Приложение МААМ

Презентация к мастер-класс «Нетрадиционное использование сказочного материала с использованием ТРИЗ технологии в детском саду»

Елена Мочалова
Презентация к мастер-класс «Нетрадиционное использование сказочного материала с использованием ТРИЗ технологии в детском саду»
▼ Скачать + Заказать документы

Семинар-практикум «Нетрадиционное использование сказочного материала с использованием ТРИЗ технологии в детском саду»

Добрый день, уважаемые коллеги! Для меня огромная честь выступать перед вами. Готовясь к сегодняшнему дню, я стала свидетелем разговора двух молодых мам. Они говорили о том, что: «Сказки далеки от современной реальной жизни, и они не полезны для малышей. В них много подробностей, которые могут напугать детей. Сказки слишком страшные и примитивные».

Публикация «Презентация к мастер-класс „Нетрадиционное использование сказочного материала с использованием ТРИЗ технологии в детском саду“» размещена в разделах

Вот такие сомнения о пользе и актуальности сказок возникают в современном обществе. Как вы думаете надо ли читать сказки детям? Вопрос риторический. Безусловно, нужно. И мне приятно осознавать, что в этом зале собрались люди, разделяющие это мнение. Сказки не примитивны! Пусть их язык простой, пусть сюжет прозрачный и предсказуемый, но именно поэтому сказки продолжают увлекать малышей, производят на них огромное впечатление.

Сегодня я предлагаю рассмотреть сказочный материал нетрадиционно. Для этого возьмем за основу рекомендации автора ТРИЗ – Генриха Альтшуллера.

СЛАЙД 2

Цель теории решения изобретательских задач – не только развить фантазию детей, а учить мыслить системно, понимать происходящие в них процессы.

Такой подход создает возможность и воспитателю, и детям понимать, что в сказке или в герое сказок хорошо, а что плохо, как создать такую ситуацию, где бы герой смог исправиться. Русская поговорка гласит: «Сказка – ложь, да в ней намек, добрым молодцам урок». Выяснить в чем этот «намек», понять его суть – в этом состоит главная задача.

В работе с детьми я широко использую мнемодорожки и мнемотаблицы. Давайте посмотрим на некоторые из них и попробуем узнать о какой они сказке.

Правильно, это сказка Теремок. А сейчас я предлагаю поиграть в игру «Теремок». Приглашаю на сцену 6 человек из зала.

Вам, уважаемые участники я предлагаю оживить овалы, дорисовав необходимые детали. Это и будут герои нашей сказки. Герой, приходящий в «Теремок» сможет попасть внутрь только тогда, если он скажет, чем похож на хозяина теремка. Попав в «Теремок» гость становится хозяином и ждет прихода следующего гостя.

ТРИЗ технология дает возможность научить дошкольников находить, понимать и решать противоречия.

Противоречиями насыщены и сказки. «Теремок разрушился. Это хорошо или плохо? Как вы думаете почему?»

(Плохо - животным жить негде, они могут замерзнуть, звери испугались, когда рушился теремок, и т. д.

Хорошо -появилась возможность выстроить новый теремок, построить теремок побольше, чтобы поместились все желающие, тренировались быстро убегать из теремка и т. д.)

Герои сказок обладают различными чертами характера, разное бывает у них настроение. Усвоить «противоположные значения» нам помогает игра «Наоборот». Я назову вам слово, а вы – антоним этого слова.

Злой –

Ленивый -

Веселый -

Трусливый –

Голодный –

Печальный –

Жадный –

Глупый -

Однажды в теремок пришел новый гость. Предположим, это был цыпленок. Звери больше хотят узнать о своем госте. Расскажем о новом госте с помощью системного оператора.

Всестороннее знакомство с явлениями или предметом происходит с помощью системного оператора. Метод системного оператора позволяет посмотреть историю создания предмета, разложить предмет по деталям, а так же заглянуть в будущее предмета. Для более успешного запоминания порядка рассматривания систем можно использовать стихотворение.

"Что-то"

Если мы рассмотрим что-то.

Это что-то для чего-то.

Это что-то из чего-то.

Это что-то часть чего-то.

Чем-то было это что-то.

Что-то будет с этим что-то.

Что-то ты сейчас возьми, на экранах рассмотри!

автор: М. С. Гафитулин.

СЛАЙД 4 - 8

Система (объект) : цыпленок

Выявляем подсистему (из чего состоит) : голова, крылья, лапы, клюв, хвостик,

Выявляем надсистему (частью чего является) : птицефабрика

Выявляем прошлое (кем был в прошлом) : яйцо

Выявляем будущее (кем станет в будущем) : курица, петух

После этого возникает много проблемных вопросов, таких например как:

Подумайте, цыпленку безопасно жить в теремке с лесными жителями?

Каким должен стать цыпленок, чтобы он смог выжить в лесном домике?

Какие особые части тела необходимы цыпленку, что бы не смогли его обидел в лесу? И так далее… Такие и еще много других проблем мы решаем с детьми.

Игра «Да – нетка» учит детей выделять главный признак предмета, помогает классифицировать его по общим показателям. А также воспитывает внимательность к высказываниям других детей. Я загадала слово. Чтобы его отгадать вы можете задавать любые вопросы, на которые я смогу вам ответить только «Нет» или «Да». (Загаданное слово «Медведь».)

Еще одна замечательная игра «А что если…» К примеру, мы можем взять такое предположение «А что если медведь был бы легким облаком?»

А сейчас пришло время послушать сказку «Теремок». (Слушаем сказку)

Какой нравственный урок несет сказка «Теремок»?

Как связана сказка «Теремок» с математикой.

Немножечко разомнемся и дадим нашей умной голове отдохнуть:

Кинезиологическое упражнение «Теремок» :

Стоит в поле теремок, теремок.

Дети поднимают руки над головой. Кончики пальцев левой и правой руки соединяются – имитация «крыши».

Он не низок, не высок,

Приседают – «низок», встают - «высок».

На двери висит замок,

Кто бы тот замок нам открыть помог?

Сцепляют пальцы рук в «замок»

Слева зайка, справа мишка

Кивают головой один раз влево, один раз вправо.

Отодвиньте-ка задвижку!

Тянут руки в разные стороны, но пальцы оставляют в замке – «крепкий замок».

Слева ёжик, справа волк.

Кивают головой один раз влево, один раз вправо.

-Нажимайте на замок!

Сильнее сжимают пальцы.

Зайка, мишка, ёжик, волк

Открывают теремок.

«Открывают замок» - разводят руки в разные стороны.

А теперь я предлагаю вам попробовать проанализировать это литературное произведение так, как мы это делает с ребятами. Нам поможет следующая табличка:

Герои Герой 1 Герой 2 Герой 3 …

Их проблемы

Желания (цели)

Действия по реализации желания

Помощники

Результаты (положительный и отрицательный)

Свойства характера

Вывод: совет герою или мудрость жизни

Невозможно отрицать роль сказочного материала в воспитании правильной устной речи. Тексты сказок расширяют словарный запас, помогают правильно построить диалог, насыщают нашу речь эмоциями, образами, делая ее красивой.

В результате работы с использованием ТРИЗ технологии у дошкольников :

Возрастают интерес и познавательная активность ;

Ответы детей становятся неординарными;

Расширяется кругозор, появляется стремление к новому, развивается фантазия;

Речь насыщается образами;

Методы и приемы ТРИЗ работают в повседневной жизни и на других занятиях.

Прикреплённые файлы:

Публикации по теме:

Конспект интегрированного занятия с использованием технологии ТРИЗ «Спасти заколдованную Снегурочку»Конспект интегрированного занятия с использованием технологии ТРИЗ «Спасти заколдованную Снегурочку» Тема: «Спаси заколдованную Снегурочку» Цель: Развитие творческих способностей малышей в процессе игровой деятельности с помощью ТРИЗ-РТВ.

Конспект итоговой НОД «Зима» по познавательному развитию и математике с использованием технологии ТРИЗ в старшей группе Тема: «Зима» с использованием технологии ТРИЗ, мнемотехники, здоровьесберегающих технологий. Цель: уточнить и систематизировать знания.

Конспект НОД в старшей группе с использованием ТРИЗ — технологии «Путешествие в зимний лес» Образовательная область: «Речевое развитие» Цель: развивать речь детей, сформировать умение соотносить увиденный на картине зимний пейзаж.

Консультация для педагогов «Использование технологии ТРИЗ в музыкальном образовании старших дошкольников»Консультация для педагогов «Использование технологии ТРИЗ в музыкальном образовании старших дошкольников» Дошкольный возраст уникален, ибо как сформируется ребенок, такова будет и его жизнь, именно поэтому важно не упустить этот период для раскрытия.

Мастер-класс игры и пособия с использованием методов технологии ТРИЗ — круги Луллия «Кто что ест?»Мастер-класс игры и пособия с использованием методов технологии ТРИЗ — круги Луллия «Кто что ест?» «Кто что ест?» Мастер – класс игры и пособия с использованием методов технологии ТРИЗ - Круги Луллия. Методы теории решения изобретательских.

Презентация «Мастер-класс «Использование технологии мнемотехники по заучиванию стихотворения «Листки» Семена Когана» В начале старшей группы воспитанники испытывают трудности на занятиях в различных видах деятельности, а особенно по развитию речи, так как.

ООД по познавательному развитию для детей подготовительной группы с использованием технологии ТРИЗ Тема: «Его величество - электричество»Образовательные задачи: Обучающие: • Обобщить и расширить представление детей о том, что такое электричество,.

Семинар-практикум «Использование ТРИЗ-технологии в ДОУ»Семинар-практикум «Использование ТРИЗ-технологии в ДОУ» Внедрение инновационных технологий в образовательный процесс ДОУ - важное условие достижения нового качества дошкольного образования в процессе.

Семинар-практикум «Нетрадиционное использование сказочного материала по рекомендациям ТРИЗ технологии в детском саду» Добрый день, уважаемое жюри, уважаемые коллеги! Для меня огромная честь снова выступать перед вами. Готовясь к сегодняшнему дню, я стала.

Сидим дома. Мастер-класс «Нетрадиционное рисование «Подсолнух» с использованием бросового материала»Сидим дома. Мастер-класс «Нетрадиционное рисование «Подсолнух» с использованием бросового материала» Мы сейчас все переживаем неспокойное и не совсем привычное для нас время. Как взрослым, так и детям пришлось столкнуться со многими вещами,.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Презентация к мастер-класс «Нетрадиционное использование сказочного материала с использованием ТРИЗ технологии в детском саду»
Опубликовано: 23 февраля 2021 в 13:29
+6Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Презентация к мастер-класс «Нетрадиционное использование сказочного материала с использованием ТРИЗ технологии в детском саду»» (включая файлы) размещена пользователем Елена Мочалова в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев


Получи документы
РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД