Ольга Владиславовна Медведева
Игра-драматизация как средство развития выразительности речи у старших дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
Актуальность изучения данной темы определяется прежде всего тем, что правильная и выразительная речь является одним из важнейших качеств образованного человека. Кроме того, грамотная и богатая речь способствует развитию высших психических функций человека и является эффективным средством развития коммуникативных навыков у человека. И поэтому в современных образовательных стандартах, и в том числе – в стандартах для дошкольного образования большое внимание уделяется комплексному развитию речи у детей.
Публикация «Игра-драматизация как средство развития выразительности речи у старших дошкольников» размещена в разделах
- Драматизация. Конспекты игр-драматизаций
- Игры для детей
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Старшая группа
- Театр. Театрализованная деятельность
- Театрализованная деятельность. Сценарии
- Темочки
Так, проблемам развития выразительности речи уделяли внимание Виктор Владимирович Виноградов, Лев Семёнович Выготский, Борис Александрович Ларин, Оксана Семёновна Ушакова и многие другие исследователи. Однако, несмотря на значительное число работ, многие вопросы, связанные с развитием у детей дошкольного возраста выразительной речи, до сих пор остаются открытыми. Причину этого мы видим в том, что названные выше исследователи в большинстве своем рассматривали отдельные аспекты выразительности, а не в комплексе.
Следующая причина актуальности выбранной нами темы состоит в том, что дошкольный возраст является оптимальным периодом для развития речи у ребенка вообще и ее выразительности, в частности. Кроме того, старший дошкольный возраст предшествует началу массового обучения. Поэтому мы считаем, что родители и воспитатели детских образовательных учреждений должны уделять речевому развитию старших дошкольников максимум внимания.
Наконец, мы выбрали тему развития выразительности речи у детей с помощью игр – драматизаций в связи с тем, что игра является основной деятельностью у детей дошкольного возраста, но ее методический потенциал изучен явно недостаточно.
Учитывая вышесказанное, в настоящей работе мы рассмотрим возможности использования игры – драматизации для развития выразительности речи у детей дошкольного возраста.
Цель исследования: выявление эффективности игры – драматизации как средства развития выразительности речи у старших дошкольников.
Объект исследования: процесс формирования выразительности речи у старших дошкольников, а его предмет: эффективность игры – драматизации как средства развития выразительности речи у детей.
Гипотеза исследования: игра – драматизация является эффективным педагогическим средством развития выразительности речи у детей старшего дошкольного возраста.
Для достижения поставленной цели нам необходимо решить следующие задачи :
1) выявить психолого-педагогические основы развития выразительности речи у старших дошкольников,
2) провести теоретический анализ психолого-педагогической и методической литературы по заявленной теме для определения возможностей использования игры – драматизации для развития выразительности речи у детей,
3) охарактеризовать особенности педагогического руководства развитием выразительности речи детей в условиях ДОУ,
4) организовать и провести опытно-экспериментальную работу по развитию выразительности речи детей старшего дошкольного возраста средствами игр – драматизаций,
5) на основе полученных результатов сделать вывод об эффективности использования игры – драматизации как средства развития выразительности речи у старших дошкольников.
Основными методами нашего исследования стали теоретический анализ литературы по заявленной теме, психолого-педагогическое тестирование для выявления качественных и количественных особенностей выразительности речи у старших дошкольников, а также формирующий эксперимент.
В структуру исследования входят введение, две главы (теоретическая и практическая, заключение, список использованной литературы и приложение.
Полученные нами данные позволили сделать следующие выводы:
В старшем дошкольном возрасте развитие речи опосредовано обучением, деятельностью и общением со взрослыми. Особенностями протекания данного процесса являются активная речевая практика и обобщение различных языковых фактов.
Так, большинство детей уже могут в той или иной степени регулировать темп своей речи и силу голоса, используют различную интонацию, например, с ее помощью выражают удивление, возмущение или радость, а также обладают значительным словарным запасом. При этом активный словарный запас у детей продолжает расти и пополняться за счет слов синонимичного и антонимичного значения, а также за счет усвоения многозначности слов.
Также старшие дошкольники учатся контролировать свою речь и исправлять ошибки и оговорки, причем как свои, так и в речи окружающих.
Также в старшем дошкольном возрасте формируются такие характеристики содержательной и формальной сторон речи, как правильность, точность,, чистота, богатство и выразительность, которая является объектом нашего исследования.
Выразительность - это качественная характеристика речи, которая способна поддерживать внимание и интерес слушателя, влиять не только на разум, но и чувства, воображения.
Речь ребенка на первых этапах является яркой и выразительной, однако эта выразительность еще не осознана и непроизвольна. По мере взросления ребенка выразительность становится менее яркой, а высказывания детей сдержанными. Дети дошкольного возраста практически не используют в повседневной жизни языковые средства, поскольку они перестают удовлетворять детей. При этом дети – дошкольники являются эмоциональными и впечатлительными, что создает предпосылки для дальнейшего развития у них сознательных форм выразительности речи.
Поэтому для развития у детей выразительности речи необходимо создавать условия, способствующие не только обогащению словарного запаса, но и обеспечивающие детям возможность проявлять свои желания, эмоции и выражать мнение по тому или иному вопросу.
Далее. Учитывая тот факт, что умение выразительно говорить не развивается спонтанно, детей нужно учить общаться и приучать детей к свободному самовыражению не только в беседах с родственниками и близкими, но и в присутствии посторонних и незнакомых ребенку людей. Однако практические умения развиваются в деятельности, а для детей дошкольного возраста ведущей деятельностью является игра. Поэтому мы считаем, что работа по развитию выразительности речи у детей должна проходить в игровой форме. При этом мы предлагаем использовать игры – драматизации, которые представляют собой художественную деятельность детей дошкольного возраста. целью которой является удовлетворение их внутренней потребности перевоплотиться в кого-либо, сыграть роль и почувствовать себя кем-то другим. Наиболее существенными особенностями игр такого типа являются литературная или фольклорная основа содержания, а также наличие зрителей. Эти особенности сближают игры – драматизации с сюжетно-ролевыми играми, где дети также воспроизводят явления окружающей действительности, действия и взаимоотношения людей. Кроме того, в играх обоих типов есть элементы творчества.
Своеобразие игр – драматизаций заключается в том, что игроки воспроизводят события своей роли в точной последовательности, что способствует развитию речи, обогащает словарный запас у детей, а также развивает у них творческие способности, воображение и фантазию. Кроме того, дети учатся самостоятельно и логически мыслить, управлять собой и удерживать внимание на каком-то объекте.
Что же касается особенностей педагогического руководства процессом развития речи, и выразительности речи у детей, в частности, то мы считаем, что для старших дошкольников в первую очередь необходима организация систематической работы на учебных занятиях, так как здесь детям приходится говорить на более отвлеченные темы. Кроме того, речь старших дошкольников должна находиться под постоянным вниманием взрослых, поскольку она является одним из важнейших факторов развития личности детей в целом, обеспечивая формирование таких важных компонентов личности, как интеллектуальных, эстетических и моральных чувств, воли, характера, необходимо уделять большое внимание коммуникативным качествам речевого общения у детей. Воспитателям также необходимо уделять постоянное внимание коммуникативным качествам речевого общения воспитанников. Поэтому работу по формированию выразительности речи у детей необходимо вести не только во время специальных занятий, но и включать ее во все режимные моменты.
Для проверки выдвинутой нами гипотезы о том, что игры – драматизации действительно могут стать эффективным педагогическим средством развития у дошкольников выразительности речи, мы организовали и провели опытно-экспериментальную работу, состоявшую из трех этапов. На первом этапе мы провели диагностику уровня сформированности выразительности речи у воспитанников по методике Ольги Ивановны Лазаренко, в которой анализируются такие параметры детской речи, как темп, ритм, высота и сила голоса, а также постановка логического ударения и интонация.
Результаты обследования речи ребенка оцениваются по критериям, позволяющим выявить общий уровень и определить приоритетные направления педагогической работы с детьми.
На втором этапе работы мы провели с детьми цикл занятий, посвященных развитию у них выразительности речи.
Третий этап составила вторичная диагностика с использованием той же методики.
Учитывая результаты первичной диагностики развития выразительности речи у детей, мы определили следующие направления работы: работа с темпом речи и интонацией, регуляция темпа голоса и ритма речи, а также регуляция силы голоса и постановка логического ударения во фразах.
Работа проводилась во время образовательных занятий и во время, отведенное для свободных игр в форме кружка для желающих. Всего в исследовании приняло участие 20 детей старшего дошкольного возраста. Учитывая добровольность посещения занятий, 12 детей, не посещавших кружок, мы рассматривали в качестве контрольной группы.
По окончании цикла занятий мы провели вторичную диагностику развития выразительности речи у детей обеих групп и сравнили полученные данные.
Среднее значение уровня развития выразительности по экспериментальной группе увеличилось на 12 %. В контрольной группе таких изменений не произошло. Кроме того, значительные изменения были достигнуты по параметрам темпа речи, силы голоса и ударения. Минимальный результат достигнут по параметру высоты голоса. На основании полученных результатов мы сделали вывод о том, что игры – драматизации действительно могут стать эффективным педагогическим средством развития у дошкольников выразительности речи. Таким образом, наша гипотеза подтвердилась.