Ольга Савкина
«Осенняя сказка». Логопедическое фронтальное занятие для детей 5–6 лет с ОНР
▼ Скачать + Заказать документы
Задачи:
Образовательные:
- активизировать и обогащать словарь существительных, качественных прилагательных, глаголов по теме «Осень»;
- продолжать учить подбирать однокоренные слова;
- учить понимать многозначные глаголы;
- учить образовывать существительные в согласовании с прилагательными в уменьшительно-ласкательную форму;
- упражнять в согласовании существительных и прилагательных в роде, числе и падеже, согласовании глаголов с существительными в числе, составлении предложений по картинно-графическому плану;
- развивать фонетико-фонематические процессы.
Коррекционно-развивающие:
Публикация «„Осенняя сказка“, Логопедическое фронтальное занятие для детей 5–6 лет с ОНР» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Логопедические занятия
- ОНР. Конспекты занятий
- ОНР. Общее недоразвитие речи
- Осень. Конспекты занятий на осеннюю тему
- Осень. Материалы для воспитателей
- Сказка. Конспекты занятий по сказкам
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» сентябрь 2017
- развивать мелкую и артикуляционную моторику, мимическую мускулатуру, зрительное и тактильное восприятие;
- развивать мышление, внимание, память, воображение.
Воспитательные:
Формировать умения слушать других, не перебивая, работать и играть в коллективе.
Оборудование: таблицы на развитие зрительного внимания; круги В. Ф. Базарного; картинно-графический план; картинки с изображением деревьев; кукла Барышня-Осень; раздаточный материал – бумажные листья.
1. Вводная часть
Логопед обращает внимание детей на лежащий на ковре желтый лист.
Логопед : - Что это, ребята?
Дети: - Лист.
Логопед : - А под листиком письмо. А в письме загадка. Если вы ее отгадаете, то узнаете от кого это письмо.
А вот и загадка.
Плащ золотистый она надевает,
Теплое лето она провожает.
Птиц отправляет в дальние страны,
Нам оставляет дожди и туманы.
Дети: - Это Осень.
Логопед : - Молодцы, отгадали! Ребята, Осень приготовила для вас много интересных заданий, увлекательных игр и сюрпризов.
2. Основная часть
Логопед : - Ребята, вы любите Осень? Почему?
Дети отвечают на вопросы.
Логопед : - Мы к листочку подойдем, сядем и беседу заведем.
Логопед и дети садятся на ковер.
Логопед : - А сейчас закройте глаза и представьте себе Осень : с шелестом разноцветных опавших листьев под ногами, серыми тучами, холодным моросящим дождем, с сильными ветрами…
Логопед включает музыку, имитирующий шум ветра, шорох листьев. Дети фантазируют.
Логопед : - Ребята! Какую Осень вы представили?
Дети: - Яркую, разноцветную, багряную, ветреную, дождливую, холодную…
Логопед : - Про что говорят: дует, идет, моросит, опадают, шуршат, кружатся, висят?
Дети отвечают.
Логопед : - Про что можно сказать : осенний (лист, день, дождь, туман, ветер); осенняя (погода, одежда, лужа, туча); осеннее (утро, солнце, небо); осенние (тучи, грибы, ягоды, деревья?
Дети отвечают.
Гимнастика для глаз
Логопед : - Какие хорошие слова вы подобрали! Листочек захотел с вами поиграть.
Текст сопровождается движением осеннего листа по зрительному тренажеру В. Ф. Базарного, расположенному на стене в комнате группы: зрительные круги в разных направлениях.
Кружатся листочки в воздухе осеннем,
Вверх и вниз летают желтые монеты.
Вправо полетели по красной дорожке,
А теперь по синей пролетят немножко.
Дунул ветер, завертелись листья
По зеленой дорожке листочек полетел.
Логопед : - А теперь вспомните, какую Осень вы представили?
Дети отвечают: - «Осень золотая», «Осень красочная», «Осень красивая», «Осень ветреная», «Осень холодная», «Осень дождливая», «Осень зябкая» и т. д.
Логопед : - Ребята, вы такую холодную Осень описали, что даже холодно стало. Давайте погреемся.
Руки в кулачки сожмем (Дети сжимают руки в кулачки).
И немножко подождем.
На ладошки мы подуем, (Дуют на ладони)
Все листочки мы с них сдуем.
Каждый пальчик мы возьмем, (Соприкасаются по очереди пальцами левой и правой рук).
Сильно на него нажмем. (Нажимают по очереди пальцами одной руки на пальцы другой).
Мимическая гимнастика
Логопед : - Ребята! Вы знаете, что Осенью, как и в любое время года, может быть разная погода, а у нас может быть разное настроение. Поиграем.
- На небо набежала огромная серая туча, и пошел холодный дождь (хмурое настроение);
- Прошел дождь, из-за тучки выглянуло солнышко (удивление и радость);
- Солнышко спряталось, и подул сильный ветер (печаль).
Логопед : - Поиграли. А сейчас следующее задание Осени.
Логопед достает из конверта картинки.
Логопед : - Выбирайте картинки, которые относятся к осенней природе и составляйте по ним предложения.
Дети по очереди выбирают картинки и составляют по ним предложения: «Птицы отправляются на юг», «С деревьев опадают разноцветные листья», «Животные запасают на зиму корм» и т. д.
Из этих картинок дети с помощью логопеда составляют на доске сюжетную картину.
Логопед : - Посмотрите, какая красивая картина получилась. Вам понравилась?
Дети смотрят, любуются.
Логопед : - Дети, давайте дадим нашей картине название?
Дети отвечают.
Развитие фонетико-фонематических процессов.
Логопед : - Ребята, с какого звука начинается слово «Осень» ([О], дайте этому звуку характеристику (гласный, звонкий).
Логопед : - А теперь, определите первые звуки в словах: облако, аист, утка, индюк, эскимо. Какие это звуки? (гласные).
Физкультминутка «Рыжий лес»
Рыжий, рыжий, рыжий лес (плавные движения кистей рук)
Осыпают листья. (сверху - вниз падающие листья)
Он диковинки свои держит на виду!
Осень по лесу идет
Вкрадчиво, по - лисьи («лисий» шаг»)
А за нею по пятам (осторожные шаги на носочках в ритме стихотворения)
Тихо я иду.
Развитие лексико-грамматических категорий
Логопед : - Ребята, посмотрите, сколько перед нами лежит опавших листьев. Чтобы они нам не мешали, давайте возьмем по - одному листочку и расскажем о них, какие они по величине и форме, на какую геометрическую фигуру похожи.
Дети рассказывают : «Мой листик похож на треугольник, значит он треугольный и крупный», «Мой листик похож на овал, значит он овальный и мелкий» и т. д.
Игра «Сосчитай листья».
Логопед : - Ребята! Посмотрите, сколько у нас много листьев! И все они опали с разных деревьев. Давайте их сосчитаем от 1-го до 5-ти и назовем.
Один кленовый лист, два кленовых листа, три кленовых листа, четыре кленовых листа, пять кленовых листьев и т. д.
Логопед : - Ребята! Барышня – Осень хочет узнать, что еще вы о ней знаете? Все деревья сбрасывают листья?
Дети: - Нет.
Логопед : - А какие деревья не сбрасывают листья? Давайте их назовем.
Дети: - Ель, сосна, кедр, пихта.
Логопед : - Молодцы! А, как одним словом называются такие деревья?
Дети: - Хвойные.
Логопед : - Молодцы! А, как называются деревья одним словом, которые сбрасывают свои листья?
Дети: - Лиственные.
Логопед : - Правильно. Деревья бывают хвойные и лиственные.
Логопед : - Вы назвали главное отличие между этими видами деревьев. Давайте назовем сходство между ними, глядя на эти картинки (картинки с изображением разных деревьев).
Дети: - У всех видов деревьев есть корни (чтобы питаться, ствол, ветки.
Логопед : - Конечно, правильно.
Игра «Назови ласково»
Логопед : - Ребята, деревья бывают старые, а бывают молоденькие деревца.
Старый дуб – молоденький дубок
Старая береза – молоденькая березка
Старый тополь – молоденький тополек
Старая осина – молоденькая осинка и т. д.
3. Заключительная часть
Логопед : - Предлагаю вам сделать для Барышни – Осени подарок – обвести осенние листья по контуру и разукрасить их так, как вам захочется. Для этого нам нужно вернуться в детский сад, а поможет в этом наш листочек.
Кружатся листочки в воздухе осеннем, (Дети кружатся)
Падают на землю желтые монеты. (Приседают на корточки)
Вокруг себя повернись,
В детский садик возвратись! (Закрывают и открывают глаза).
Логопед : - О каком времени года мы говорили? Что нового вы узнали? Чему научились? Вам понравилось в осенней сказке?