Вероника Бузун
Создание предметно-пространственной образовательной среды как условие эффективности музыкально-эстетической работы в ДОУ
▼ Скачать
Создание развивающей предметно – пространственной среды ДОУ является одним из основных средств формирования личности ребенка, получение социального опыта и знаний. Ведь именно в дошкольном возрасте закладывается база первоначальных знаний, умений и навыков, культура общения ребенка с участниками педагогического процесса. Организация в детском саду предметно – пространственной среды способствует психическому и эмоциональному благополучию.
Публикация «Создание предметно-пространственной образовательной среды как условие эффективности музыкально-эстетической работы в ДОУ» размещена в разделах
- Оформление детских садов
- Работа музыкального руководителя
- Развивающая предметно-пространственная среда. РППС
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» декабрь 2016
Предметно-пространственная образовательная среда в музыкальном зале заключает в себе свои особенности, связанные с направлением области «Художественно – эстетического развития» раздела «Музыка.
Организация пространства, деление на зоны.
Музыкальный зал в дошкольном учреждении самое большое и яркое помещение, можно сказать является визитной карточкой детского сада. В музыкальном зале проводятся не только занятия, а также разнообразные праздники, развлечения и множество других мероприятия, как для самих воспитанников, так и для родителей и педагогов дошкольного учреждения. Следовательно, должны соблюдаться санитарные правила и нормы, правила противопожарной безопасности.
Пространство музыкального зала, можно разделить на три зоны: рабочую, спокойную и активную.
Рабочая зона.
В рабочей зоне организовывается продуктивная деятельность, следовательно, происходит интеграция с другими образовательными областями такими как «Социально – коммуникативное развитие», «Речевое развитие», «Познавательное развитие», «Физическое развитие». Это Художественно эстетическая область развития детей, очень тесно переплетает между собой составляющие разделы. Предметно пространственная среда рабочей зоны предоставляет ребенку возможность выражать свои эмоции с использованием кисти, красок, пластилина, цветной бумаги и пр. Необходимо оборудовать эту зону как можно ближе к окнам. В основном это мобильные столы, стеллажи с разнообразным раздаточным материалом. На музыкальном занятии не такая зона используется не часто, в основном она востребована на интегрированных, комплексных, открытых занятиях. Необходимость в ее быстрой организации должны быть тщательно предусмотрена.
Рабочая зона является далеко не основной зоной музыкального зала. Значимыми зонами являются активная и спокойная зоны.
Активная зона.
В пределах музыкального зала активной зоной считается достаточно большое свободное пространство для музыкальных движений. Активная зона включает в себя дидактические игры, развитие чувство ритма, игровое музыкально-двигательное творчество танцевально - ритмических упражнений. Так как в активной зоне зачастую некоторые упражнения могут осуществляться лежа или сидя на полу, необходимым считается наличие ковра на полу большого размера, либо небольших ковриков для того, чтобы ребенок чувствовал себя более раскованно. Активная зона не должна быть загромождена мебелью, декорациями, методическим и раздаточным материалом. По санитарным нормам и технике безопасности стеллажи должны быть закреплены. Фортепиано должно быть расположено таким образом, чтобы в поле зрения музыкального руководителя, исполняющего музыкальное произведение, находились все участники педагогического процесса. Остальные технические средства обучения должны располагаться вне доступа детей.
Спокойная зона.
Спокойную зону по значимости можно считать самой главной, очень важной для музыкального - эстетического воспитания. Именно здесь происходит осуществление важнейших видов музыкальной деятельности таких как восприятие музыки и пение. Восприятие музыки можно смело считать ведущим видом деятельности музыкально – эстетического воспитания дошкольников. Восприятие музыки зависит от подготовленности ребенка, насколько и в какой степени сформирован навык и интерес к слушанию и восприятию музыки, этим обуславливается качество остальных видов музыкальной деятельности. Следовательно, к организации, развивающей предметно - пространственной образовательной среды в спокойной зоне музыкального зала нужно подходить с особой внимательностью.
Спокойная зона должна быть оборудована музыкальным инструментом, пространством, где воспитанники могут сидеть на стульчиках или стоять, мольберт или магнитная доска, для наглядного материала, плакатов, столика для того что бы можно было поставить макет или посадить игрушку, которая будет использована в игровой ситуации.
Данная зона организовывается по принципу «глаза в глаза», поэтому все нормы должны быть соблюдены. Музыкальный руководитель должен расположится так, чтобы воспитанники были по правую руку от него.
Так же спокойная зона должна быть оснащена стеллажи, которые обеспечат доступную среду ребенку, где будут расположены детские музыкальные инструменты, соответствующие возрастным особенностям каждой группы. Для экономии пространства, такие стеллажи по возможности должны трансформироваться в более легкие и доступные. Это обеспечит более оптимизированный отбор для непосредственной образовательной деятельности и индивидуальной работы с детьми.
Организуя предметно – пространственную образовательную среду в рассматриваемых зонах, следует использовать только дидактический, раздаточный, игровой материал, который соответствует заданной теме.
Однако принцип комплексно-тематического планирования совершенно не предполагает интегрирование единовременно всех образовательных областей, а лишь только тех, которые соответствую смысловому замыслу и тематики музыкального занятия.
На основании рассмотренного теоретического материала по I Главе. Музыкально-эстетическая работа в ДОУ как фактор эстетического развития личности дошкольника было установлено следующее.
Что рассматриваемая программа «Детство», образовательная область «Художественно – эстетическое развитие» раздел «Музыка» опирается на принцип личностно-ориентированного взаимодействия детей и их родителей, обеспечивает воспитании физических, социально-личностных, познавательно-речевых и художественно-эстетических качеств детей дошкольного возраста учитывает индивидуальные, психофизические особенности дошкольников. Была рассмотрены возрастные особенности детей дошкольного возраста, а конкретно возрастные категории 3 – 7 лет. Продолжительность непосредственной образовательной деятельности раздела «Музыка», планируемый результат, содержание, методы.
В ходе работы была определена непосредственная связь основных областей дошкольного образования и влияние интеграции на структуру НОД. Как было выявлено по ФГОС пять основных областей: «Социально - коммуникативное развитие», «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Художественно - эстетическое развитие», «Физическое развитие».
Немаловажным является создание предметно пространственной образовательной среды и ее влияние на личность ребенка. При организации пространства музыкальный зал делится на три зоны: рабочая, активная, спокойная.
Предметно-пространственной среда музыкального зала реализует музыкально-эстетическое направление. Усовершенствованные технологии благоприятно влияют на формирование эстетического и музыкального вкус ребёнка, развивается художественное мышление, внимание, память, речь. Таким образом осуществляются все условия для воспитания духовно - нравственных качеств воспитанников, художественно-эстетический вкуса, выявляются творческие способности детей.