Папки-передвижки

Диагностическое направление деятельности логопеда в учреждениях здравоохранения

Богачёва Светлана
Диагностическое направление деятельности логопеда в учреждениях здравоохранения

1 слайд. Диагностическое направление деятельности логопеда в учреждениях здравоохранения

2 слайд. Из Положения о логопеде, мы узнаем определение профессии- логопед. Логопед — специалист с высшим педагогическим дефектологическим образованием по специальности логопедия, владеющий методами нейропсихологического обследования больных с нарушениями речи и других высших психических   функций,   индивидуального  и  группового восстановительного обучения, теоретическими и практическими знаниями в области дефектологии, предусмотренными программой подготовки в соответствии с требованиями квалификационной характеристики и получивший сертификат по логопедии.  Проводит диагностическое обследование больных с нарушениями речи и других высших психических функций. Совместно с врачом составляет индивидуальные программы медицинской и педагогической реабилитации больных с нарушениями речи и других высших психических функций (афазии, дизартрии, агнозии, апраксии, дислексии, дисграфии, заикание, задержки речевого развития и др.).

Публикация «Диагностическое направление деятельности логопеда в учреждениях здравоохранения» размещена в разделах

3 слайд. Основными задачами поликлинического логопеда являются :

первичный прием населения;

консультативная помощь родственникам детей с речевыми нарушениями;

проведение индивидуальных и групповых занятий с детьми;

диспансеризация детского населения;

участие в комплектовании специализированных детских садов, школ;

направление детей на лечение в специализированные стационары, санатории, ЦВЛ (центр восстановительного лечения)

«Положение о работе логопедических кабинетов при детских поликлиниках и детских отделениях общих поликлиник» было утверждено заместителем народного комиссара здравоохранения СССР М. Казанцевой 26 декабря 1940 г. В Положении указывается об организации для детей-логопатов «специальных логопедических кабинетов при детских поликлиниках, где с детьми ведутся специальные занятия по исправлению речевых нарушений», приводятся рекомендации по регламентации обязанностей поликлинического логопеда, организации первичного приема и занятий, а также разъяснительная работа среди родителей и педагогического персонала детских садов и школ, которые обслуживаются поликлиникой.

4 слайд. Консультативные и просветительско-профилактические диагностического направления работы логопеда необходимы для предоставления помощи, как родителям, так и врачам и другим специалистам по устранению существующих речевых дефектов у детей, которые посещают учреждения здравоохранения и предупреждению вторичных проявлений, например, письменной и устной речи, мешающих ребенку полноправно усвоить необходимый материал в рамках программы обучения.

5 слайд. Для осуществления вышеназванных задач дефектолог-логопед пользуется следующими организационными формами работы: систематические выступления на совещаниях; анкетирование родителей, индивидуальная консультация врачей и родителей по вопросам, консультация врачей и родителей по итогам обследования; обучающая консультация с объяснениями этапов коррекционной деятельности и демонстрация приемов коррекционных и развивающих упражнений.

6 слайд. Главные направления работы логопеда в условиях детской поликлиники: Оформление на отдельного ребенка логопедической характеристики;

Выполнение логопедической санитарно-просветительской работы: консультации с родителями, работа с врачами и другими специалистами детских образовательных учреждений, издание логопедических бюллетеней, создание иллюстративных пособий по логопедии.

7 слайд. Кроме главного направления деятельности дефектолог поликлиники выполняет ряд дополнительных направлений : 1. Профилактическое направление. Для обнаружения детей с речевым недоразвитием логопед участвует в массовых профилактических осмотрах, проводящихся в дни, предоставленные поликлиникой. Логопед входит в состав медико-психолого- педагогической комиссии района и участвует в комплектовании логопедических групп при детских садах. Для координирования и преемственности в работе необходимо один-два раза в год (в сентябре и июне) устраивать объединенные совещания старших логопедов детских поликлиник, детских садов, школьных логопунктов, психоневрологических санаториев.

8 слайд. 2. Санитарно-просветительское направление. В детских поликлиниках логопедам необходимо неизменно организовывать консультации по разным логопедическим вопросам, как для сотрудников поликлиники, так и для родителей. В их работу входит и выпуск бюллетеней, оформление стендов по вопросам и ответам. Примерные темы консультаций: «Выявление речевых нарушений у детей», «Значение и развитие общей и мелкой моторики для правильного развития ребенка». Оформление стендов: «Логопед- родителям», «Советы от логопеда».

9 слайд. 3. Систематическая диспансеризация. Детей с тяжелыми нарушениями речи. Обнаружение таких детей выполняются логопедом на первичном приеме, при профилактических осмотрах, после конца постоянных занятий в кабинете логопеда, а также, при выписке из логогруппы и детских садов. На детей заводится учетная карта, в ней отмечаются анкетные данные, дата посещения занятий, заключение, дальнейшие указания и результаты проведенных занятий.

10 слайд. Для удачной работы дефектологу-логопеду нужно удерживать контакт вплотную с родителями ребенка, обязательно проведение индивидуальных бесед и консультаций. Обязательно присутствие родителей на занятиях, особенно начальных. Дефектолог-логопед ознакамливает родителей с основой нарушений развития детей, со всеми логопедическими установками и специальными указаниями. Это необходимо для того, чтобы они установили общий и речевой режим в условиях домашних, обязательно соблюдали логопедические рекомендации дома.

Очень важно сотрудничество логопеда с образовательными учреждениями, которые посещает ребенок. Воспитатели должны смотреть за речью и развитием ребенка, предоставлять идентичные с логопедом требования, смотреть за посещением логопедических занятий в поликлинике, этично поддерживать детей с нарушениями в развитии.

11 слайд. Специфика логопедической работы в центре социальной реабилитации детей с ограниченными возможностями здоровья: Работа логопеда в учреждении, оказывающем такие услуги ориентирована на оказание комплекса услуг, которые в большинстве своем направлены на формирование предпосылок речи и коррекцию речевых навыков у детей.

Самая главная задача логопеда в данном случае – повышение коммуникативных навыков.

Средства коммуникации могут быть разнообразными – эмоциональные, жестовые, предметные и, конечно же, речевые.

Еще одна важная задача работы логопеда – это развитие у ребенка способности к понимаю речи. И, когда описанные выше задачи выполнены, то в работу включаются другие задачи: коррекция звукопроизношения, развитие фонематического слуха, формирование навыков связной речи, формирование предпосылок к обучению грамоте.

12 слайд. Организация первичного приема.

Первичный прием логопед проводит основываясь на основных принципах логопедии : системности, комплексности, развития, онтогенетическом принципе.   Исследование понимания речи включает в себя: понимание контекстной речи; понимание простейших вопросов и вопросов косвенных падежей; понимание предлогов; понимание логико-грамматических конструкций и инвертированных словосочетаний. В отдельных случаях обследуется понимание грамматических категориальных изменений.   Исследование словарного запаса проводится в форме опроса по картинкам, скомпонованным в логико-тематические группы. Целесообразно предъявлять как редко встречающиеся, так и частотные слова. Проверяется знаний слов обобщений, устанавливается объем частей речи в словаре ребенка.   Исследование слоговой структуры ведется по альбомам, содержащим картинки, названия которых отражают различную слоговую сложность. Фиксируются персеверации, элизии, перестановки, добавления слогообразующих гласных, антиципации, добавление слогов.  

Исследование грамматической системы включает в себя: употребление предлогов, изменение слов по падежам, различные виды словообразования, согласование различных частей речи.  

Исследования связной речи: ребенку предлагается составить рассказ по серии сюжетных картинок, а также осуществить пересказ текста, рассказанного логопедом.   Состояние звукопроизношения: Звукопроизношение проверяется при проведении всех вышеперечисленных тестов. Можно также проверить произнесение ребенком того или иного звука, используя картинки или в сопряженно-отраженной форме. Строение артикуляционного аппарата: фиксируются лишь отклонения от нормы.  

Особенности речевого поведения ребенка: речевой контакт, особенности вступления в речь, выделение наиболее трудной речевой ситуации, желание исправить дефект; а также отмечаются черты общего поведения (контактность, активность, возбудимость). При наличии заикания описываются следующие параметры: степень выраженности; место возникновения речевой судороги; особенности дыхания; тип судорог; наличие речевых уловок.  

При наличии ринолалии фиксируются следующие параметры: наличие рубцов после урано, хейлопластики, степень смыкания мягкого неба, степень подвижность органов артикуляционного аппарата.  При наличии дисграфии, дислексии: исследуются рабочие тетради ребенка, проверяется написанный небольшой диктант.  

13 слайд. Организация диспенсеризации.  

Логопед входит в число специалистов, принимающих согласно приказам Департамента участие в целевой диспансеризации детского населения. Это означает, что каждый ребенок, проживающий на территории, подведомственной данной поликлиники, должен быть неоднократно обследован логопедом. Такие осмотры проходят дети в возрасте 4 и 5 лет поголовно и школьники выборочно, по направлению школьных учителей. В 6 лет дети обследуются при оформлении специальной медицинской формы для поступления в школу.

Для полной диспансеризации детского населения логопед поликлиники обходит детские сады своего микрорайона, обследуя речь всех детей в средних, старших и подготовительных к школе группах, а также выборочно, по представлению воспитателей младших групп.

Информацию об обследовании речи детей логопед должен внести в медкарты и журнал диспансеризации. Запись в журнале должна быть заверена подписью представителя детского сада (медсестры или заведующего).

О выявленных дефектах речи логопед обязан ознакомить воспитателей и поставить в известность родителей. Каждый ребенок приглашается в поликлинику для более подробного обследования и получения логопедической помощи. С этой целью логопед вывешивает на информационный стенд для родителей списки детей с нарушенной речью.  

При проведении целевой диспансеризации детского населения логопед поликлиники должен посетить все детские сады своего микрорайона.  

В конце каждого месяца он должен представить администрации поликлиники план выходов для профосмотров в детские сады в следующем месяце с точным указанием номера детского сада, даты и времени его посещения.

Диспансеризация детей, не посещающих детские учреждения, проводится логопедом в поликлинике в часы первичного приема, по направлению педиатра.

14 слайд. Организация занятий с детьми.

Логопед обязан оказать помощь каждому ребенку, нуждающемуся в ней, независимо от тяжести дефекта, в возрасте от рождения до перевода во взрослую поликлинику. Недопустимы случаи отказа в помощи при первичном обращении. Вид помощи, учреждение, оптимально подходящее в каждом конкретном случае, определяются логопедом.

Ребенок с выявленной речевой патологией может быть зачислен на занятия в поликлинике, которые проводятся систематически (от 1 до 3 раз в неделю) или консультативно. Частота консультативных занятий определяется логопедом. На систематические занятия зачисляются дети с различными видами речевой патологии (дислалия, дизартрия, задержка речевого развития, ринолалия, заикание, дислексия, дисграфия). На консультативную форму занятий зачисляются, как правило, дети в возрасте до 3 лет или дети, направляемые логопедом на комиссию в логопедические детские сады, если до поступления туда остается более 3—4 мес. На консультативном занятии логопед объясняет родителям состояние речи ребенка в данный момент, ставит ближайшую задачу и показывает приемы ее выполнения. При необходимости выдается раздаточный материал (памятки, описания логопедических приемов, упражнений, текстовой материал для заучивания и т. д.). В процессе занятий ребенок может переводиться с одной формы занятия на другую. Наличие очереди на занятия к логопеду в поликлинике должно быть исключено. Для оказания логопедической помощи ребенок может быть направлен в соответствующее детское учреждение на медико-педагогическую комиссию по комплектованию специализированных детских садов и логопедических групп, на консультацию в другие лечебно-профилактические учреждения. Для более детальной диагностики нарушения и поиска оптимального вида помощи следует использовать консультативную помощь других специалистов поликлиники (отоларинголога, невролога, психиатра, психолога). Не рекомендуется зачислять на занятия к логопеду в поликлинике детей со сниженным слухом, значительными недостатками зрения и недоразвитием познавательной деятельности.

Вся работа в поликлинике проводится в присутствии родителей. Задача логопеда — не только обучить ребенка тем или иным речевым навыкам, но и привлечь родителей к этому процессу, заинтересовать их состоянием ребенка, заставить более внимательно присмотреться к его особенностям, сделать из них хороших помощников в своей работе. Особенно ценно, когда те или иные приемы логопедической работы проводятся родителями (например, приемы постановки звуков).

15 слайд. Благодарю за внимание!

Публикации по теме:

Диагностическое и развивающее пособие «Сосчитай и сравни»Диагностическое и развивающее пособие «Сосчитай и сравни» С целью оценки уровня сформированности предпосылок к учебной деятельности ежегодно в начале и конце учебного года провожу обследование детей.

Фотоотчет о городских спортивных соревнованиях между детьми дошкольных образовательных учреждениях города ПионерскийФотоотчет о городских спортивных соревнованиях между детьми дошкольных образовательных учреждениях города Пионерский Этой осенью проходили очередные городские соревнования между детьми детских садов города Пионерский. В них принимали участия дети старших.

Художественно-эстетическое направление. Лепка «Грибы» в младшей группеХудожественно-эстетическое направление. Лепка «Грибы» в младшей группе Программное содержание: Учить детей лепить предмет из двух частей (ножка, шляпка); развитие мелкой моторики рук; воспитывать любовь к окружающему,.

Использование нестандартного оборудования в дошкольных учрежденияхИспользование нестандартного оборудования в дошкольных учреждениях Использование нестандартного оборудования в дошкольных учреждениях. Лидия Волкова. "Весёлые лужицы". Цель:Развитие мышц нижних конечностей,.

Календарное планирование для воспитателей, работающих в учреждении здравоохраненияКалендарное планирование для воспитателей, работающих в учреждении здравоохранения Планирование расчитано с учетом кратковременного пребывания детей в условиях учреждения здравоохранения до 14 дней. Занятия проводятся.

Конспект совместной деятельности логопеда с детьми подготовительной группы «Хлеб — всему голова» Цель: Продолжать воспитывать у детей бережное отношение к хлебу. Задачи: 1. Развитие общения и взаимодействия ребёнка со взрослыми и сверстниками.

Конспект совместной деятельности воспитателя и логопеда в подготовительной группе компенсирующего видаКонспект совместной деятельности воспитателя и логопеда в подготовительной группе компенсирующего вида Конспект совместной деятельности воспитателя и логопеда в подготовительной группе компенсирующего вида. Разработали и провели: Воспитатель:.

Многофункциональное диагностическое и развивающее пособие «Цвета наших эмоций»Многофункциональное диагностическое и развивающее пособие «Цвета наших эмоций» Дошкольное детство - мир впечатлений и хорошего настроения. Цветотерапия предоставляет ребенку возможность выразить свое настроение, передать.

Музыкально-оздоровительная работа в ДОУ как новое направление в воспитании дошкольников «Создание условий для ЗОЖ в системе ВОР ДОУ через здоровьесбережение» Ребенок в детском саду – самое уязвимое звено педагогического процесса.

Памятка для родителей «Мандала — раскраска для детей. Направление арт-терапии» Памятка для родителей "Мандала – раскраска для детей. Направление арт-терапии" Слово "мандала"в переводе означает «круг», «диск». Это одно.

Библиотека изображений:
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Диагностическое направление деятельности логопеда в учреждениях здравоохранения
Опубликовано: 14 мая 2023 в 18:09
+11Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Диагностическое направление деятельности логопеда в учреждениях здравоохранения» (включая файлы) размещена пользователем Богачёва Светлана в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
29 июля. День рождения И. К. Айвазовского. Передвижка «Маринист Иван Константинович...

Айвазовский — самый известный русский маринист. Он изображал море, как никто другой. В своих картинах он смог передать великолепие и непредсказуемость морской стихии.

28 июля. День Военно-морского флота РФ. Передвижка. «ВМФ России. Военно-морской флот»

В последнее воскресенье июля отмечается День Военно-морского флота Российской Федерации. Это профессиональный праздник всех, кто защищает морские рубежи нашей Родины.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД