МААМ-картинки

Формирование эмоциональной лексики у детей старшего дошкольного возраста с нарушениями речи

Светлана Чугунова
Формирование эмоциональной лексики у детей старшего дошкольного возраста с нарушениями речи
▼ Скачать + Заказать документы

СЛАЙД №1. Формирование эмоциональной лексики у детей старшего дошкольного возраста с нарушениями речи.

Дети дошкольного возраста часто не могут объяснить, какие чувства они испытают по отношению к сверстникам или к определенной ситуации. И это не связано с плохим настроением. Просто у них еще не сформирован эмоциональный словарь. Данной презентацией я хочу показать, как формировать эмоциональный словарь детей дошкольного возраста с нарушениями речи и какие слова входят в эмоциональную лексику детей.

Публикация «Формирование эмоциональной лексики у детей старшего дошкольного возраста с нарушениями речи» размещена в разделах

Чтобы ребенок научился понимать эмоции свои и других людей, он должен усвоить слова, которые связаны с этими эмоциями, которые обозначают переживания и действия людей, их личностные проявления. Задача взрослого – помочь ребёнку освоить эмоциональный словарь и обогатить его.

СЛАЙД №2. Лексическая система ребенка представлена:

• в виде общеупотребительной (стилистически нейтральной) – основные понятия, предметы, явления;

• в виде эмоционально-экспрессивной – средства выражения личного, субъективного отношения ребенка к высказыванию, ситуации; средства выражения личных чувств, эмоциональных переживаний.

Формирование эмоционально-экспрессивной лексики тесно связано с развитием у детей эмоционального интеллекта. Согласно новым образовательным стандартам взрослые (педагоги и родители) должны развивать эмоциональный интеллект детей.

Термин «эмоциональный интеллект» впервые был введен в 1990 году. Что же такое «эмоциональный интеллект»?

СЛАЙД №3. Эмоциональный интеллект – это способность понимать свои и чужие эмоции, распознавать намерения и мотивацию собеседника, понимать его чувства и правильно на них реагировать, а также способность управлять своими эмоциями и эмоциями других людей для эффективного и гармоничного взаимодействия с окружающим миром.

СЛАЙД №4. Почему эмоции так важны?

Около 80 % успеха в социальной и личной сферах жизни определяет именно уровень развития эмоционального интеллекта.

И лишь 20%- всем известный– коэффициент интеллекта, измеряющий степень умственных способностей человека.

Все эмоции существуют, и все необходимы.

Есть чувства, от которых хочется улыбаться: радость, нежность, гордость, счастье. От других становится плохо: страх, злость, обида, вина. Без эмоций жизнь представить невозможно – ежедневно мы радуемся, удивляемся, сердимся, грустим. И очень важно знать и понимать, что не бывает плохих или хороших эмоций. Каждая из них — ключ к познанию окружающего мира.

Задача взрослого: помочь ребёнку овладеть этим алгоритмом:

• Понять свою эмоцию.

• Принять её, а не отвергнуть. Честно дать себе внутри ощутить её.

• Понять, почему он испытывает это чувства.

• Принять решение, как выразить это чувства.

СЛАЙД №5. Из каких слов состоит эмоциональный словарь дошкольника?

Эмоциональный словарь человека составляют слова, в которых представлены (выражены или обозначены) эмоциональные смыслы. Эмоциональный словарь дошкольника может состоять из слов, связанных со всеми 10 базовыми (фундаментальными) эмоциями (на слайде представлены 8 эмоций). Но особое внимание необходимо уделить шести эмоциям – радости, злости, печали, интересу, удивлению, страху. Они имеют приоритетное значение в социализации ребенка дошкольного возраста. Для каждой базовой эмоции все слова, которые содержат эмоциональный смысл, можно разделить на три группы:

1 группа. Слова-номинации, которые обозначают различные оттенки эмоции. Например, для базовой эмоции радость это слова – веселье, счастье, хорошее настроение, ликование, восторг, торжество.

2 группа. Слова-действия, которые обозначают внешнее выражение, действия человека, который сам испытывает или вызывает у других эту эмоцию. Например, для эмоции радость это слова – смеется, радуется, улыбается, веселится, празднует, шутит, ликует, торжествует.

3 группа. Слова-признаки и, образованные от них, существительные, которые обозначают свойства и качества человека, который испытывает сам или вызывает у других эту эмоцию. Например, для эмоции радость это слова – веселый, радостный, оптимист, весельчак, шутник, хохотушка.

Таким образом, эмоциональный словарь дошкольника можно представить как пирамиду из 6 треугольников. Каждый из них обозначает часть словаря, которая относится к одной из шести базовых эмоций. Вершины треугольников – это соответственно три обозначенные группы слов для каждой базовой эмоции.

СЛАЙД №6. Как формировать эмоциональный словарь ребенка старшего дошкольного возраста?

Работа по формированию эмоционально-оценочной лексики ведется в 2 этапа, каждый из которого состоит из 3-х блоков и имеет свои задачи.

СЛАЙДЫ №7-14. Так как основной деятельностью дошкольников является игра, то эмоционально-оценочную лексику у дошкольников формируем в процессе игр:

- настольно-печатных;

- речевых;

- сюжетно-ролевых;

- игр-драматизаций;

- психо-гимнастических упражнений (этюдов);

- игры с элементами театрализации (диалоги, игры-инсценировки, стихи, рассказы, сказки, которые дети разыгрывают по ролям.

Таким образом, для ребёнка развитый эмоциональный интеллект и эмоциональный словарь – основа успешного и, главное, счастливого будущего. Детям особенно сложно понять весь яркий спектр чувств и эмоций, разобраться с разочарованиями и сомнениями, поражениями, и даже с победами. Ребёнок с развитым эмоциональным интеллектом в любой ситуации сделает для себя правильные выводы, и, напротив, ребёнок со слаборазвитыми социальными навыками и низким эмоциональным интеллектом может уйти в себя, стать закомплексованным, скованным в общении или даже агрессивным. Этого не случится, если начать развивать эмоциональный интеллект и формировать эмоциональный словарь детей в дошкольном возрасте.

Прикреплённые файлы:

Публикации по теме:

«Его величество время» — формирование временных представлений у детей старшего дошкольного возраста.«Его величество время» — формирование временных представлений у детей старшего дошкольного возраста. «Его величество время» С проблемой времени человек сталкивается ежедневно, срывая листок календаря, ежеминутно, глядя на часы. Во времени.

Формирование мелкой моторики как потенциал развития речи у детей старшего дошкольного возраста Тема проекта: «Формирование мелкой моторики, как потенциал развития речи у детей старшего дошкольного возраста» Тип проекта: Образовательный.

Дидактическая игра на формирование грамматического строя речи «Дом, в котором ничего нет» для старшего дошкольного возрастаДидактическая игра на формирование грамматического строя речи «Дом, в котором ничего нет» для старшего дошкольного возраста Всем доброго времени суток! Представляю вам авторскую игру "Дом, в котором ничего нет"! Участника и победителя на ярмарке педагогических.

Формирование навыков здорового образа жизни у детей старшего дошкольного возрастаФормирование навыков здорового образа жизни у детей старшего дошкольного возраста Здоровье – одна из важнейших ценностей человека. Хорошее здоровье является предпосылкой к высокоэффективному труду, творческой активности,.

Игра для развития эмоциональной сферы детей старшего дошкольного возрастаИгра для развития эмоциональной сферы детей старшего дошкольного возраста В жизни ребёнка эмоции играют важную роль, они помогают ему воспринимать действительность, реагировать на неё, чувствовать и понимать.

Консультация для воспитателей логопедических групп «Формирование связной речи детей старшего дошкольного возраста» «Формирование связной речи детей старшего дошкольного возраста». Своевременное формирование грамматического строя речи ребенка – важнейшее.

Методическая разработка «Формирование у детей старшего дошкольного возраста понятий об ОБЖ» Методическая разработка «Формирование у детей старшего дошкольного возраста понятий об ОБЖ». В дошкольном учреждении старший дошкольный.

Методическая разработка «Формирование и развитие певческих навыков у детей старшего дошкольного возраста» Методическая разработка на тему: «Формирование и развитие певческих навыков у детей старшего дошкольного возраста» Музыкальный руководитель:.

Методика организации дидактических игр и игровых упражнений при развитии лексики детей 5–6 лет с общим недоразвитием речи Особым видом игровой деятельности является дидактическая игра. Она создается взрослым специально в обучающих целях, когда обучение протекает.

Опыт работы по развитию эмоциональной сферы детей старшего дошкольного возраста в совместной деятельностиОпыт работы по развитию эмоциональной сферы детей старшего дошкольного возраста в совместной деятельности Эмоции выражают отношение человека к тому, что он познает, к поступкам, к окружающему миру. Ребенок реагирует на все происходящее эмоциями.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Формирование эмоциональной лексики у детей старшего дошкольного возраста с нарушениями речи
Опубликовано: 23 ноября 2022 в 15:59
0Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Формирование эмоциональной лексики у детей старшего дошкольного возраста с нарушениями речи» (включая файлы) размещена пользователем Светлана Чугунова (УИ 196665) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Календарь
24 декабря 2024 вторник
25 декабря 2024 среда
Праздник флага, герба и гимна России!



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД