Морозкина Вера
Использование кругов Луллия как средства формирования познавательного интереса детей
▼ Скачать + Заказать документы
Использование кругов Луллия как средства формирования познавательного интереса детей
На сегодняшний день существует множество методик, технологий, с помощью которых можно корректировать процесс развития речи у детей. Самая близкая, доступная и увлекательная деятельность дошкольников - игра. Между игрой и речью существует двусторонняя связь: с одной стороны речь ребёнка развивается и активизируется в игре, с другой сама игра совершенствуется под влиянием и обогащением речи.
Публикация «Использование кругов Луллия как средства формирования познавательного интереса детей» размещена в разделах
Со своей стороны педагог должен искать интересные и в то же время несложные способы развития личностных и речевых особенностей ребёнка. В своей работе я стремлюсь использовать разнообразные приёмы и методы. Я хочу познакомить вас с одним из современных, интереснейших и эффективным методом: игры на основе кругов Луллия. (Дидактическое пособие «Волшебные круги»)
Основоположником этого метода является французский монах Раймонд Луллий, который в 18 веке создал логическую машину в виде бумажных кругов. Простота конструкции позволяет применять её даже в детском саду.
Круги Луллия – это средство многофункционального характера, его можно применять для воспитания и развития детей по всем разделам программы. С помощью этой игры стало возможным обогатить условия для возрастающей роли интеллектуального развития ребенка и его познавательных интересов.
В своей работе я использую Круги Луллия как игровую методику, направленную на обогащение словаря ребенка, развитие познавательной активности, расширение представлений о предметах. Они эффективно используются мной для развития речи и интеллектуально-творческих способностей детей.
Круги Луллия вносят элемент игры в занятия, помогают поддерживать интерес к изучаемому материалу. Пособие используется в работе с детьми 3-7 лет в организованной образовательной деятельности педагога с детьми, а также в режимных моментах. Так же они используются для индивидуальной, подгрупповой и работе в парах.
Круги Луллия представляются детям как чудесные кольца или загадочные круги.
Круги Луллия бывают двух видов : горизонтальные и вертикальные. Горизонтальное пособие бывает закрытого типа и по типу пирамидки. В своей работе я использую пособие по типу пирамиды.
Конструкция горизонтального пособия по типу пирамидки очень проста: на стержень нанизывается несколько кругов разного диаметра, вырезанных из фанеры, сверху устанавливается стрелка. Все круги разделены на одинаковое количество секторов.
В своей практике я использую пособие с тремя кругами по 8 секторов на каждом с кармашками для сменных картинок, что позволяет мне использовать одну и ту же основу для разных игр. Технология работы с кругами заключается в том, чтобы ребёнок раскручивая круги, объяснял сочетания картинок, которые попадают под стрелкой.
Для детей 3-4 лет целесообразно брать только два круга с 4секторами на каждом. Для детей 4-5 лет – можно использовать два-три круга с 4-6 секторами. Дети 6-7-летнего возраста справляются с заданиями, в которых используется четыре круга с 8 секторами.
Игры могут быть подобраны по двум направлениям:
1. На закрепление и уточнение уже имеющихся знаний
2. На развитие воображения, фантазии и творчества
Авторы методики предлагают 4 типа игр на основе одного набора кругов :
1-й тип: «Найди реальное сочетание»
Дети под стрелкой объединяют картинки, формирующие реальную картину мира. Составляют предложения, объединяющие в себе эти объекты. Делают выводы.
2-й тип; «Объясни необычное сочетание»
При раскручивании кругов рассматриваются случайные соединения объектов и как можно достовернее объясняются необычность их взаимодействия.
3-й тип: «Придумай фантастическую историю или сказку»
В данном типе объединение случайных объектов служит основой для фантазирования. Предлагается сочинить фантастический рассказ или сказку. Неправильных ответов в этой игре быть не может, важно принять любой ответ ребёнка.
4-й тип: «Реши проблемы»
В фантастическом мире с героями происходят разные истории. Необходимо учить ребёнка формулировать проблемы, выдвигать идеи по их решению.
Для работы с кругами Луллия мной были изготовлены разнообразные игры, некоторые из них я представлю вам сегодня. Так как сейчас я работаю на младшей группе, предлагаю Вам познакомиться с некоторыми вариантами игр с детьми 3-4 лет.
Дидактическое игра: «Чей малыш?»
1 вариант. На малом круге воспитатель располагает картинки с изображением животных (собака, курица, лиса и т. д., на большом - их детенышей.
Реальное Задание: найти маме детеныша.
Ребенок по просьбе взрослого называет одно из животных, изображенных на верхнем круге, затем отыскивает на нижнем круге изображение его детеныша, называет его и, поворачивая этот круг, совмещает их.
2 вариант. Взрослый раскручивает круги. Например, под стрелкой оказались изображения собаки и цыпленка.
Фантастическое Задание: подумать и сказать, каким образом мама-собачка будет ухаживать за одиноким цыпленком (кормить, согревать, гулять и т. д.).
Дидактическое игра: «Чей хвост?»
1 вариант. На большом круге воспитатель располагает картинки с изображением животных (белка, медведь, волк, лиса и т. д., на маленьком - их хвосты.
Реальное Задание: найди, чей хвост?
Ребенок по просьбе взрослого называет одно из животных, изображенных на нижнем круге, затем отыскивает на верхнем круге изображение его хвоста и, поворачивая этот круг, совмещает их.
2 вариант. Взрослый раскручивает круги. Например, под стрелкой оказались изображения белки и волчий хвост.
Фантастическое Задание: подумать и сказать, каким образом у белки оказался волчий хвост, например: захотел волк поменяться хвостами. Здесь необходимо обращать внимание на употребление прилагательных в правильной форме (беличий, волчий)
Метод кругов Луллия, как один из инновационные технологий и методических приёмов, помогает научить детей не только получать знания об окружающем мире, но и уметь их использовать, искать и находить, опираясь на эти знания, выходы из проблемных ситуаций, пути решения важных задач, совершать новые маленькие открытия.