людмила евтеева
Игра как средство образовательной деятельности в условиях реализации ФГОС (средняя группа)
▼ Скачать + Заказать документы
«…Дайте же детям играть,
пока игра их радует,
влечет к себе и вместе с тем
приносит им громадную пользу!»
Е. А. Покровский.
На сегодня стоит остро проблема, связанная с организацией игровой деятельности современных детей.
Дети избалованы изобилием и разнообразием игр и игрушек, которые не всегда несут в себе нужную психологическую и педагогическую информацию. Трудности испытывают и родители и воспитатели: то, в какие игры играли родители и то, что годами отрабатывали на практике и применяли в своей жизни воспитатели, теперь – в изменившихся условиях – перестало работать. Сенсорная агрессия окружающей ребенка среды (Барби, роботы, монстры, киборги и т. д.) может привести к кризису игровой культуры.
Публикация «Игра как средство образовательной деятельности в условиях реализации ФГОС (средняя группа)» размещена в разделах
Многие родители считают игру ненужным, пустым времяпрепровождением.
У меня возник вопросы : почему родители спокойно жертвуют временем для игры в пользу любой другой деятельности? Почему взрослые лишают ребёнка возможности играть со сверстниками?
В условиях реализации ФГОС обучение детей производится в игре, т. к. игра составляет основное содержание жизни ребенка дошкольного возраста и является его деятельностью. Она активизирует ум и волю ребенка, глубоко затрагивает его чувства, повышает жизнедеятельность организма, способствует физическому развитию. Игра нужна, чтобы ребенок рос здоровым, жизнерадостным и крепким.
К сожалению, наши дети стали меньше играть.
Изменились и сами игрушки. Показательно, что игрушки каждого поколения детей существенно различаются, в особенности куклы, бытовая утварь, транспорт. Очевидно, что, пользуясь этими игрушками, дети осваивают различные общественные модели и ценности, принятые в современном для них обществе. Это прежде всего относится к игрушкам, воспроизводящим и моделирующим образ человека – к куклам.
Если в XX веке девочки играли с куклами и пупсиками, а мальчики с солдатиками и машинками, то сейчас девочкам навязан образ Монстерхай, Мокси; мальчики играют в страшных трансформеров.
Право играть зафиксировано в Конвенции о правах ребенка. Вместе с тем это право нарушается значительно чаще, чем другие права ребенка.
Причины нарушений:
1) непонимание взрослыми важности игры;
2) отсутствие безопасного пространства для игры;
3) отсутствие соответствующей предметной среды, поддерживающей игру:
4) давление образовательных задач и приоритет обучающих действий;
5) полное отсутствие игры в школе;
6) жесткое программирование свободного времени детей.
Игра занимает весьма важное, если не сказать центральное, место в жизни дошкольника, являясь преобладающим видом его самостоятельной деятельности.
Работая по этой проблеме, я поставила перед собой цель – создать дружный организованный коллектив, научить детей играть.
Педагогический процесс моей работы включает в себя две составляющие: деятельность детей в условиях непосредственного руководства и контроля со стороны взрослого - в основном в Образовательной Деятельности, - и самостоятельную свободную деятельность детей.
Перед собой я поставила
следующие задачи:
. научить ребёнка играть
• содействовать объединению детей в игре;
• тактично руководить выбором игры,
• приучать детей соблюдать во время игры правила,
• воспитывать чувство доброжелательности, взаимопомощи.
Свою работу я построила по принципам:
Первый принцип организации игры в группе : для того чтобы дети овладели игровыми умениями, я играю вместе с детьми. При этом чрезвычайно важным моментом, во многом определяющим успешность «втягивания» детей в мир игры, является сам характер поведения взрослого во время игры.
Второй принцип организации игры я должна играть с детьми на протяжении всего дошкольного возраста.
Согласно ФГОС ДО содержание образовательной программы в ДОУ должно обеспечивать развитие личности, и образования детей должно строиться в соответствии с пятью образовательными областями :
• социально-коммуникативное развитие;
• познавательное развитие;
• речевое развитие;
• художественно-эстетическое развитие;
• физическое развитие.
Социально-коммуникативное развитие направлено на усвоение норм и ценностей, принятых в обществе, развитие общения и взаимодействия ребёнка со взрослыми и сверстниками; развитие эмоциональной отзывчивости, сопереживания, формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками.
В этом направлении я использую:
• Игровые тренинги –
• Сюжетно – ролевые игры
• Театрализованные игры –
Познавательное развитие предполагает развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации ;развитие воображения и творческой активности; формирование первичных представлений о себе, других людях, объектах окружающего мира.
Здесь выбор игр огромен и разнообразен, но я использую игровые технологии, которые направленны на формирование знаний, умений и навыков – это так называемые обучающие игры, проблемные игровые ситуации.
Речевое развитие включает владение речью как средством общения и культуры; обогащение активного словаря;
развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи; развитие речевого творчества; развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха; знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы.
Художественно-эстетическое развитие предполагает развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений искусства, мира природы; формирование элементарных представлений о видах искусства ;восприятие музыки, художественной литературы,фольклора, изобразительного искусства.
Физическое развитие включает приобретение опыта в следующих видах
Деятельности детей : двигательной, способствующих правильному формированию опорно - двигательной системы организма,
развитию равновесия, координации движения, крупной и мелкой моторики обеих рук, а также с правильным, выполнением основных движений, формирование начальных представлений о некоторых видах спорта, овладение подвижными играми, становление ценностей здорового образа жизни.
Игровые технологии тесно связаны со всеми сторонами воспитательной и образовательной работы.
В своей работе я использую кратковременные проекты по игровой деятельности : «Удивительный мир игры» и «Вместе весело играть»
При организации проектной деятельности я занимаю позицию организатора, партнера-исследователя, который вместе с детьми добывает новую информацию и искренне удивляется совместно полученным результатам.
Очень важна работа, проводимая с родителями.
Родителям нужно стремиться стимулировать интересы ребенка к всестороннему развитию, создавать для того все условия.
В своей работе я использую такие формы работы с родителями:
1. Родительские собрания;
2. Анкетирование и тестирование родителей «Игры и игрушки в жизни ребёнка, их значение и умственное развитие» и др.
3. Индивидуальные консультации, рекомендации;
4. Наглядные виды работы (информационные стенды, папки - передвижки, выставки детских работ, демонстрация картотеки игр, показ и пояснение соответствующей литературы).
5. Помощь родителей детскому саду в оформлении игровых уголков.
Таким образом, проводимая мною систематическая работа развивает всесторонне моих детей, повышает уровень воображения и креативный подход к решению проблемных ситуаций и воплощается в творческой деятельности путем необычных идей, отклоняясь от традиционных схем.
Игра - что может быть интересней и значимей для ребёнка? Это и радость и познание, и творчество. Это то, ради чего ребёнок ходит в детский сад.