Елена Мочалова
Презентация к мастер-класс «Нетрадиционное использование сказочного материала с использованием ТРИЗ технологии в детском саду»
▼ Скачать + Заказать документы
Семинар-практикум «Нетрадиционное использование сказочного материала с использованием ТРИЗ технологии в детском саду»
Добрый день, уважаемые коллеги! Для меня огромная честь выступать перед вами. Готовясь к сегодняшнему дню, я стала свидетелем разговора двух молодых мам. Они говорили о том, что: «Сказки далеки от современной реальной жизни, и они не полезны для малышей. В них много подробностей, которые могут напугать детей. Сказки слишком страшные и примитивные».
Публикация «Презентация к мастер-класс „Нетрадиционное использование сказочного материала с использованием ТРИЗ технологии в детском саду“» размещена в разделах
Вот такие сомнения о пользе и актуальности сказок возникают в современном обществе. Как вы думаете надо ли читать сказки детям? Вопрос риторический. Безусловно, нужно. И мне приятно осознавать, что в этом зале собрались люди, разделяющие это мнение. Сказки не примитивны! Пусть их язык простой, пусть сюжет прозрачный и предсказуемый, но именно поэтому сказки продолжают увлекать малышей, производят на них огромное впечатление.
Сегодня я предлагаю рассмотреть сказочный материал нетрадиционно. Для этого возьмем за основу рекомендации автора ТРИЗ – Генриха Альтшуллера.
СЛАЙД 2
Цель теории решения изобретательских задач – не только развить фантазию детей, а учить мыслить системно, понимать происходящие в них процессы.
Такой подход создает возможность и воспитателю, и детям понимать, что в сказке или в герое сказок хорошо, а что плохо, как создать такую ситуацию, где бы герой смог исправиться. Русская поговорка гласит: «Сказка – ложь, да в ней намек, добрым молодцам урок». Выяснить в чем этот «намек», понять его суть – в этом состоит главная задача.
В работе с детьми я широко использую мнемодорожки и мнемотаблицы. Давайте посмотрим на некоторые из них и попробуем узнать о какой они сказке.
Правильно, это сказка Теремок. А сейчас я предлагаю поиграть в игру «Теремок». Приглашаю на сцену 6 человек из зала.
Вам, уважаемые участники я предлагаю оживить овалы, дорисовав необходимые детали. Это и будут герои нашей сказки. Герой, приходящий в «Теремок» сможет попасть внутрь только тогда, если он скажет, чем похож на хозяина теремка. Попав в «Теремок» гость становится хозяином и ждет прихода следующего гостя.
ТРИЗ технология дает возможность научить дошкольников находить, понимать и решать противоречия.
Противоречиями насыщены и сказки. «Теремок разрушился. Это хорошо или плохо? Как вы думаете почему?»
(Плохо - животным жить негде, они могут замерзнуть, звери испугались, когда рушился теремок, и т. д.
Хорошо -появилась возможность выстроить новый теремок, построить теремок побольше, чтобы поместились все желающие, тренировались быстро убегать из теремка и т. д.)
Герои сказок обладают различными чертами характера, разное бывает у них настроение. Усвоить «противоположные значения» нам помогает игра «Наоборот». Я назову вам слово, а вы – антоним этого слова.
Злой –
Ленивый -
Веселый -
Трусливый –
Голодный –
Печальный –
Жадный –
Глупый -
Однажды в теремок пришел новый гость. Предположим, это был цыпленок. Звери больше хотят узнать о своем госте. Расскажем о новом госте с помощью системного оператора.
Всестороннее знакомство с явлениями или предметом происходит с помощью системного оператора. Метод системного оператора позволяет посмотреть историю создания предмета, разложить предмет по деталям, а так же заглянуть в будущее предмета. Для более успешного запоминания порядка рассматривания систем можно использовать стихотворение.
"Что-то"
Если мы рассмотрим что-то.
Это что-то для чего-то.
Это что-то из чего-то.
Это что-то часть чего-то.
Чем-то было это что-то.
Что-то будет с этим что-то.
Что-то ты сейчас возьми, на экранах рассмотри!
автор: М. С. Гафитулин.
СЛАЙД 4 - 8
Система (объект) : цыпленок
Выявляем подсистему (из чего состоит) : голова, крылья, лапы, клюв, хвостик,
Выявляем надсистему (частью чего является) : птицефабрика
Выявляем прошлое (кем был в прошлом) : яйцо
Выявляем будущее (кем станет в будущем) : курица, петух
После этого возникает много проблемных вопросов, таких например как:
Подумайте, цыпленку безопасно жить в теремке с лесными жителями?
Каким должен стать цыпленок, чтобы он смог выжить в лесном домике?
Какие особые части тела необходимы цыпленку, что бы не смогли его обидел в лесу? И так далее… Такие и еще много других проблем мы решаем с детьми.
Игра «Да – нетка» учит детей выделять главный признак предмета, помогает классифицировать его по общим показателям. А также воспитывает внимательность к высказываниям других детей. Я загадала слово. Чтобы его отгадать вы можете задавать любые вопросы, на которые я смогу вам ответить только «Нет» или «Да». (Загаданное слово «Медведь».)
Еще одна замечательная игра «А что если…» К примеру, мы можем взять такое предположение «А что если медведь был бы легким облаком?»
А сейчас пришло время послушать сказку «Теремок». (Слушаем сказку)
Какой нравственный урок несет сказка «Теремок»?
Как связана сказка «Теремок» с математикой.
Немножечко разомнемся и дадим нашей умной голове отдохнуть:
Кинезиологическое упражнение «Теремок» :
Стоит в поле теремок, теремок.
Дети поднимают руки над головой. Кончики пальцев левой и правой руки соединяются – имитация «крыши».
Он не низок, не высок,
Приседают – «низок», встают - «высок».
На двери висит замок,
Кто бы тот замок нам открыть помог?
Сцепляют пальцы рук в «замок»
Слева зайка, справа мишка
Кивают головой один раз влево, один раз вправо.
Отодвиньте-ка задвижку!
Тянут руки в разные стороны, но пальцы оставляют в замке – «крепкий замок».
Слева ёжик, справа волк.
Кивают головой один раз влево, один раз вправо.
-Нажимайте на замок!
Сильнее сжимают пальцы.
Зайка, мишка, ёжик, волк
Открывают теремок.
«Открывают замок» - разводят руки в разные стороны.
А теперь я предлагаю вам попробовать проанализировать это литературное произведение так, как мы это делает с ребятами. Нам поможет следующая табличка:
Герои Герой 1 Герой 2 Герой 3 …
Их проблемы
Желания (цели)
Действия по реализации желания
Помощники
Результаты (положительный и отрицательный)
Свойства характера
Вывод: совет герою или мудрость жизни
Невозможно отрицать роль сказочного материала в воспитании правильной устной речи. Тексты сказок расширяют словарный запас, помогают правильно построить диалог, насыщают нашу речь эмоциями, образами, делая ее красивой.
В результате работы с использованием ТРИЗ технологии у дошкольников :
Возрастают интерес и познавательная активность ;
Ответы детей становятся неординарными;
Расширяется кругозор, появляется стремление к новому, развивается фантазия;
Речь насыщается образами;
Методы и приемы ТРИЗ работают в повседневной жизни и на других занятиях.