Зоя Артеменко
Нравственно-патриотическое воспитание средствами музыкальной деятельности в условиях реализации ФГОС ДО
▼ Скачать + Заказать документы
Одними из основных понятий используемых в Федеральном законе об образовании в Р. Ф. является:
1. образование
2. воспитание.
Не секрет,что именно от педагогов во многом зависит будущее каждого ребенка и страны в целом.
По этому я, в своей работе большое значение придаю нравственно-патриотическому воспитанию детей. Патриотическое воспитание-это основа формирования будущего гражданина. Нельзя быть патриотом, не чувствуя личной связи с Родиной, не зная, как любили и берегли ее наши предки, наши отцы и деды. И в год «70летия Великой победы над фашизмом»,»Победы в Великой Отечественной войне» была проделана работа по нравственно- патриотическому воспитанию детей.
Публикация «Нравственно-патриотическое воспитание средствами музыкальной деятельности в условиях реализации ФГОС до» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Нравственно-патриотическое воспитание
- Патриотическое воспитание. Конспекты занятий
- Работа музыкального руководителя
- ФГОС. Внедрение и реализация
- Темочки
Ребенок не рождается злым или добрым, нравственным или безнравственным. То, какие нравственные качества разовьются у ребенка зависит, прежде всего от родителей и обучающих его взрослых, как они его воспитают, какими впечатлениями обогатят.
Любовь к Родине, привязанность к родной земле, языку, культуре, традициям все это входит в понятие «патриотизм».
Эти качества в нашем детском саду воспитываются у дошкольников через синтез искусств: музыка, изобразительная деятельность, художественная литература, театрализованная деятельность.
Дошкольный возраст-фундамент общего развития ребенка, стартовый период всех высоких человеческих начал. Заложить нравственные основы, учить их правилам общения и умению жить среди людей-главная идея воспитания нравственно-патриотических чувств у дошкольника. Невозможно переоценить роль музыки в нравственно- патриотическом воспитании. Ярко выразить свои эмоции, выразить свою любовь к Родине, природе, краю в котором он живет, ребенку помогают праздничные утренники и развлечения.
Музыка способна воздействовать на чувства, настроения ребенка, поскольку она способна преобразовать его нравственный и духовный мир. Уже в первые месяцы жизни, музыка благоприятно воздействует на ребенка. Именно в детстве рождаются чувство красоты, гармонии, сопереживания прекрасного. Музыкальное развитие формирует не только творческие способности, но и является залогом развития речи ребенка.
В начале учебного года провожу занятия познавательного цикла «Я люблю тебя Россия». Знакомлю детей с гербом,флагом, гимном. Развиваю интерес к историческому прошлому России через народные песни, игры. Нравственно-патриотическое воспитание на музыкальных занятиях, осуществляю в соответствии с индивидуальной возрастной категорией ребенка.
Огромное значение предаю репертуару. Важным критерием здесь является: художественная и воспитательная ценность, доступность, программные требования.
Музыкальные занятия-основная форма организации воспитания, обучения, развития детей. В этом процессе участвуют все дети, они коллективно поют, играют, пляшут.
На занятиях мы танцуем, играем, слушаем музыку, поем- все это порождает бурю положительных эмоций, раскрепощают ребенка, обогащает впечатления, знания, умения и формирует музыкальные способности.
Рассказывая о значении песни в жизни народа в дни Великой Отечественной Войны, разучили с детьми песни: Катюша, День Победы, На Мамаевом Кургане. Проводя развлечения в «Музыкальной гостиной» слушаем «Седьмую симфонию» Д. Шостаковича, «Священная война», «Синий платочек» и др.
Ко Дню Защитника Отечества провели семейный клуб «Самый сильный папа мой» (музыкально-спортивное мероприятие). Дети пели песню о Родине, о храбрости, о мире. Играли со взрослыми в игры «Будь ловкий», «Горячий конь» и др. Эта тема очень любима детьми. Песни этой тематики легко запоминаются ребятами. Особенно популярны у них «Бравые солдаты» муз. Филиппенко, «Будем в армии служить» муз. Чичкова. Они написаны в темпе марша, содержание их созвучно с желанием ребят быть сильными и смелыми, как защитники нашей Родины.
Музыкальное воспитание-это формирование духовных потребностей человека, его нравственных представлений интеллекта, развития идейно-эмоционального восприятия и эстетической оценки жизненных явлений.
Для музыкального руководителя, самое главное - любить детей и музыку, уметь общаться с детьми и творчески относиться к процессу музыкального воспитания, сохранив при этом основные методологические принципы программы. Восприятие музыки у детей оставляет эмоциональный отклик на нее. А хоровое пение помогает детям понять роль коллектива в человеческой деятельности, способствуя таким образом, формированию мировоззрения, оказывает на детей организующее и дисциплинирующее воздействие, чувство коллективизма, дружбы.
Музыкальное воспитание – это формирование духовных потребностей человека, его нравственных представлений, интеллекта, развития идейно – эмоционального восприятия и эстетической оценки жизненных явлений.
Также Федерально государственные требования к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного учреждения определяет как одну из важнейших задач охрану и укрепление здоровья воспитанников через интеграцию образовательных областей, создание условий безопасности образовательной среды, осуществление комплекса психо – педагогической, профилактической и оздоровительной работы.
В своей работе использую здоровьесберегающие приемы, методы, технологии и режим обучения.
Выделяю три группы здоровьесберегающих технологий:
1 Технология сохранения и стимулирования здоровья: ритмопластика, динамические паузы, подвижные и спокойные игры,релаксация, пальчиковая гимнастика, гимнастика для глаз, дыхательная гимнастика, гимнастика корригирующая и ортопедическая.
2 Технологии обучения здоровому образу жизни: коммуникабельные игры, самомассаж.
3 Коррекционные технологии: арттерапия, технологии музыкального воздействия, сказкотерапия, технологии воздействия цветом, технологии коррекции поведения.
Детям нравится выполнять дыхательные упражнения, они считают их игрой и вместе с этим приносят неоценимую пользу для укрепления дыхательной мускулатуры и здоровья в целом.
Пальчиковые упражнения сопровождаю пением. Например: «Ушки длинные у зайки, из кустов они торчат. Он и прыгает и скачет, веселит своих зайчат».
В своей работе систематически использую народное творчество. Знакомлю детей с традициями и праздниками русского народа, показываю взаимосвязь их с сезонными изменениями в природе, с трудом в прошлом.
Например: а) Покров – первое зазимье: народные приметы, песни, игры, пословицы об осени. б) Русские народные праздники и традиции, обычаи связанные с их проведением. «Пришла Коляда накануне Рождества» разучиваем колядки. в) «Масленица – Просковейка, встречаем тебя хорошенько!» Рассказ о масленице, разучивание закличек, игр.
Г) «Христос воскрес – воистину воскрес!» Знакомство с праздником Пасхи, игра «Катание яиц».
В своей работе использую много фольклорного материала.
Меняются времена, эпохи, люди. Но вечным остается стремление человека к добру, любви, свету, красоте истине.
Д. С. Лихачев говорил: «Любовь к родному краю, родной культуре, родной речи начинается с малого – любви к своей семье, к своему жилищу, к своему детскому саду. Постепенно расширяясь, эта любовь переходит в любовь к родной стране, к ее истории, прошлому и настоящему, ко всему человечеству».
Приобщая детей к музыкальному наследию своего народа, мы воспитываем в них чувства патриотизма.
Исходя из этого, в работе, я добиваюсь, чтобы дети были не только активными слушателями и зрителями, но и активными исполнителями песен, плясок, хороводов, музыкальных игр и т. п., активно включались в работу и по подготовке к праздникам и развлечениям.
Издавна музыка признавалась важным средством формирования личностных качеств человека, его духовного мира. Современные научные исследования свидетельствуют о том, что музыкальное развитие оказывает ничем не заменимое воздействие на общее развитие: формируется эмоциональная сфера, совершенствуется мышление, ребенок делается чутким к красоте в искусстве и в жизни.
Основные понятия, используемые в программе, изучая нормативные документы, методические материалы, я реализую весь свой опыт в работе с детьми.
Список использованной литературы.
1 Алешина Н. В. Патриотическое воспитание дошкольников.
2 Журнал. Музыкальный руководитель №2 2010; №2 2012.
3 Кудрявцева Т. А. Я живу в России.
4 Нечаева В. Т. Нравственное воспитание в детском саду.
5 Новый Федеральный закон об образовании в Российской Федерации.
6 Радынова О. Дошкольный возраст – задачи музыкального воспитания.
7 Смирнова Т. В. Дошкольникам о Москве и родной стороне.
8 Шкляр Л. Ребенок в музыке и музыка в ребенке.
9 Шкляр Л., Савенкова Л. Новый взгляд на дошкольное образование.