Кристина Дёмина
Создание предметно-пространственной среды в группе детского сада по безопасности жизнедеятельности
▼ Скачать + Заказать документы
Доклад
«Создание предметно-пространственной среды в группе детского сада по безопасности жизнедеятельности»
Структурное подразделение МОУ СОШ
село Малая Семёновка
Детский садик «Огонёк»
Разновозрастная группа «Солнышко»
Подготовила воспитатель разновозрастной группы «Солнышко» :
Крючкова Кристина Владимировна.
Темочки:
- ОБЖ. Безопасность жизнедеятельности
- Оформление детских садов
- Развивающая предметно-пространственная среда. РППС
- Темочки
Современный детский сад - это место, где ребёнок получает опыт широкого эмоционально-практического взаимодействия с взрослыми и сверстниками в наиболее значимых для его развития сферах жизни. Поэтому возникает необходимость наполнять среду группы играми, предметами, объектами, которые составляют комплекс средств, для полноценного физического, эстетического, познавательного и социального развития. Развивающая среда обеспечивает разнообразие детской занятости по интересам, моделирует ближайшее и перспективное развитие детской деятельности, а также обладает релаксирующим воздействием. Воспитательно - образовательный процесс формируется в прямой зависимости от содержания воспитания, возраста, опыта и уровня развития детей и их деятельности, а также в соответствии с требованиями ФГОС.
Образовательная среда – это совокупность условий, целенаправленно создаваемых в целях обеспечения полноценного образования и развития детей.
Развивающая предметно-пространственная среда – часть образовательной среды, представленная специально организованным пространством (помещениями, участком и т. п., материалами, оборудованием и инвентарем) для развития детей дошкольного возраста в соответствии с особенностями каждого возрастного этапа, охраны и укрепления их здоровья, учёта особенностей и коррекции недостатков их развития.
Вопрос организации развивающей предметно-пространственной среды ДОУ на сегодняшний день стоит особо актуально. Это связано с введением нового Федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС) к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования.
В соответствии с ФГОС программа должна строиться с учетом принципа интеграции образовательных областей и в соответствии с возрастными возможностями и особенностями воспитанников. Решение программных образовательных задач предусматривается не только в совместной деятельности взрослого и детей, но и в самостоятельной деятельности детей, а также при проведении режимных моментов.
Создавая развивающую предметно-пространственную среду по безопасности жизнедеятельности любой возрастной группы в структурном подразделении МОУ СОШ с. Малая Семёновка - Детский сад «Огонёк», учтены психологические основы конструктивного взаимодействия участников воспитательно-образовательного процесса, современной среды дошкольного учреждения и психологические особенности разновозрастной группы, на которую нацелена данная среда.
Формирование основ безопасности жизнедеятельности у воспитанников является одним из актуальных и значимых направлений работы учреждений дошкольного образования. Безопасность жизни и деятельности - насущная потребность человека. Сохранение здоровья детей,обеспечение достойных условий жизнедеятельности является общегосударственной задачей, имеющей межведомственный характер и требующей комплексного стратегического решения.
Ни для кого не секрет, что сложившаяся социальная и экологическая обстановка вызывает беспокойство у людей всей планеты. Особую тревогу мы испытываем за самых беззащитных граждан - маленьких детей. Задача педагогов и родителей состоит не только в том, чтобы оберегать и защищать ребёнка, но и в том, чтобы подготовить его к встрече с различными сложными, а порой опасными жизненными ситуациями. В условиях социально-экономической и политической нестабильности ответственность за организацию жизнедеятельности детей ложится на образовательную систему, которая, уделяя этому вопросу особое внимание, должна сделать педагогический процесс в ДОУ безопасным. Правила поведения и меры безопасности непосредственным образом связаны с условиями проживания человека, будь то современный город или сельская местность, привычная домашняя обстановка - каждая среда диктует совершенно различные способы поведения соответственно меры предосторожности. По этому возникла необходимость научить ребенка - дошкольника адекватно, осознанно действовать в той или иной обстановке, помочь дошкольникам овладеть элементарными навыками поведения дома, на улице, в парке, в транспорте, развить у дошкольников самостоятельность и ответственность.
Для детей разновозрастной группы, развивающая предметно-пространственная среда по безопасности жизнедеятельности занимает достаточно большое пространство в группе для удовлетворения потребности в двигательной активности. Правильно организованная развивающая среда позволяет каждому малышу найти занятие по душе, поверить в свои силы и способности, научиться взаимодействовать с педагогами и со сверстниками.
Предметно-пространственная среда по безопасности жизнедеятельности организована с учётом возможностей для детей играть и заниматься отдельными подгруппами. Пособия и игрушки расположены так, чтобы не мешать их свободному перемещению; предусмотрено место для временного уединения дошкольника, где он может подумать, помечтать.
Развивающая предметно-пространственная среда по безопасности жизнедеятельности организована так, что каждый ребёнок имеет возможность заниматься любимым делом. Оборудование размещено по секторам, что позволяет детям объединиться подгруппами по общим интересам (уголок здоровья, уголок для рисования, музыкальный уголок, театрально-игровая деятельность, кухня). Обязательными в оборудовании являются материалы, активизирующие познавательную деятельность, развивающие игры, технические устройства и игрушки и т. д.
Дошкольный возраст - один из основных периодов, в котором формируется человеческая личность, и закладываются прочные основы здоровья и поведения. В наши дни все большее место в системе безопасности жизнедеятельности занимает детский травматизм. Объяснение данному факту можно искать и как со стороны халатного поведения взрослых и как со стороны современных тенденций детского развития.
Данный возраст характеризуется повышенной любознательностью и попыткой узнать окружающий мир самостоятельно, на что родители часто закрывают глаза утверждая, что если у других дети растут, то и их тоже вырастут, не прикладывая при этом никаких воспитательных усилий. Недостаточное воспитательное воздействие, как самих родителей, так и воспитателей нередко является причиной детского травматизма и смертности среди детей.
Безопасность ребенка на улице зачастую не соблюдается ни водителями, ни службами жилищно-коммунального хозяйства, что ведет к попаданию ребенка в дорожно-транспортные происшествия, да и сами дети в возрасте до 7 лет не всегда ознакомлены с правилами дорожного движения.
Активизация и закрепление полученных знаний происходит не только в самостоятельной деятельности детей, но и на занятиях музыкальных, физкультурных, по изобразительной деятельности и прочих.
Таким образом, приобщение ребёнка к основам безопасности жизнедеятельности ведёт к здоровому образу жизни. Содержание деятельности, направленной на создание условий безопасности жизнедеятельности, представлено в учебной программе дошкольного образования, которая ставит задачу сформировать социальный опыт, личностные качества ребёнка на основе его включения в систему социальных отношений в различных жизненных и игровых ситуациях. В рамках решения данной задачи у детей дошкольного возраста формируются представления о значимости безопасного поведения для охраны жизни и здоровья : правилах дорожного движения; безопасного поведения дома, на улице, в общественных местах, в том числе в экстремальных ситуациях; пожарной безопасности; общения с незнакомыми людьми на улице и др.
Хотелось бы представить опыт организации предметно-пространственной среды по безопасности жизнедеятельности применяемый для детей в разновозрастной группе. Педагогическими работниками созданы игровые пособия, оборудование, которое позволяет эффективно решать задачи формирования у воспитанников основ безопасности жизнедеятельности.
Основные составляющие при проектировании предметно-пространственной развивающей среды по безопасности жизнедеятельности в группе «Солнышко» являются - пространство, время и предметное окружение. Такое проектирование среды показывает её влияние на развитие ребёнка. Проектирование среды с использованием таких составляющих позволяет представить все особенности жизнедеятельности ребёнка в среде. Успешность влияния развивающей среды на ребёнка обусловлена её активностью в этой среде. Вся организация педагогического процесса предполагает свободу передвижения ребёнка. В среде необходимо выделить следующие зоны для разного вида активности: рабочая, активная и спокойная.
Развивающая предметно-пространственная среда по безопасности жизнедеятельности является содержательно-насыщенной, полифункциональной, трансформируемой, вариативной, доступной и безопасной.
В таблице 1 представлены возможности изменений по безопасности жизнедеятельности в группе «Солнышко»
Таблица 1.
Возможности изменений развивающей предметно-пространственной среда по безопасности жизнедеятельности в группе «Солнышко»
№ Направления Возможности изменений
1 Насыщенность среды
разнообразие материалов, оборудования, инвентаря в группе
2 Полифункциональность материалов
-возможность разнообразного использования различных составляющих предметной среды (детская мебель, маты, мягкие модули, ширмы и т. д.)
-наличие не обладающих жёстко закреплённым способом употребления полифункциональных предметов (в т. ч. природные материалы, предметы-заместители)
3 Трансформируемость пространства Зависит от:
-образовательной ситуации
-меняющихся интересов детей
-возможностей детей
4 Вариативность среды
-наличие различных пространств
-периодическую сменяемость игрового материала
-разнообразие материалов и игрушек для обеспечения свободного выбора детьми
-появление новых предметов
5 Доступность среды
-доступность для воспитанников всех помещений, где осуществляется образовательная деятельность;
-свободный доступ к играм, игрушкам, пособиям, обеспечивающим все виды детской активности;
-исправность и сохранность материалов и оборудования.
6 Безопасность среды
- соответствие всех ее элементов по обеспечению надежности и безопасности,
. е. на игрушки должны быть сертификаты и декларации соответствия;
- примерные центры, которые должны быть созданы в группе по образовательным областям в свете требований ФГОС
В групповых помещениях нашего ДОУ созданы уголки безопасности, оснащённые разнообразными игровыми пособиями, художественной литературой, энциклопедиями, альбомами для рассматривания, детскими журналами, оборудования, машин специального назначения и т. д., которые дети активно используют в процессе самостоятельной и совместной с педагогом деятельности, которые служат и для организации НОД, а так–же для общения с воспитанниками по темам безопасности жизнедеятельности.
Я хочу представить Вам фотографии, где представлены атрибуты, необходимые для формирования представлений о безопасности жизнедеятельности воспитанников ДОУ.
Предметная среда должна создаваться с учётом возрастных возможностей детей, половых склонностей и интересов и конструироваться так, чтобы ребёнок в течение дня мог найти для себя занятие по душе. Подбор материалов, дидактических игр, пособий, детской литературы в группе «Солнышко» учитывает особенности разных уровней развития детей, и помогать осуществлять требуемую коррекцию для положительного продвижения каждого ребёнка.
Как в специально организованной, так и нерегламентированной деятельности с детьми проводятся игры, НОД, спортивные праздники, развлечения, в которых они могут попробовать себя в роли спасателей, закрепить имеющиеся у них навыки безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях.
К примеру: полученные детьми представления и впечатления о правилах пожарной безопасности находят своё отражение в рисунках. Наиболее интересные тематические выставки совместного творчества детей и родителей.
Хорошо зарекомендовали себя, ежегодно проводимые викторины «Дорожная азбука», различные конкурсы знатоков. Представленные формы работы позволяют детям не только проявить свои способности, продемонстрировать знания, умения, но и научиться работать в команде, действовать согласно правилам, прислушиваться к мнению сверстников, оценивать свою деятельность.
Особое внимание также уделяется взаимодействию с родителями воспитанников по вопросам безопасности жизнедеятельности. Одной из эффективных форм работы с семьей являются родительские собрания с приглашением сотрудников Министерства по чрезвычайным ситуациям. Через решение проблемных ситуаций, творческие задания, беседы, у родителей формируется культура безопасного поведения, которую они впоследствии передают своим детям. Такие встречи оставляют глубокий след в памяти и душе воспитанников и служат хорошей воспитательной основой формирования культуры безопасности юных граждан нашей Страны.
Среда развития дошкольника в детском саду это не только набор отдельных тематических уголков и зон, где происходит подготовка детей к дальнейшему обучению, но и «среда обитания» ребенка, в которой он находится значительную часть времени, где может реализовать свои задумки, интересы. Безопасность обстановки и комфорт лучше всего достигается через подобие интерьера группы с домашней обстановкой. Это помогает снимать стресс, который возникает под воздействием общественного учреждения, создавая чувство безопасности, уверенности, создавая условия для возникновения и закрепления положительного эмоционального настроения, что является фундаментом успешного личностного и интеллектуального развития ребенка.
Таким образом, предметно-пространственная среда в группе «солнышко» ориентирована на зону «ближайшего развития», т. е. имеет знакомые и незнакомые предметы и материалы, которыми дети будут овладевать самостоятельно и с помощью взрослого. Довольно значимое место в развивающей среде отводится ее наполнению. Педагогическая значимость игровых материалов, которые представлены в центрах, заключается в том, что их можно творчески интерпретировать, учитывая развитие каждого воспитанника. Это обеспечивает комфорт и безопасность жизнедеятельности каждого ребенка во всех сферах деятельности.
В заключении необходимо сказать, что деятельность нашего ДОУ по формированию у воспитанников основ безопасности жизнедеятельности остается актуальной, система работы постоянно совершенствуется. Педагогические работники осознают, что только систематическая, планомерная, комплексная работа способствует формированию у детей дошкольного возраста представлений о правилах безопасного поведения, умений применять их в различных ситуациях.
Список литературы
1. Письмо Минобрнауки России от 10 января 2014 г. № 08-10 «План введения Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования»
2. Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 28 февраля 2014 г. № 08-249 «Комментарии к ФГОС дошкольного образования»
3. Балалиева О. В. Интерактивная предметно-развивающая среда ДОУ как компонент образовательного процесса / О. В. Балалиева // Актуальные задачи педагогики: материалы II междунар. науч. конф. (г. Чита, июнь 2012 г.). - Чита: Издательство Молодой ученый, 2012. - С. 29-31.
4. Виноградова Н. А., Микляева Н. В. Интерактивная предметно-развивающая и игровая среда детского сада / Н. А. Виноградова. – М. :УЦ Перспектива, 2011. – 208с.
5. Кирьянова Р. А. Принципы построения предметно - развивающей среды в дошкольном образовательном учреждении / Р. А. Кирьянова. – М. : Детство – Пресс, 2010. – 128 с.
6. Марецкая Н. И. Предметно - пространственная среда в ДОУ как стимул интеллектуального, художественного и творческого развития дошкольника / Н. И. Марецкая. – М. : Детство – Пресс, 2010. – 213 с.
7. Пуларгина О. П. Особенности построения предметно-развивающей среды в старшей группе / О. П. Пуларгина // Справочник старшего воспитателя дошкольного учреждения. – 2011. – № 7. – С. 30-36