Нина Шарапова
Презентация к выступлению на педсовете «План мероприятий по социализации детей с тяжелыми нарушениями речи»
▼ Скачать + Заказать документы
Важнейшим условием успешной социализации ребенка с тяжелыми речевыми нарушениями, как и для его, успешно развивающегося сверстника, является человеческое общение. Эффективным условием нормализации и развития вербального общения является включение ребенка с особыми образовательными потребностями в коллектив здоровых сверстников. Чем раньше это произойдет, тем больше шансов у ребенка развить умение адекватно взаимодействовать с другими людьми, сверстниками, понять себя и сформировать социальную уверенность, то есть заложить основы социального здоровья.
Публикация «Презентация к выступлению на педсовете „План мероприятий по социализации детей с тяжелыми нарушениями речи“» размещена в разделах
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- ОВЗ. Проекты, планы, консультации
- Планирование. Планы работ
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Работа. Педсоветы, семинары, тренинги для педагогов
- Социализация. Социально-личностное и коммуникативное развитие
- Темочки
Дошкольный возраст - это важнейший период усвоения основ социального поведения, формирования коммуникативных навыков, сензитивный период для социализации ребёнка.
Слайд 2
Социализация детей с тяжелыми нарушениями речи имеет свои особенности. Так как именно посредством речевого общения происходит освоение социального опыта и последующее осознание модели поведения в разнообразных жизненных ситуациях, ребёнку с нарушениями речи тяжело быть полноценным участником коммуникации. Вместе с тем, на формирование личности и социализацию влияют и особенности развития ребёнка с тяжёлыми нарушениями речи.
К ним можно отнести:
нарушения познавательной сферы, обусловленные дефицитом в общении с окружающими людьми;
снижение активности, затрагивающее все виды деятельности ребёнка;
нарушение эмоционально – волевой сферы (повышенная тревожность, неустойчивость эмоциональных состояний и даже агрессивность);
неустойчивость внимания;
низкая самооценка;
низкий уровень сформированности навыков самообслуживания;
Слайд 3
Учитывая все эти особенности ребёнка с тяжелыми нарушениями речи, педагогами должна проводится работа, направленная на социализацию ребёнка, в которой условно можно выделить подготовительный этап (адаптационно-диагностический) в ходе которого проводится диагностика личностного развития ребенка, разработка индивидуального образовательного маршрута, составление плана мероприятий по социализации ребёнка с ТНР.
Слайд 4
Следующий этап – реализация индивидуального образовательного маршрута и плана мероприятий по социализации ребёнка.
Работа педагогов по включению ребёнка с ТНР в систему социальных отношений, осуществляется по нескольким направлениям:
Слайд 5
Обеспечение эмоционального благополучия ребенка
- Утро радостных встреч (Встреча нового дня) когда дети называют друг друга ласковым именем, желают добра, улыбаются, настраиваются на доброе событие дня.
- Индивидуальные беседы на интересующие ребёнка темы. Или так называемые “Задушевные посиделки”, где ребёнок и взрослые рассказывают интересные истории из своей жизни (смешные и грустные, иногда и трагичные). - Индивидуальные фото выставки (“Я маленький”, “Я играю”, “Я помогаю маме” и другое).
- Использование метода коллекционирования содействует возникновению общения, совместных игр (в группах собранны коллекции камней, ракушек, лошадок, игрушек из киндерсюрпризов, ключи, календари по темам и многое другое).
- Участие в персональные творческих выставках повышают статус ребенка в группе, способствуют развитию интереса к нему других детей, вызывают желание детей к творчеству.
- Этому же способствуют традиции празднования Дня именинника (и добрыми пожеланиями, детскими подарками, с исполнением “Каравая”).
- создание предметно-развивающей среды в группе, которая направлена на обеспечение индивидуальной комфортности детей (уголок уединения, ширмы, подиум,, оборудование для самостоятельной деятельности, оборудование для режиссерских и сюжетно-ролевых игр);
Слайд 6
Развитие положительного отношения ребенка к окружающим
- Дидактические игры, направленные на ознакомление и воспитание толерантного отношения к разным людям (“Народы мира”, “У кого какой дом”, подбери картинку).
- Чтение сказок разных народов.
- Рассматривание иллюстративного материала на формирование правильного поведения в различных ситуациях.
- Участие в создании коллективных творческих работ
- Коллективные дела (праздники, снежные постройки, посадка цветов, изготовление поделок из природного материала).
- участие в совместных творческих и исследовательских проектах.
- Оформление фотогазет о каком-либо совместном мероприятии. (Как мы отдыхали на даче, Как мы лепили снежный городок).
- создание фотовыставок, фотоальбомов с фотографиями всех детей группы, поможет почувствовать дух единства, важности всех и каждого.
Слайд 7
Развитие у ребёнка с ТНР коммуникативной компетентности и социальных навыков
- Цикл совместной организованной деятельности по социально-коммуникативному развитию «Мультфильмы о главном», в дальнейшем «Познаю себя»
Использование элементы психогимнастики.
- Специальные игры и упражнения направленные на развитие распознавания и выражения своих эмоций “Облако настроения”, “Зеркало” и т. п.
- Сюжетно-ролевые игры, игры – драматизации, в последующем театрализованные игры (где воссоздаются социальные отношения между
участниками, позволяющие осознанно приобщаться к элементарным общепринятым нормам и правилам взаимоотношений)
- Совместный просмотр спектаклей
- Чтение художественной литературы с последующим обсуждением характера героев, их настроения, поступков.
- Использование социоигровой технологии: Специальные игры на общение: “Связующая нить”, Скульпторы”
Слайд 8
Работа с родителями - очень важное направление, так как семья это первоначальное пространство социализации ребенка дошкольного возраста, его эмоциональный и социальный опыт зависит, прежде всего, от семейных связей, качества детско-родительских отношений, педагогической компетентности родителей. Формированию у родителей положительной направленности на организацию эмоционально-насыщенного взаимодействия с ребенком помогают такие мероприятия, как:
• беседы, консультации (например: «Возрастные особенности и проблемы социального развития ребенка с ТНР», «Эффективные приемы воспитания и развития ребенка дошкольного возраста», «Значение игры в познавательном и социальном развитии ребенка» и др.)
• проведение открытых мероприятий с включением родителей в совместную деятельность с ребёнком, с педагогами
• Мастер-классы, творческие мастерские, семейные клубы
• Совместные игровые тренинги, которые представляют собой совокупность психотехнических упражнений и приемов. В ходе выполнения этих упражнений родители и дети получают обратную связь друг от друга, обогащают представления о себе, учатся понимать другого, выражать свои чувства, свою любовь и нежность.
Слайд 9
В заключении надо отметить: не возможно себе представить социально-личностное развитие ребенка как нечто отдельное самостоятельное. Данное развитие происходит постоянно, пронизывая все сферы жизни и деятельности ребенка. Играя, занимаясь, общаясь с взрослыми и сверстниками, он учится жить рядом с другими, учитывать их интересы, правила, нормы поведения в обществе, т. е. становится социально компетентным.