Анна Блохина
Консультация «Использование кругов Луллия в работе учителя-логопеда»
▼ Скачать + Заказать документы
Проблема речи во всем ее видовом разнообразии является актуальной в дошкольном возрасте. На сегодняшний день существует множество методик, технологий, с помощью которых можно корректировать процесс развития речи у детей. Круги Луллия прочно заняли свое место в педагогике. На сегодняшний день они являются универсальным дидактическим средством, формирующим мыслительные процессы у детей. Их можно многопланово использовать при решении задач развития речи у дошкольников с ОНР. Круги Луллия вносят элемент игры в занятие, помогают поддерживать интерес к изучаемому материалу.
Публикация «Консультация „Использование кругов Луллия в работе учителя-логопеда“» размещена в разделах
- Консультации для родителей
- Консультации логопеда для родителей
- Круги и кольца Луллия. Пособия и игры
- Работа логопеда. Логопедия
- Темочки
Работая логопедом с детьми старшего дошкольного возраста с ОНР, я использую их для решения следующих задач:
закрепление произношения поставленных звуков в речи;
развитие фонематических процессов;
уточнение и активизация словарного запаса;
совершенствование слоговой структуры слова;
формирование структуры предложений;
совершенствование развития связной речи.
Работа проводится во всех блоках образовательного процесса: на коррекционных занятиях, в индивидуальной работе с детьми и в самостоятельной игровой деятельности детей. Планирование той или иной игры осуществляется в зависимости от коррекционных задач, реализуемых на данный момент, и проблем, возникающих на определенном отрезке времени у конкретных детей.
Предлагаю вниманию свою систему игровых упражнений для индивидуальных и подгрупповых логопедических занятий с использованием кругов Луллия.
Игровые задания:
Закрепление произношения поставленных звуков в речи
1. На одном круге символ звука (например змея, на другом - предметные картинки с автоматизируемым звуком
Колесо крути, слова со звуком Ш произноси.
2. На одном круге предметные картинки с автоматизируемым звуком (неживые предметы, на другом - предметные картинки с автоматизируемым звуком (живые предметы)
«Называй предметы парами т. о., чтобы у живого предмета в паре был неживой предмет»
«Придумай предложение с получившейся парой слов».
Например: кошка, шкаф (Кошка спряталась под шкаф. На шкафу нарисована кошка.)
3. На кругах предметные картинки с дифференцируемой парой звуков
«Придумай предложение с получившейся парой слов».
Например: слон – снежинка (Слон поймал снежинку.)
Развитие фонематических процессов
1. На одном круге синие, зеленые, красные круги, на другом - предметные картинки, начинающиеся на гласные, твердые – мягкие согласные
«Объедини картинки с символами первых звуков».
2. На кругах предметные картинки
«Объедини картинки с одинаковыми первыми звуками»
3. На кругах предметные картинки – паронимы
«Объедини картинки, сходные по звучанию» Например: ложки – рожки, колобок – коробок, мишка – миска и т. д.
4. На одном круге схемы нахождения звука в слове, на другом – предметные картинки
«Объедини картинки с подходящими схемами»
Совершенствование слоговой структуры слова
1. На одном круге разное количество точек, на 2-ом и 3-ем – предметные картинки
«Объедини количество точек со словом с таким же количеством слогов».
2. На обоих кругах предметные картинки
«Объедини картинки с одинаковым количеством слогов».
Например: шап-ка – ча-сы, са-мо-вар – мо-ло-ток.
«Придумай предложение с получившейся парой слов».
Например: шап-ка – ча-сы Шапку надел на часы.
3. На одном круге слоги, на другом – слоги
«Прочитай получившееся слово»Например: МА, ПА - МАПА; ЛО, ТА- ЛОТА
«Сложи названное мной слово» КАША (КА, ША) РОЗА (РО, ЗА)
«Придумай предложение с получившимся словом»
Формирование лексико-грамматических категорий
1. На одном круге разные цифры, на 2-ом цвет и на 3-ем – предметные картинки
«Придумай предложение с получившейся парой слов».
Например: 8 – розовый – лампа (8 розовых ламп.)
2. На одном круге схемы предлогов, на 2-ом и 3-ем – предметные картинки
«Придумай предложение с получившейся парой слов».
Например: Буратино выглядывает из-за берёзы.
В итоге хочется отметить, что в результате работы с данным многофункциональным пособием у детей на конец учебного года проявился интерес к использованию его в самостоятельной деятельности. Считаю, что Кольца Луллия являются эффективным средством в решении коррекционных задач. Практическая значимость их очевидна и заслуживает внимания воспитателей логопедических групп и учителей логопедов.
Литература:
Лелюх С., Сидорчук Т., Хоменко Н. Развитие творческого мышления воображения и речи дошкольников. – Ульяновск, 2003.
Сидорчук Т. Я познаю мир. Методический комплекс для работы с дошкольниками. - Ульяновск, 2014.