Светлана Чугунова
Формирование эмоциональной лексики у детей старшего дошкольного возраста с нарушениями речи
▼ Скачать + Заказать документы
СЛАЙД №1. Формирование эмоциональной лексики у детей старшего дошкольного возраста с нарушениями речи.
Дети дошкольного возраста часто не могут объяснить, какие чувства они испытают по отношению к сверстникам или к определенной ситуации. И это не связано с плохим настроением. Просто у них еще не сформирован эмоциональный словарь. Данной презентацией я хочу показать, как формировать эмоциональный словарь детей дошкольного возраста с нарушениями речи и какие слова входят в эмоциональную лексику детей.
Публикация «Формирование эмоциональной лексики у детей старшего дошкольного возраста с нарушениями речи» размещена в разделах
Чтобы ребенок научился понимать эмоции свои и других людей, он должен усвоить слова, которые связаны с этими эмоциями, которые обозначают переживания и действия людей, их личностные проявления. Задача взрослого – помочь ребёнку освоить эмоциональный словарь и обогатить его.
СЛАЙД №2. Лексическая система ребенка представлена:
• в виде общеупотребительной (стилистически нейтральной) – основные понятия, предметы, явления;
• в виде эмоционально-экспрессивной – средства выражения личного, субъективного отношения ребенка к высказыванию, ситуации; средства выражения личных чувств, эмоциональных переживаний.
Формирование эмоционально-экспрессивной лексики тесно связано с развитием у детей эмоционального интеллекта. Согласно новым образовательным стандартам взрослые (педагоги и родители) должны развивать эмоциональный интеллект детей.
Термин «эмоциональный интеллект» впервые был введен в 1990 году. Что же такое «эмоциональный интеллект»?
СЛАЙД №3. Эмоциональный интеллект – это способность понимать свои и чужие эмоции, распознавать намерения и мотивацию собеседника, понимать его чувства и правильно на них реагировать, а также способность управлять своими эмоциями и эмоциями других людей для эффективного и гармоничного взаимодействия с окружающим миром.
СЛАЙД №4. Почему эмоции так важны?
Около 80 % успеха в социальной и личной сферах жизни определяет именно уровень развития эмоционального интеллекта.
И лишь 20%- всем известный– коэффициент интеллекта, измеряющий степень умственных способностей человека.
Все эмоции существуют, и все необходимы.
Есть чувства, от которых хочется улыбаться: радость, нежность, гордость, счастье. От других становится плохо: страх, злость, обида, вина. Без эмоций жизнь представить невозможно – ежедневно мы радуемся, удивляемся, сердимся, грустим. И очень важно знать и понимать, что не бывает плохих или хороших эмоций. Каждая из них — ключ к познанию окружающего мира.
Задача взрослого: помочь ребёнку овладеть этим алгоритмом:
• Понять свою эмоцию.
• Принять её, а не отвергнуть. Честно дать себе внутри ощутить её.
• Понять, почему он испытывает это чувства.
• Принять решение, как выразить это чувства.
СЛАЙД №5. Из каких слов состоит эмоциональный словарь дошкольника?
Эмоциональный словарь человека составляют слова, в которых представлены (выражены или обозначены) эмоциональные смыслы. Эмоциональный словарь дошкольника может состоять из слов, связанных со всеми 10 базовыми (фундаментальными) эмоциями (на слайде представлены 8 эмоций). Но особое внимание необходимо уделить шести эмоциям – радости, злости, печали, интересу, удивлению, страху. Они имеют приоритетное значение в социализации ребенка дошкольного возраста. Для каждой базовой эмоции все слова, которые содержат эмоциональный смысл, можно разделить на три группы:
1 группа. Слова-номинации, которые обозначают различные оттенки эмоции. Например, для базовой эмоции радость это слова – веселье, счастье, хорошее настроение, ликование, восторг, торжество.
2 группа. Слова-действия, которые обозначают внешнее выражение, действия человека, который сам испытывает или вызывает у других эту эмоцию. Например, для эмоции радость это слова – смеется, радуется, улыбается, веселится, празднует, шутит, ликует, торжествует.
3 группа. Слова-признаки и, образованные от них, существительные, которые обозначают свойства и качества человека, который испытывает сам или вызывает у других эту эмоцию. Например, для эмоции радость это слова – веселый, радостный, оптимист, весельчак, шутник, хохотушка.
Таким образом, эмоциональный словарь дошкольника можно представить как пирамиду из 6 треугольников. Каждый из них обозначает часть словаря, которая относится к одной из шести базовых эмоций. Вершины треугольников – это соответственно три обозначенные группы слов для каждой базовой эмоции.
СЛАЙД №6. Как формировать эмоциональный словарь ребенка старшего дошкольного возраста?
Работа по формированию эмоционально-оценочной лексики ведется в 2 этапа, каждый из которого состоит из 3-х блоков и имеет свои задачи.
СЛАЙДЫ №7-14. Так как основной деятельностью дошкольников является игра, то эмоционально-оценочную лексику у дошкольников формируем в процессе игр:
- настольно-печатных;
- речевых;
- сюжетно-ролевых;
- игр-драматизаций;
- психо-гимнастических упражнений (этюдов);
- игры с элементами театрализации (диалоги, игры-инсценировки, стихи, рассказы, сказки, которые дети разыгрывают по ролям.
Таким образом, для ребёнка развитый эмоциональный интеллект и эмоциональный словарь – основа успешного и, главное, счастливого будущего. Детям особенно сложно понять весь яркий спектр чувств и эмоций, разобраться с разочарованиями и сомнениями, поражениями, и даже с победами. Ребёнок с развитым эмоциональным интеллектом в любой ситуации сделает для себя правильные выводы, и, напротив, ребёнок со слаборазвитыми социальными навыками и низким эмоциональным интеллектом может уйти в себя, стать закомплексованным, скованным в общении или даже агрессивным. Этого не случится, если начать развивать эмоциональный интеллект и формировать эмоциональный словарь детей в дошкольном возрасте.