвал «Гимнастика мозга». «Гимнастика мозга» стала основой образовательной кинезиологии- науки о развитии головного мозга через движение.
Основная цель кинезиологии : развитие межполушарного взаимодействия, способствующее активизации мыслительной деятельности
Применение метода кинезиологии позволяет улучшить : речь, внимание, моторику, снижает утомляемость, повышает познавательные, интеллектуальные способности.
.
Мы видим, что мозг состоит из двух полушарий: левого и правого. Левое полушарие помогает нам выделить в каждой проблеме ключевые моменты. То есть отвечает за логические и аналитические мыслительные процессы, помогает думать последовательно.
Правое полушарие отвечает за творческие процессы, интуицию. Оно помогает разбираться в ситуации, находя порой нестандартные, но при этом правильные решения.
По мнению авторитетных исследователей, определяющую роль в возникновении речевых нарушений, играют нарушения функциональной ассиметрии коры больших полушарий и межполушарного взаимодействия. То есть, одной из причин речевых нарушений является «координационная неспособность» к обучению, неспособность правого и левого полушария к интеграции. Для преодоления нарушений необходимо проведение комплексной специализированной коррекционной работы. Одним из наиболее эффективных методов является развитие межполушарного взаимодействия, которое называется кинезиология.
Кинезиология относится к здоровье сберегающей технологии- многие упражнения направлены на развитие психических и психофизических качеств, на сохранение здоровья и профилактику отклонения их развития.
-Растяжки- нормализуют гипертонус и гипотонус мышц опорно-двигательного аппарата.
--Дыхательные упражнения- улучшают ритмику организма, развивают самоконтроль и произвольность.
-Глазодвигательные упражнения- позволяют расширить поле зрения, улучшить восприятие, развивают межполушарное взаимодействие.
-Телесные движения- развивают межполушарное взаимодействие, снимают непроизвольные, непреднамеренные движения и мышечные зажимы.
-Упражнения для развития мелкой моторики- стимулируют речевые зоны головного мозга.
-Упражнение на релаксацию- способствует расслаблению, снятию напряжения.
Кинезиологические упражнения можно использовать как на самих коррекционно-развивающих занятиях, в качестве динамических пауз, так и перед занятиями как организующее звено, настраивающее детский организм на плодотворную работу во время занятий.
Каждый комплекс включает:
- Упражнения на мелкую моторику (пальчиковую гимнастику)
-Упражнение на общую моторику (Координацию речи с движением)
-артикуляционную гимнастику
-дыхательную гимнастику
-упражнение на релаксацию
--упражнение на формирование межполушарного взаимодействия
Результативность коррекционно- развивающей работы обеспечивается соблюдением следующих условий:
-Основным условием является точное выполнение движений и приемов.
-Весь материал предлагается в стихотворной форме, т. к ритм стихов, способствует развитию речевого дыхания, координации и произвольной моторики, речеслуховой памяти (включаются слуховой, речевой и кинестетические анализаторы, что является одной из форм коррекции нарушений.
-кинезиологическая гимнастика проводится систематично и без пропусков
-продолжительность занятий зависит от возраста и может составлять от 5- 10 минут до 20 35 минут в день.
--упражнения проводятся комплексами (2 недели)
Процесс развития мелкой моторики рук, осуществляется в таких видах деятельности как: в конструировании, складывание разборных игрушек, работа с разрезными картинками, складывание геометрических форм, обведение контуров фигур, в продуктивной деятельности, пальчиковая гимнастика.
Пальчиковая гимнастика способствует развитию ручной моторики, зрительно- двигательной и речевой координации,формирование наиболее тонких и дифференцированных движений пальцев. Сначала мы с детьми разучиваем упражнения, отрабатываем технику (требуется точное выполнение упражнений, работа проводится правой и левой рукой поочередно, согласованная работа обеих рук). В результате чего улучшается межполушарное взаимодействие, стимулируется работа головного мозга, развивается речь, активизируется словарь, развивается воображение, мышление. Например: «Кольцо» - поочередно перебирать пальцы рук, соединяя в кольцо с большим пальцем последовательно указательный, средний и т. д. Используется стихотворный текст: Я здороваюсь везде
- дома и на улице. Даже «Здравствуй!» говорю я соседней курице.
Упражнение ладушки. Правая ладонь лежит вниз, а левая ладонью вверх, одновременная смена позиции со словами: мы играли в ладушки, жарили оладушки, так пожарим повернем и опять играть начнем.
Большое значение следует уделять использованию упражнений на координацию речи с движением. Упражнение на координацию речи с движением совершенствует общую моторику, развитие моторно-двигательных умений, вырабатывает четкие координированные действия во взаимосвязи с речью, отработка темпо- ритмической структуры речи, снимает усталость, вносит эмоциональный заряд, способствует формированию пространственного восприятия, ориентировки в микро пространстве. При выполнении упражнения на координацию речи с движением, мы следим за четким соотнесением движения с произносимыми фразами. В этом и заключается эффективность и польза проводимого упражнения. Нашим детям очень нравится выполнять упражнения на координацию речи с движением. Они любят подражать, и перевоплощаться в заданный образ: в птиц, домашних животных, в диких и т. д. отправляться в путешествие: в сад, огород, в лес за грибами и ягодами. Упражнения на координацию речи с движением мы проводим в соответствии с лексической темой. Эти упражнения включаются в различные виды деятельности детей : занятия, прогулки, режимные моменты, логопедические пятиминутки.
Координация речи с движением «Уточки»
Вышли уточки на луг,
Кря-кря-кря
Пролетел веселый жук
Ж-Ж-ж
Гуси шеи выгибают,
Га-га-га
Клювом перья расправляют.
Координация речи с движением «Дождик»
Цель артикуляционной гимнастики- выработка полноценных движений органов артикуляционного аппарата, необходимых для правильного произношения звуков.
Известен факт, что речевой аппарат связан с мелкой моторикой рук, а области коры головного мозга, находятся в непосредственной близости друг от друга. Поэтому целесообразно тренировать артикуляционный аппарат и мелкую моторику рук одновременно. В своей работе мы стали применять элементы биоэнергопластики.
Биоэнергопластика - это сочетание плавных движений кистей рук с движением артикуляционного аппарата. В момент выполнения артикуляционного упражнения рука показывает в каком положении находится язык, нижняя челюсть, или губы.
Движение тела, совместные движения рук и артикуляционного аппарата, если они пластичны, раскрепощены и свободны, помогают активизировать естественное распределение биоэнергии в организме, синхронизируется работа полушарий головного мозга, улучшается память, внимание, речь. Артикуляционную гимнастику с биоэнергопластикой мы преподносим в виде стихов, считалок. Занятие становится интересным, увлекательным, эмоциональным. Ребенок не замечает, что его учат. А это значит, что процесс развития артикуляционной моторики протекает активнее, быстрее, преодоление трудностей проходит легче.
Упражнение «Бегемотик» цель: выработать умение удерживать открытый рот в течении нескольких секунд.
И. п-сидя на стуле перед зеркалом, голова держится прямо, рот закрыт
И. п. кисть руки находится горизонтально, пальцы сомкнуты с большим пальцем и согнуты в нижних фалангах, ладонь направлена вниз.
Используем стихотворение:
Широко открыли ротик-
Получился «бегемотик»
Дети открывают рот, на расстоянии 2-3 пальцев, при этом язык должен свободно лежать во рту, кончик находится у нижних зубов. (удерживать рот в таком положении под счет от 1- 10)
Движение рук: большой палец опускается вниз, 4 сомкнутых пальца поднимаются вверх (удерживается кисть в таком положении под счет от 1-10,Затем закрыли рот – отдыхает бегемот. Одновременно возвращается в и. п рот и руки и удерживать закрытым под счет 1-5. (Повторить от 4-5раз)
Движения кисти рук выполнять одновременно с артикуляционным упражнением.
Упражнение «Заборчик»
Дыхательная гимнастика. Дыхательную гимнастику мы проводим для развития физиологического дыхания, формирования длительного и плавного выдоха, что способствует развитию речевого дыхания. Дыхательная гимнастика проходит в игровой форме. На экране мы видим упражнение «Насос». Мы используем стихотворение и предлагаем стать насосом. Накачаем мы воды, чтобы поливать цветы. 1-наклон туловища в сторону (вдох, 2 – руки скользят, при этом громко произносить звук «с-с-с»(выдох)
Упражнение «Снежинка»
Детям нравится выполнять упражнения: надуй шарик, петушок, листопад, пушок.
Упражнения на релаксацию – способствуют расслаблению, снятию напряжения, восстановление работоспособности организму.
Упражнение выполняется в спокойной обстановке, важно придерживаться поэтапного перехода в состояние расслабление. Напряжение должно быть кратковременным, а расслабление более длительным.
На экране мы видим упражнение «Олени»
Упражнение на освоение и закрепление позы покоя и расслабления рук.
Используем стихотворение:
Посмотрите : мы- олени,
Рвется ветер нам навстречу!
Ветер стих, расправим плечи,
Руки снова на колени.
А теперь немножко лени…
Руки не напряжены
И расслаблены.
Знайте, девочки и мальчики,
Отдыхают ваши пальчики!
Дышится легко,
Ровно, глубоко.
Упражнение «Кошечки» Упражнение на расслабление всего тела.
После снятия напряжения ребенок становится спокойным и уравновешенным. Релаксация это лучший способ снятия напряжения (нервного, физического и психического)
Симметричное рисование способствует развитию зрительно- моторной деятельности, формирование межполушарных связей, активизация мозговой деятельности.
Рисовать можно как на бумаге, так и пальцами в воздухе, на песке, на любой крупе, на мольберте.
Для рисования на песке, мы использовали песочный стол. Для освоения техники рисования двумя руками соблюдается четкий алгоритм. -сначала рисуем правой рукой, затем левой рукой, пробуем нарисовать двумя руками одновременно.
Рисовать обеими руками зеркально симметричные рисунки ( начинать лучше с круглого предмета: яблоко, помидор, арбуз и т. д). Главное, чтобы ребенок смотрел во время «рисования» на свою руку (если ребенок правша- за левой, если левша- за правой). Во время рисования двумя руками деятельность обоих полушарий синхронизируется, заметно увеличивается эффективность работы всего мозга.
Рисовать можно и на мольберте, используя маркеры. Мы используем трафареты для развития межполушарного взаимодействия.
Мы работаем в тесном взаимодействии с родителями. В прошлом учебном году мы проводили семинар- практикум с родителями на тему: «Влияние кинезиологии на развитие интеллекта и речи детей дошкольного возраста группы компенсирующей направленности». Была представлена презентация «Влияние кинезиологии на развитие интеллекта и речи детей»- теоретическая часть, и практическая часть, где родители были ознакомлены с комплексом кинезиологической гимнастики. Данный метод работы родителей заинтересовал, в этом учебном году мы продолжаем работу. Отправляем в родительскую группу памятки, буклеты, рекомендации в соответствии с лексическими темами.
Итог работы. Коррекционную диагностику провели специалисты на начало 2019г в конце учебного года из-за пандемии мы не проводили. На начало учебного года в 2020г была проведена диагностика сделанная специалистами. Вы видите разницу. Уровень развития изменился. Регулярное выполнение кинезиологических упражнений оказало положительное влияние на коррекцию обучения. Дети лучше стали понимать речевые инструкции, значительно улучшилась речь детей, память: дети рассказывают стихотворения, сказки, небольшие рассказы, стали рассуждать. Улучшилась мелкая моторика: научились правильно держать карандаш, выполняют штриховку, рисуют, самостоятельно одеваются и раздеваются. Дети стали более усидчивыми. Такой подход позволяет наполнить наше ежедневное общение с дошкольниками новыми играми, несущими в себе важнейшее коррекционно- развивающее значение. На экране представлены каталоги игр, которые мы используем в работе. Мы планируем в старшей и подготовительной группе продолжить работу по кинезиологии.