Надежда Мельниченко
Методическое сопровождение педагогов по организации детского исследования как метода познания
▼ Скачать + Заказать документы
Методическое сопровождение педагогов по организации детского исследования, как метода познания
«Люди, научившиеся… наблюдениям и опытам, приобретают
способность сами ставить вопросы и получать на них ответы,
оказывались на более высоком умственном и нравственном уровне
в сравнении с теми, кто такой школы не прошёл»
К. Е. Тимирязев
Развитие дошкольника предполагает его познавательную активность.
Публикация «Методическое сопровождение педагогов по организации детского исследования как метода познания» размещена в разделах
А чтобы поддержать эту активность, необходимо опираться на любознательность и самостоятельность ребенка, которая наиболее ярко проявляется в познавательно-исследовательской деятельности и является актуальным направлением развития детей дошкольного возраста, способствует всестороннему развитию воспитанников, проявлению их индивидуальных способностей и обеспечивает реализацию основной образовательной программы дошкольного образования в области познавательного развития дошкольников.
Проблема еще актуальна и потому, что соответствует психологическому своеобразию современного детства и отвечает социальному заказу общества в формировании активной, творчески развитой личности.
В федеральном государственном образовательном стандарте указаны различные виды детской деятельности, подчёркивается, что познавательно-исследовательская деятельность начинается с раннего возраста и реализуется путём детского экспериментирования.
Приоритетное направление нашего детского сада – «интеллектуально-творческое развитие». Реализация данного направления осуществляется в том числе, и через детское экспериментирование.
Для того, чтобы успешно реализовывать познавательно-исследовательскую деятельности в детском саду, необходимо методически правильно организовать систему работы педагогического коллектива в режиме развития, которая бы обеспечила повышение педагогической грамотности и профессионального мастерства педагогов в данном направлении.
Нами была определена основная цель методической работы :
- организовать комплекс методических мероприятий, направленных на освоение педагогами профессиональных компетенций, развитие интеллектуально-творческого потенциала личности педагога для организации познавательно-исследовательской деятельности и развития исследовательских способностей воспитанников детского сада.
На первом, организационном этапе решались следующие задачи:
- определение уровня владения педагогами профессиональными знаниями по планированию и организации познавательно-исследовательской деятельности, выявление уровня осведомленности о проблеме;
-определение уровня развития умений и навыков детей в области опытно-экспериментальной деятельности;
- оценка созданных условий в группе для познавательно-исследовательской деятельности с детьми;
-состояние системы работы с родителями, оценка используемых форм и методов.
В ходе основного этапа работы были поставлены задачи:
- изучить научно-методическую литературу, в которой рассматриваются основные положения о познавательно-исследовательской деятельности;
- содействовать самообразованию педагогов, совершенствуя навыки самостоятельной работы с методической литературой, периодическими изданиями, с сетью «Интернет»;
- формировать у педагогов и воспитанников представления об исследовательском обучении как ведущем способе познавательной деятельности;
- создать условия в развивающей предметно-пространственной среде групп для организации познавательно-исследовательской деятельности воспитанников;
- совершенствовать практические навыки педагогов в организации и руководстве познавательно-исследовательской деятельностью (научить формулировать тему, проблему, выдвигать гипотезы исследования, определять объект и предмет исследования; научить формулировать выводы и предложения по результатам исследования).
На заключительном этапе нашей работы основными задачами стали:
- анализ эффективности работы педагогов по организации и руководству познавательно-исследовательской деятельностью воспитанников;
- определение перспектив работы по познавательному развитию детей;
- привлечение внимания родителей к организации исследовательской деятельности детей.
Основными формами организации методического сопровождения деятельности педагогов стали :
- консультации;
- работа творческой группы;
- обсуждения, беседы;
- семинар - практикум;
- смотр-конкурс;
-открытые показы.
Педагогический совет стал итогом всех методических мероприятий.
В начале работы была проведена тематическая проверка «Состояние работы ДОУ по организации познавательно-исследовательской и опытно-экспериментальной деятельности», в ходе которой было выявлено, что в каждой возрастной группе созданы элементарные условия в виде мини-лабораторий для детского экспериментирования, однако, приборы-помощники, имеющиеся в наличии (лупы, магниты и др.) не рассчитаны на подгруппу детей; не во всех группах ведется фиксация опытов, нет картотеки опытов, карточек-схем и т. д. Дети в основном выполняют действия по инструкции воспитателя, по его указанию. Во время проведения опытов не все педагоги спрашивают, что они делают, в какой последовательности, редко делают выводы (дети, для закрепления полученных знаний, формулирования выводов, не всегда используют карточки-схемы.
Анкетирование и опрос педагогов на готовность ведения работы по исследовательской деятельности показали, что всеми критериями ведения исследовательской деятельности владеют 25% педагогов, 45% педагогов владеют подконтрольно, 30% педагогов недостаточно владеют информацией о структуре и функциях детского экспериментирования, слабо ориентируются в способах организации исследовательской деятельности.
Результаты анкетирования, опроса педагогов показали, что они нуждаются в методическом сопровождении. Для этого была создана творческая группа в составе старшего воспитателя и педагогов, имеющих опыт работы с детьми по экспериментально-опытнической деятельности.
Кроме этого, уделили большое внимание самообразованию педагогов, через подбор и изучение литературы по данной проблеме. Для этого в методическом кабинете была оформлена тематическая подборка книг, журнальных статей, посвящённых исследовательской деятельности дошкольников.
Теоретической базой для данной работы были определены труды психологов и педагогов Л. А. Венгера и Н. Н. Подъякова.
Изучая основные закономерности становления и развития детей дошкольного возраста, они доказали, что на определённых этапах развития ребёнка происходят процессы саморазвития и “самодвижения” детского мышления. Основным видом ориентировочно-исследовательской (поисковой) деятельности детей Н. Н. Подъяков определяет детское экспериментирование, которое является ведущим на протяжении всего дошкольного детства.
Большую помощь педагогам в организации поисково-исследовательской деятельности оказали методические издания : «Игры-эксперименты с дошкольниками» В. А. Деркунской, «Экспериментальна деятельность» Г. П. Тугушевой, «Познавательно-исследовательская деятельность» Н. Е. Вераксы, «Экологические занятия с детьми» Т. М. Бондаренко, «Познавательно-исследовательская деятельность с детьми 5-7 лет» С. В. Машковой, «Деятельность дошкольников в детской экспериментальной лаборатории» М. П. Костюченко, а также детский журнал «Смекалочка» с занимательными опытами и развивающими заданиями для детей 5-7 лет.
C целью создания комфортных и методически правильных условий для познавательно-исследовательской деятельности в группах, был организован «Смотр-конкурс на лучший уголок экспериментирования «Центр науки». Задачи конкурса:
- повышение эффективности работы по поисково-исследовательской деятельности, путем практического использования максимального разнообразия форм и методов, творческого подхода в воспитательно-образовательной работе;
- обобщение и распространение положительного опыта работы педагогов по опытно-экспериментальной деятельности в ДОУ.
Одними из критериев оценки «Центра науки» были: безопасность и доступность, наличие коллекций, центра «воды и песка», разнообразие оборудования и материалов, участие родителей в создании и обогащении «Центра науки», оформлении папки с методическими материалами по детскому исследованию для просвещения родителей и др.
В жюри конкурса был приглашен независимый эксперт – заведующая МБДОУ № 30 Плешкова Е. В., что дает объективность и непредвзятость в оценке, стимулирует педагогов более ответственно подходить к подготовке к смотру-конкурсу.
Итогом смотра-конкурса стало пополнение центров науки новыми предметами и материалами, стимулирующими поисковую активность дошколят, составлены картотеки опытов в соответствии с возрастом детей. В состав центров экспериментирования вошли: мини-лаборатория, центр воды и песка, «огород» на окошке, полочка «умных» книг и коллекций, папка для родителей по проблеме.
В этом смотре-конкурсе приняли активное участие и родители воспитанников. Они сшили для юных исследователей халаты, фартуки, сделали полочки, оказали помощь в пополнении оборудования и материалов. Педагоги подготовили рисунки-символы, комплекты алгоритмов последовательности проведения несложных опытов. Победители, кроме грамот, получили в подарок глобус.
Для родителей были проведены консультации: «Что такое исследовательская деятельность?», «Как проводить опыты в домашних условиях?», «Воспитываем юных исследователей», «Как развивать познавательный интерес у детей дошкольного возраста?».
Исследовательская деятельность, явилась той нетрадиционной формой работы с родителями, которая помогла сделать их активными участниками в жизни детского сада.
Для повышения профессиональной компетентности педагогов были проведены консультации по педагогическим аспектам познавательного развития детей в различных формах.
Во время консультации-иллюстрации «Методика проведения исследований, способы фиксации результатов экспериментальной деятельности», педагогам были предложено сделать зарисовки, карточки-схемы предложенных наблюдений и опытов.
При проведении консультации-диалога «Введение эксперимента в разные виды детской деятельности», два педагога освещая одну тему, познакомили коллег с разными подходами к проблеме. Один педагог организует исследовательскую деятельность в экологическом направлении.
Другой педагог познакомил с играми-экспериментами по темам «ЗОЖ» и «Безопасность». Слушатели проанализировали, оценили “педагогические находки” коллег, пополнив свою педагогическую копилку. Возникновение разных мнений способствовало развитию творчества педагогов.
Интересно и увлекательно прошла консультация-парадокс «Создание условий для организации познавательно-исследовательской деятельности дошкольников, организация уголка экспериментирования в ДОУ», которая заставила каждого ее участника думать, анализировать, применять и закреплять полученные ранее знания. Во время консультации педагоги находили запланированные ошибки в ее содержании и исправляли их.
Повышению качества образовательного процесса способствовала работа педагогов в составе творческой группы. На её заседаниях педагоги общались, обменивались опытом, что привело к более тесному сотрудничеству и сотворчеству. Творческая группа помогала в составлении плана работы, разработке положения о смотре-конкурсе, конспектов занятий, в проведении педсовета.
Среди действенных форм методической работы особую роль играют практикумы, на которых теоретические вопросы, решаются различными видами практической деятельности. С этой целью проведен семинар-практикум «Опытно-экспериментальная деятельность как один из факторов развития интеллектуальных способностей, познавательного интереса, творческой инициативы детей дошкольного возраста». Участники семинара-практикума приняли участие в тренировочных занятиях, в ходе которых они прошли полный цикл исследовательской деятельности – от определения проблемы до представления и защиты полученных результатов. Педагогам был предложен раздаточный консультативный материал по темам «Детское экспериментирование» и «Исследовательская деятельность как один из этапов метода проектирования».
Открытые показы НОД также способствовали выработке исследовательских умений педагогов детского сада. Педагоги не только показывали работу с детьми, но и обсуждали с коллегами полученные результаты, делая акцент на методах и приёмах, которые обеспечили эффективность работы.
На заседании педагогического совета «Создание условий для совершенствования познавательно-интеллектуальной деятельности детей путем развития креативного потенциала педагогических кадров» состоялся обмен опытом среди участников по теме: «Маленькие открытия». Педагоги продемонстрировали оригинальные методы и приемы для активизации мышления и творчества детей, различные виды взаимодействия в процессе активной поисковой деятельности, проведена деловая игра «Креативный педагог-креативный ребенок».
Сотрудничество начинающих и менее творческих педагогов с более опытными коллегами послужило хорошей практикой и стимулом к развитию.
На педсовете подведен итог и намечены перспективы работы коллектива.
Таким образом, методическое сопровождение педагогов по проблеме организации детского исследования, как эффективного метода познания, способствовало профессиональному росту педагогов, формированию педагогического мастерства в решении профессиональных задач по реализации приоритетного направления деятельности детского сада.
Намечены перспективы работы по данной проблеме: проведение общесадовского творческого проекта «Юный исследователь», итогом которого станет выставка-фестиваль исследовательских работ. Организация кружка дополнительного образования «Почемучки».