МААМ-картинки

Презентация мастер класса «Использование методов нейропсихологии в работе педагога-психолога»

Елена Бурлакова
Презентация мастер класса «Использование методов нейропсихологии в работе педагога-психолога»
▼ Скачать + Заказать документы

Одна из актуальных проблем детской психологии сегодня - это проблема преемственности между дошкольным и школьным образованием. О важности этой проблемы может свидетельствовать тот факт, что в 2010 году в Москве состоялась Всемирная конференция ЮНЕСКО, посвящённая вопросам образования и воспитания детей младшего возраста. В работе конференции приняли участие около 1000 человек из 120 стран мира. Председатель Исполнительного совета ЮНЕСКО и постоянный представитель России при этой организации Элеонора Митрофанова в интервью журналистам отметила главное: «Дошкольное образование это основа процветания нации». Но при этом нельзя забывать, что дошкольное детство это не маленькая школа. Об этом периоде дошкольного детства Гуткина Н. пишет, что «очень часто мы рассматриваем дошкольное детство как период подготовки к школе, забывая, что этот время имеет свою самоценность». Исторически сложилось, что основной задачей систематического обучения в дошкольном возрасте стало ускорение психического развития ребёнка. На сегодня практика показала обратное. Как такового ускорения развития мы не получили, всё таки природу не переделаешь, зато выросло число детей с отклонениями в развитии. Речь не идёт о грубой патологии, скорее это варианты развития в пределах нижне нормативных границ. Но не корригируемые, эти проблемы могут заметно осложнить последующее обучение в школе. Специалисты так же отмечают снижение уровня мотивационной готовности детей к школьному обучению. Учитывая выше изложенное, очевидна актуальность создания программы занятий по подготовке детей к школьному обучению. Эта программа должна отвечать основным требованиям времени: 1. Учитывать основной вид деятельности ребёнка – игру; 2. Быть максимально индивидуализированной; 3. Должна обеспечивать вариативность занятий, создавая тем самым условия для творческой деятельности ребёнка. Мои первые занятия с детьми в детском саду были традиционными в рамках когнитивной модели. Благо программ такого типа достаточно. Но я стала замечать, что эти занятия «перестают» работать, не дают желаемого результата. Начался поиск. Нужны были новые подходы. Чтение литературы, анализ, встречи с коллегами…. И, наконец, на одном из Семинаров по психологии я знакомлюсь с книгой А. В. Семенович «Нейропсихологическая коррекция в детском возрасте» (метод замещающего онтогенеза). Вот это то, что я искала! Я поняла, как надо работать и куда надо двигаться. С тех пор эта книга стала моим верным и надёжным помощником. Программа, которую я стала создавать, основывается на использовании Метода замещающего онтогенеза. Это направление в коррекционной и развивающей работе считается одним из самых перспективных. Традиционно мы могли работать по двум направлениям: когнитивные методы и методы двигательной коррекции. Попытки связать эти два направления приводили к простой сумме: часть занятия посвящалась использованию когнитивных методов, часть – использованию двигательных методов. Но такое сложение не давало желаемых результатов. В упоминавшийся мною книге А. В. Семенович пишет, что «в сложившейся ситуации оптимальным является системный подход к коррекции и абилитации психического развития ребёнка, в котором когнитивные и двигательные методы должны применяться в некотором иерархизированном комплексе с учётом их взаимодополняющего влияния». И вот таким подходом явилась технология «Комплексное нейропсихологическое сопровождение развития ребёнка», созданная А. В. Семенович с коллегами. Основой в ней является Метод замещающего онтогенеза (МЗО)нейропсихологическая технология, содержащая инвариантный комплекс этапов психолого-педагогического сопровождения детей с различными типами развития: от вариантов нормативного и отклоняющегося до грубых форм патологического. Суть этого метода «заключается в соотнесении актуального статуса ребёнка с основными этапами и векторами формирования мозговой организации психических процессов и последующим ретроспективным воспроизведением тех участков онтогенеза, которые по тем или иным причинам не были полностью освоены; в качестве ориентира (перспективы, результата) при этом используется «взрослоцентрическая модель», т. е. исходно заложенный в программу психолого-педагогического сопровождения образ идеального для данного типа онтогенеза уровня достижений» (Семенович А. В.). Моя работа начинается с диагностики. В данном случае, я использую методику нейропсихологической диагностики детей дошкольного возраста (Глозман Ж. М., Потанина А. Ю., Соболева А. Е.). Это комплекс нейропсихологических проб, адаптированный к дошкольному возрасту. Обычно используемые методики не дают возможности прогноза будущих школьных трудностей, поскольку не предусматривают качественного описания психологической структуры психических процессов и причин, определяющих их высокий или низкий уровень сформированности. Результаты проводимой мною диагностики позволяют мне выявить группу риска возможных будущих осложнений при обучении в школе. На основе полученных данных я строю Программу занятий с учётом индивидуальных особенностей каждого ребёнка. Построение программы идёт в соответствии с развитием и формированием основных психических функций в онтогенезе. Мы воспроизводим эти этапы. Начинаем с двигательной коррекции, которая позволяет наверстать когда-то упущенное, сформировать недостающие связи, позволяет воздействовать на те функции, которые связаны с движением.

Публикация «Презентация мастер класса „Использование методов нейропсихологии в работе педагога-психолога“» размещена в разделах

Начинаем из положения «лёжа». Глазодвигательные упражнения позволяют развивать зрительное и слуховое внимание. Ребёнок, лёжа на спине, следит глазами за предметом или в этой же позе с закрытыми глазами угадывает, с какой стороны раздался звук. Надо отметить, что эти, казалось бы, простые упражнения удаются далеко не всем детям. Оказывается, очень трудно удерживать взгляд на игрушке. Много раз наблюдала, как сложно даё тся удержание взгляда на предмете: ребёнок смотрит куда угодно только не на игрушку. А теперь представьте на минутку такого ребёнка в классе на занятии. Он смотрит на доску и… ничего не видит. Взор скользит, ни на чём долго не задерживаясь. А потом воспитатели удивляются, как это ребёнок не может точно срисовать, списать…. Затем мы обязательно занимаемся дыханием. Эти упражнения учат ребёнка расслаблять своё тело, а так же насыщают головной мозг кислородом, стимулируя его деятельность. Правильное дыхание успокаивает и способствует концентрации внимания. Детям очень нравится «катать на лифте» игрушку. На сигнал «Вдох» ребёнок поднимает (плавно) правую руку, в которой держит игрушку, на сигнал «Выдох» - рука опускается. Для усложнения присоединяем счёт. Вторая часть занятия посвящена когнитивной коррекции. Это самая сложная часть работы, т. к. строится на основе данных диагностики, выявляющей сильные и слабые стороны ребёнка. Поэтому требуется максимально индивидуальный подход. Основой считаю работу над коррекцией свойств внимания и произвольной регуляции действий, поскольку они являются фундаментом всех психических функций. Здесь хорошо себя зарекомендовали такие упражнения, как традиционные корректурные пробы. Изюминка в том, что каждый ребёнок получает своё задание. Те дети, которым нужно поработать над концентрацией внимания зачёркивают на бланке один предмет. Те дети, которым нужно поработать над распределением внимания зачёркивают два знака различными способами. И совместно работаем над переключением внимания: вводится дополнительный сигнал, по которому дети меняют деятельность. Ещё одна игра вызывает восторг и просьбы поиграть в неё ещё. Это - «Рыба, птица, зверь». Я быстро произношу слова считалки: «Рыба, птица, зверь….», на ком остановилась считалка, должен быстро назвать рыбу, птицу, или зверя, в зависимости от того, что ему выпало. Параллельно происходит расширение кругозора, обогащение словарного запаса. Одно из любимых нами упражнений «Солнышко, заборчик, камешки». Каждому слову соответствует определённое положение рук, после нескольких повторений вместе со мной, меняю правила: «Делай то, что видишь» или «Делай то, что слышишь», а сама намеренно делаю ошибки. Это упражнение великолепно работает на развитие произвольности деятельности и помогает преодолевать импульсивность. У нас накопился достаточный арсенал игр и упражнений, так что иногда позволяем себе даже выбор. Справиться с импульсивностью нам помогают так называемые «Стоп-игры». Суть их в том, что по определённому сигналу действие должно прекратиться. Например, мы договариваемся, что на один хлопок они идут по кругу, на два хлопка подпрыгивают. Или на два хлопка должны изменить направление движения.

Для ребёнка занятие пролетает, как один миг. Часто слышу: «Как, уже надо идти в группу?» Но за кажущейся простотой кроется большая совместная работа. Дети, прошедшие данный курс коррекционных занятий, показали хорошие результаты готовности к школьному обучению. Уверена и в том, что процесс адаптации к школе у них так же пройдёт без осложнений. Что касается моей программы, то с новыми детьми мы отправимся в новое путешествие и нас будет ждать много открытий. И хочу надеяться, что таких путешествий будет ещё много…

Литература.

1. Семенович А. В. Нейропсихологическая коррекция в детском возрасте. Метод замещающего онтогенеза. – М., 2008.

2. Глозман Ж. М. Нейропсихология детского возраста. – М., 2009.

3. Глозман Ж. М., Потанина А. Ю., Соболева А. Е. Нейропсихологическая диагностика в дошкольном возрасте. – М., 2008.

4. Сиротюк А. Л. Нейропсихологическое и психофизиологическое сопровождение обучения. – М., 2003.

Публикации по теме:

Песочная терапия в работе педагога-психолога ДОУ Основоположником песочной терапии является Карл Густав Юнг (1875-1961 гг.) – швейцарский психиатр, создатель аналитической психологии..

Арт-терапия в работе педагога-психолога с детьми с ОВЗ дошкольного возраста Обучающийся с ограниченными возможностями здоровья - физическое лицо, имеющее недостатки в физическом и (или) психологическом развитии,.

Использование инновационных форм и методов в индивидуальной и групповой работе с детьми в ДОУИспользование инновационных форм и методов в индивидуальной и групповой работе с детьми в ДОУ Современные дошкольники — самые активные, открытые и творческие личности. Игры и театрализованные постановки с использованием детских комплексов.

Использование методов пластилинотерапии в работе с детьми раннего дошкольного возраста и взрослымиИспользование методов пластилинотерапии в работе с детьми раннего дошкольного возраста и взрослыми Важным способом реализации сотрудничества педагогов и родителей является организация их совместной деятельности, в которой родители – не.

Использование продуктивных видов деятельности на тренингах педагога-психолога с детьми дошкольного возрастаИспользование продуктивных видов деятельности на тренингах педагога-психолога с детьми дошкольного возраста Дорогие коллеги, примите мои искренние поздравления с весенним праздником и пожелания удачи во всех начинаниях: и в семье, и на работе.

Консультация для педагогов «Применение психологического метода «Флэштренинг» в работе педагога-психолога» Что такое флэштренинг? Флэштренинг – это направление в арттерапии, разработанное мною для работы со взрослыми людьми. Арттерапия (терапия.

Коррекционно-развивающее занятие педагога-психолога «Мы вместе отправляемся в путешествие на Луну» для учащихся 1 класса Занятие можно использовать в коррекционно-развивающей работе педагога-психолога как в д/с, так и в школе. Тема: «Мы вместе отправляемся.

Направления в работе педагога-психологаНаправления в работе педагога-психолога 1 слайд Направления в работе педагога - психолога 2 слайд Диагностическое направление Для диагностической работы используется зона индивидуальных.

Педагогическая песочница в работе педагога-психологаПедагогическая песочница в работе педагога-психолога Песок - загадочный материал. Он обладает способностью завораживать человека – своей податливостью, способностью принимать любые формы, быть.

Проект «Использование информационно-коммуникационных технологий в работе педагога-психолога с детьми» Актуальность: XXI век называют веком информации. Современные информационно коммуникационные технологии все больше внедряются в различные.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Презентация мастер класса «Использование методов нейропсихологии в работе педагога-психолога»
Опубликовано: 15 марта 2021 в 03:21
+3Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Презентация мастер класса «Использование методов нейропсихологии в работе педагога-психолога»» (включая файлы) размещена пользователем Елена Бурлакова (УИ 249370) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Календарь
24 декабря 2024 вторник
25 декабря 2024 среда
Праздник флага, герба и гимна России!



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД