Смирнова Галина
Исследовательско-творческий проект «Царица Водица»
▼ Скачать + Заказать документы
Актуальность проекта : Необходимость расширения знаний и представлений у детей младшего дошкольного возраста о свойствах и значении воды в жизни живых существ и для здоровья детей.
Участники проекта : Воспитатели и воспитанники 2 младшей группы, работники пищеблока и прачечной, родители воспитанников, медицинская сестра.
Цель проекта : Ознакомление младших дошкольников со свойствами воды, формирование умений экспериментирования с предметами, развитие мелкой моторики, обогащение словарного запаса слов.
Задачи проекта :
Публикация «Исследовательско-творческий проект „Царица Водица“» размещена в разделах
• Развивать познавательные способности детей в процессе совместной исследовательской деятельности, практических опытов с водой, обогащать детей разнообразными сенсорными впечатлениям.
• Формировать у детей осознанные представления о необходимости заботиться о своём здоровье.
• формировать коммуникативные навыки детей, поддерживать стремление детей активно вступать в познавательное общение, высказывать своё мнение.
• расширять кругозор детей, создавать атмосферу радости и удовольствия, обеспечивать эмоциональное благополучие.
• воспитывать чувства симпатии к сверстникам, формировать единый детско-взрослый коллектив.
• развивать творчество и креативность участников проекта.
Оборудование и материалы: Дидактическая кукла «Капелька», «Мойдодыр»; альбомы, открытки, иллюстрации на темы «Вода в природе», «Использование воды человеком»; оборудование Центра воды и песка; игрушки, атрибуты, предметы-заместители для дидактических и сюжетных игр, игр-инсценировок, оборудование для проведения опытов.
Помогая дошкольникам овладевать игровыми умениями, необходимо руководствоваться следующими принципами организации работы в детском саду:
Первый принцип: воспитатель должен играть вместе с детьми в позиции “играющего партнёра”, “умеющего интересно играть”, умеющего строить игру таким образом, чтобы на соответствующем возрастном этапе дети сразу ставились перед необходимостью использовать именно новый, более сложный способ построения игры.
Второй принцип: воспитатель должен играть с детьми на протяжении всего дошкольного детства, но на каждом его этапе следует развёртывать игру таким образом, чтобы дети сразу “открывали” и усваивали новый, более сложный способ её построения.
Третий принцип: начиная с раннего возраста и далее на каждом этапе дошкольного детства необходимо при формировании игровых умений одновременно ориентировать ребенка, как на осуществление игрового действия, так и на пояснение его смысла партнёрам – взрослому или сверстнику.
Формы работы по проекту :
Работа с детьми:
• чтение и рассматривание художественной литературы (потешки, прибаутки, шутки);
• проведение игр и опытов с водой;
• проведение игровых занятий;
• пополнение предметно - развивающей среды группы;
• опытно – экспериментальная деятельность.
- работа с родителями:
• помощь в подборе художественной литературы;
• выполнение творческих заданий;
• совместная опытно – экспериментальная деятельность;
• консультации;
• фотографирование.
Работа педагогов:
• подбор методической и художественной литературы;
• разработка перспективного планирования;
• проведение практической деятельности с детьми;
• проведение консультаций и бесед с родителями.
Микросоциум:
• Посещение пищеблока, прачечной;
• Беседы с детьми.
Срок реализации проекта : 8 месяцев
Предполагаемый результат:
Воспитанники:
Компетенции:
-дети знают и хорошо ориентируются в соотношении величин предметов (маленький – большой, знают цвета;
-владеют действиями с предметами, предполагают разнообразные способы их использования;
- владеют элементарными навыками продуктивной деятельности;
-владеют расширенным словарным запасом (глаголы, существительные, прилагательные и т. д., используют обобщающие понятия (вода, одежда, посуда).
Коммуникативные навыки:
-получают удовольствие от совместной деятельность со взрослыми,
-получают положительные эмоции от занимательной деятельности и развлечений;
-пользуются речью как средством общения со сверстниками;
Предпосылки научной деятельности
- имеют устойчивые познавательные интересы;
-имеют устойчивый интерес к художественной литературе;
-возникает интерес к значимой деятельности;
-способны ясно выразить мысль, вступить в диалогическое общение;
- умеют ставить цели и ищут пути их решения.
Родители:
- активно включаются в педагогический процесс;
-проявляют большую заинтересованность к деятельности в ДОУ;
-узнают новые сведения о значении воды в жизни людей;
- получают удовольствие от совместной деятельности с детьми, от занимательной деятельности и развлечений.
Педагоги:
-обогащение педагогического опыта;
- пополнение предметно-развивающей среды в группе.
План мероприятий по реализации проекта
Март
Цель: Познакомить детей со свойствами воды.
Задачи:
• учить способам обследования материала;
• развивать зрительно- слуховые связи, мелкую моторику рук, координацию движений;
• воспитывать положительное отношение к элементарной экспериментальной деятельности;
• развивать активный словарь;
• воспитывать положительное отношение к персонажу Капелька.
№ Направления работы, образовательные области
Мероприятия
Примечание
1 Познание - экспериментальная деятельность
«В гости Капелька пришла», знакомство детей со свойствами воды. Приложение 1
2 Коммуникация - подбор художественной литературы (стихи, потешки, песенки);
- заучивание потешки «Водичка, водичка»;
- рассматривание иллюстраций о воде.
3 Социализация - игра малой подвижности «Водяной»
4 Здоровье - беседа медсестры о значении воды в жизни человека.
5 Предметно – развивающая среда - пополнение уголка детского экспериментирования.
6 Взаимодействие с родителями - помощь в пополнении уголка детского экспериментирования;
- папка-передвижка «Игры с водой. Это интересно!»;
- изготовление дидактической игрушки «Мойдодыр»
- консультация «Наливаем - выливаем, наблюдаем - сравниваем».
Приложение 2
(см. электронный вариант)
Приложение 3
(см. электр. вариант)
Апрель
Цель: Дать представление о свойстве снега превращаться в воду.
Задачи:
• Формировать представление о количестве (один - много, размере
(большой - маленький).
• Развивать общую и мелкую моторику, тактильные ощущения.
• Воспитывать заботливое отношение к животным.
• Формировать у детей навык практического экспериментирования с разными материалами.
• Воспитывать положительное отношение к персонажу-Снеговику.
№ Направления работы, образовательные области
Мероприятия
Примечание
1 Познание - экспериментальная деятельность «Удивительные свойства воды». Приложение 10
2 Коммуникация - разучивание: речевое упражнение с движением «Снеговик»;
- чтение сказки В. Степанова «Снегурочка»
3 Социализация - игра- эксперимент «Круги на воде»;
- игра-эксперимент «Вода из снега». Приложение 6 (см. электрон. вариант)
4 Здоровье - игры, которые лечат: «Бульканье»;
- беседа медсестры «Почему нельзя есть снег зимой».
5 Предметно – развивающая среда - подборка художественной литературы (сказки, песни, загадки, прибаутки) про снег.
6 Взаимодействие с родителями - совместная опытно – экспериментальная деятельность
«Найди бусинку».
Май
Цель: Формировать представление детей о свойстве воды – возможности её
окрашивания.
Задачи:
• Развивать фантазию, творческие способности.
• Воспитывать аккуратность в работе, желание играть рядом с товарищами.
• Приучать называть основные цвета.
• Развивать мелкую моторику рук.
• Воспитывать положительное отношение к элементарной исследовательской деятельности.
№ Направления работы, образовательные области
Мероприятия
Примечание
1 Познание - экспериментальная деятельность
«Разноцветная водичка».
2 Коммуникация - чтение художественной литературы «Замарашка» Демьянов. И. ,
- чтение стихотворения «Как умывается ёжик» Григоре Виеру Приложение 5
3 Социализация -развивающая игра «Водяная мельница».
Приложение 8
(см. электрон. вариант)
4 Здоровье -заучивание стихотворения «Утром» Газиев М.
- досуг «Для чего нужна вода»
Приложение 9
5 Предметно – развивающая среда - изготовление дидактических игр: «Путешествие кораблика», «Тонущие и плавающие предметы».
6 Взаимодействие с родителями - Коллаж «Вода, вода, кругом вода!»
Июнь
Цель: Закрепить знания детей о свойствах воды. Формировать у детей навык практического экспериментирования с предметами из разных материалов.
Задачи:
• Формировать умение узнавать и называть основные цвета.
• Развивать общую и мелкую моторику.
• Воспитывать положительное отношение к элементарной исследовательской деятельности.
• Учить детей действовать с природным материалом.
• Развивать зрительно – слуховые связи, мелкую моторику рук, координацию движений.
• Воспитывать познавательный интерес к окружающему миру.
№ Направления работы, образовательные области
Мероприятия
Примечание
1 Познание - экспериментальная деятельность «Вода - источник жизни»,
«Тонет, не тонет». Приложение 4
2 Коммуникация - заучивание потешки «Умывалочка»
- чтение стихотворения «Аист моется» М. Стельмах
Приложение 5
3 Социализация - игра на развитие моторики рук «Переливалочки». Приложение 6 (см. электрон. вариант)
4 Здоровье - дидактическое упражнение «Моем наши ручки».
5 Предметно – развивающая среда - изготовление картотеки игр и опытов с водой.
6 Взаимодействие с родителями - пополнение аквариума (камушки, ракушки, игрушечные рыбки и т. д.)
Июль
Цель: Познакомить детей с водой разной температуры
(тёплая, холодная).
Задачи:
• Приучать детей договаривать слова знакомой сказки В. Корнилова «Холодный горячий»
• Развивать мелкую моторику рук, координацию движений.
• Воспитывать сочувствие к игровым персонажам, вызывать желание помочь им.
• Упражнять в назывании предметов одежды, белья, подводить к обобщающим понятиям.
• Развивать представление о некоторых трудовых действиях и предметах, необходимых для стирки (вода, мыло, таз).
• Воспитывать интерес к трудовым действиям взрослых.
№ Направления работы, образовательная область
Мероприятия
Примечание
1 Познание - экспериментальная деятельность:
«Какая бывает вода?» (по температуре)
2 Коммуникация - чтение стихотворения «Постираем кукле платье» Р. Куликова
- беседа прачки «Для чего нужно стирать бельё»
3 Социализация - подвижная игра «Солнышко и дождик»;
- экскурсия в прачечную;
- совместная деятельность игровое упражнение «Постираем кукле платье»
4 Здоровье - закаливание: полоскание рта кипячёной водой
- проведение игр, которые лечат на тренировку носового дыхания «Шарик лопнул», «Король ветров», «Кто самый громкий», «Запасливые хомячки», «Чей шарик дальше».
Приложение 11
5 Предметно – развивающая среда - пополнение дидактическими играми, «Разрезные картинки», «Плавает, не плавает»;
- оборудование уголка для глажения и стирки кукольного белья.
6 Взаимодействие с родителями - фотовыставка «Как я дома помогаю маме»;
- помощь в приобретении гладильной доски, детских тазиков для стирки кукольного белья.