Писарева Екатерина Сергеевна
Педагогический совет «Методы и приемы развития связной речи у дошкольников»
▼ Скачать + Заказать документы
«Создание условий для развития связной и выразительной речи дошкольников»
Связная речь – смысловое развернутое высказывание (ряд логически сочетающихся предложений, обеспечивающее общение и взаимопонимание людей.
Выразительность речи является важной стороной развития связной речи. (четкая артикуляция звуков, интонация, темп, ритм, сравнения, метафоры)
Публикация «Педагогический совет „Методы и приемы развития связной речи у дошкольников“» размещена в разделах
- Работа. Педсоветы, семинары, тренинги для педагогов
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Консультации, рекомендации
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» сентябрь 2016
Развитие связной речи неотделимо от решения остальных задач речевого развития : обогащения и активизации словаря, формирования грамматического строя речи, воспитания звуковой культуры речи.
В современном мире всё чаще живое общение детям заменяет компьютер и телевидение. Вследствие чего увеличивается количество детей имеющих нарушения связной речи. Развитие связной и выразительной речи является центральной задачей речевого воспитания детей. Это обусловлено, прежде всего, ее социальной значимостью и ролью в формировании личности. Именно в связной речи реализуется основная, коммуникативная, функция языка и речи. Связная речь - высшая форма мыслительной деятельности, которая определяет уровень речевого и умственного развития ребенка. Если ребенок не научится правильно и последовательно излагать свои мысли, ему будет в дальнейшем очень тяжело при обучении в школе, а потом и во взрослой жизни. Поэтому связную речь нужно развивать у детей, начиная с детского сада, и воспитатели должны обращать внимание на речь каждого ребенка в отдельности, проводить работу с детьми по развитию речи, индивидуальную работу, работу с родителями, чтобы речь детей достигла высокого уровня развития.
Связная и выразительная речи осуществляется во всех видах детской деятельности, практически во всех образовательных областях. Познавательное, социально-коммуникативное и речевое развитие детей дошкольного возраста находятся в тесной неразрывной связи. Развивая одну сторону этого тандема, воспитатель косвенно воздействует на другую. Однако большее внимание развитию связной и выразительной речи отводится в образовательной области речевое развитие. Согласно ФГОС ДО образовательная область речевое развитие предполагает
• Владение речью как средством общения и культуры
• Обогащение активного словаря
• Развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи
• Развитие речевого творчества
• Развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха
• Знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы
• Формирование звуковой аналитико – синтетической активности как предпосылки обучения грамоте
Целевые ориентиры, изложенные во ФГОС ДО так же предполагают свободное владение связной и выразительной речью (ребёнок достаточно хорошо владеет устной речью, может выражать свои мысли и желания, может использовать речь для выражения своих мыслей, чувств и желаний, построения речевого высказывания в ситуации общения)
Поэтому проблема развития связной и выразительной речи является одной из актуальных и задача воспитателя, вовремя обратить внимание на речевое развитие ребенка, так как к моменту поступления в школу может возникнуть множество проблем таких, как:
- односложная, состоящая из простых предложений речь (так называемая «ситуативная» речь). Неспособность грамматически правильно построить распространенное предложение;
- бедность речи. Недостаточный словарный запас;
- замусоривание речи сленговыми словами (результат просмотров телевизионных передач, употребление не литературных слов и выражений;
- бедная диалогическая речь: неспособность грамотно и доступно сформулировать вопрос, построить краткий или развернутый ответ, если это необходимо и уместно;
- неспособность построить монолог: например, сюжетный или описательный рассказ на предложенную тему, пересказ текста своими словами; (А ведь к школе приобрести это умение просто необходимо)
- отсутствие логического обоснования своих утверждений и выводов;
- отсутствие навыков культуры речи : неумение использовать интонации, регулировать громкость голоса и темп речи и т. д. ;
Формирование правильной речи ребенка является одной из основных задач дошкольного образования. В связи с этим встаёт вопрос создания оптимальных условий для полноценного речевого развития детей.
Создание условий для полноценного развития речи детей предусматривает:
• создание развивающей предметно-пространственной среды;
• целенаправленная работа воспитателей и узких специалистов над развитием связной и выразительной речи детей во всех видах детской деятельности;
• повышение профессионального роста педагогов в вопросах речевого развития дошкольников;
• в будущем создание платных дополнительных услуг по развитию речи детей;
• изучение состояния связной и выразительной речи детей;
• использование театрализованной деятельности, как средства развития связной и выразительной речи дошкольников
взаимодействие с родителями по речевому развитию детей.