Богачёва Светлана
Диагностическое направление деятельности логопеда в учреждениях здравоохранения
▼ Скачать + Заказать документы
1 слайд. Диагностическое направление деятельности логопеда в учреждениях здравоохранения
2 слайд. Из Положения о логопеде, мы узнаем определение профессии- логопед. Логопед — специалист с высшим педагогическим дефектологическим образованием по специальности логопедия, владеющий методами нейропсихологического обследования больных с нарушениями речи и других высших психических функций, индивидуального и группового восстановительного обучения, теоретическими и практическими знаниями в области дефектологии, предусмотренными программой подготовки в соответствии с требованиями квалификационной характеристики и получивший сертификат по логопедии. Проводит диагностическое обследование больных с нарушениями речи и других высших психических функций. Совместно с врачом составляет индивидуальные программы медицинской и педагогической реабилитации больных с нарушениями речи и других высших психических функций (афазии, дизартрии, агнозии, апраксии, дислексии, дисграфии, заикание, задержки речевого развития и др.).
Публикация «Диагностическое направление деятельности логопеда в учреждениях здравоохранения» размещена в разделах
3 слайд. Основными задачами поликлинического логопеда являются :
первичный прием населения;
консультативная помощь родственникам детей с речевыми нарушениями;
проведение индивидуальных и групповых занятий с детьми;
диспансеризация детского населения;
участие в комплектовании специализированных детских садов, школ;
направление детей на лечение в специализированные стационары, санатории, ЦВЛ (центр восстановительного лечения).
«Положение о работе логопедических кабинетов при детских поликлиниках и детских отделениях общих поликлиник» было утверждено заместителем народного комиссара здравоохранения СССР М. Казанцевой 26 декабря 1940 г. В Положении указывается об организации для детей-логопатов «специальных логопедических кабинетов при детских поликлиниках, где с детьми ведутся специальные занятия по исправлению речевых нарушений», приводятся рекомендации по регламентации обязанностей поликлинического логопеда, организации первичного приема и занятий, а также разъяснительная работа среди родителей и педагогического персонала детских садов и школ, которые обслуживаются поликлиникой.
4 слайд. Консультативные и просветительско-профилактические диагностического направления работы логопеда необходимы для предоставления помощи, как родителям, так и врачам и другим специалистам по устранению существующих речевых дефектов у детей, которые посещают учреждения здравоохранения и предупреждению вторичных проявлений, например, письменной и устной речи, мешающих ребенку полноправно усвоить необходимый материал в рамках программы обучения.
5 слайд. Для осуществления вышеназванных задач дефектолог-логопед пользуется следующими организационными формами работы: систематические выступления на совещаниях; анкетирование родителей, индивидуальная консультация врачей и родителей по вопросам, консультация врачей и родителей по итогам обследования; обучающая консультация с объяснениями этапов коррекционной деятельности и демонстрация приемов коррекционных и развивающих упражнений.
6 слайд. Главные направления работы логопеда в условиях детской поликлиники: Оформление на отдельного ребенка логопедической характеристики;
Выполнение логопедической санитарно-просветительской работы: консультации с родителями, работа с врачами и другими специалистами детских образовательных учреждений, издание логопедических бюллетеней, создание иллюстративных пособий по логопедии.
7 слайд. Кроме главного направления деятельности дефектолог поликлиники выполняет ряд дополнительных направлений : 1. Профилактическое направление. Для обнаружения детей с речевым недоразвитием логопед участвует в массовых профилактических осмотрах, проводящихся в дни, предоставленные поликлиникой. Логопед входит в состав медико-психолого- педагогической комиссии района и участвует в комплектовании логопедических групп при детских садах. Для координирования и преемственности в работе необходимо один-два раза в год (в сентябре и июне) устраивать объединенные совещания старших логопедов детских поликлиник, детских садов, школьных логопунктов, психоневрологических санаториев.
8 слайд. 2. Санитарно-просветительское направление. В детских поликлиниках логопедам необходимо неизменно организовывать консультации по разным логопедическим вопросам, как для сотрудников поликлиники, так и для родителей. В их работу входит и выпуск бюллетеней, оформление стендов по вопросам и ответам. Примерные темы консультаций: «Выявление речевых нарушений у детей», «Значение и развитие общей и мелкой моторики для правильного развития ребенка». Оформление стендов: «Логопед- родителям», «Советы от логопеда».
9 слайд. 3. Систематическая диспансеризация. Детей с тяжелыми нарушениями речи. Обнаружение таких детей выполняются логопедом на первичном приеме, при профилактических осмотрах, после конца постоянных занятий в кабинете логопеда, а также, при выписке из логогруппы и детских садов. На детей заводится учетная карта, в ней отмечаются анкетные данные, дата посещения занятий, заключение, дальнейшие указания и результаты проведенных занятий.
10 слайд. Для удачной работы дефектологу-логопеду нужно удерживать контакт вплотную с родителями ребенка, обязательно проведение индивидуальных бесед и консультаций. Обязательно присутствие родителей на занятиях, особенно начальных. Дефектолог-логопед ознакамливает родителей с основой нарушений развития детей, со всеми логопедическими установками и специальными указаниями. Это необходимо для того, чтобы они установили общий и речевой режим в условиях домашних, обязательно соблюдали логопедические рекомендации дома.
Очень важно сотрудничество логопеда с образовательными учреждениями, которые посещает ребенок. Воспитатели должны смотреть за речью и развитием ребенка, предоставлять идентичные с логопедом требования, смотреть за посещением логопедических занятий в поликлинике, этично поддерживать детей с нарушениями в развитии.
11 слайд. Специфика логопедической работы в центре социальной реабилитации детей с ограниченными возможностями здоровья: Работа логопеда в учреждении, оказывающем такие услуги ориентирована на оказание комплекса услуг, которые в большинстве своем направлены на формирование предпосылок речи и коррекцию речевых навыков у детей.
Самая главная задача логопеда в данном случае – повышение коммуникативных навыков.
Средства коммуникации могут быть разнообразными – эмоциональные, жестовые, предметные и, конечно же, речевые.
Еще одна важная задача работы логопеда – это развитие у ребенка способности к понимаю речи. И, когда описанные выше задачи выполнены, то в работу включаются другие задачи: коррекция звукопроизношения, развитие фонематического слуха, формирование навыков связной речи, формирование предпосылок к обучению грамоте.
12 слайд. Организация первичного приема.
Первичный прием логопед проводит основываясь на основных принципах логопедии : системности, комплексности, развития, онтогенетическом принципе. Исследование понимания речи включает в себя: понимание контекстной речи; понимание простейших вопросов и вопросов косвенных падежей; понимание предлогов; понимание логико-грамматических конструкций и инвертированных словосочетаний. В отдельных случаях обследуется понимание грамматических категориальных изменений. Исследование словарного запаса проводится в форме опроса по картинкам, скомпонованным в логико-тематические группы. Целесообразно предъявлять как редко встречающиеся, так и частотные слова. Проверяется знаний слов обобщений, устанавливается объем частей речи в словаре ребенка. Исследование слоговой структуры ведется по альбомам, содержащим картинки, названия которых отражают различную слоговую сложность. Фиксируются персеверации, элизии, перестановки, добавления слогообразующих гласных, антиципации, добавление слогов.
Исследование грамматической системы включает в себя: употребление предлогов, изменение слов по падежам, различные виды словообразования, согласование различных частей речи.
Исследования связной речи: ребенку предлагается составить рассказ по серии сюжетных картинок, а также осуществить пересказ текста, рассказанного логопедом. Состояние звукопроизношения: Звукопроизношение проверяется при проведении всех вышеперечисленных тестов. Можно также проверить произнесение ребенком того или иного звука, используя картинки или в сопряженно-отраженной форме. Строение артикуляционного аппарата: фиксируются лишь отклонения от нормы.
Особенности речевого поведения ребенка: речевой контакт, особенности вступления в речь, выделение наиболее трудной речевой ситуации, желание исправить дефект; а также отмечаются черты общего поведения (контактность, активность, возбудимость). При наличии заикания описываются следующие параметры: степень выраженности; место возникновения речевой судороги; особенности дыхания; тип судорог; наличие речевых уловок.
При наличии ринолалии фиксируются следующие параметры: наличие рубцов после урано, хейлопластики, степень смыкания мягкого неба, степень подвижность органов артикуляционного аппарата. При наличии дисграфии, дислексии: исследуются рабочие тетради ребенка, проверяется написанный небольшой диктант.
13 слайд. Организация диспенсеризации.
Логопед входит в число специалистов, принимающих согласно приказам Департамента участие в целевой диспансеризации детского населения. Это означает, что каждый ребенок, проживающий на территории, подведомственной данной поликлиники, должен быть неоднократно обследован логопедом. Такие осмотры проходят дети в возрасте 4 и 5 лет поголовно и школьники выборочно, по направлению школьных учителей. В 6 лет дети обследуются при оформлении специальной медицинской формы для поступления в школу.
Для полной диспансеризации детского населения логопед поликлиники обходит детские сады своего микрорайона, обследуя речь всех детей в средних, старших и подготовительных к школе группах, а также выборочно, по представлению воспитателей младших групп.
Информацию об обследовании речи детей логопед должен внести в медкарты и журнал диспансеризации. Запись в журнале должна быть заверена подписью представителя детского сада (медсестры или заведующего).
О выявленных дефектах речи логопед обязан ознакомить воспитателей и поставить в известность родителей. Каждый ребенок приглашается в поликлинику для более подробного обследования и получения логопедической помощи. С этой целью логопед вывешивает на информационный стенд для родителей списки детей с нарушенной речью.
При проведении целевой диспансеризации детского населения логопед поликлиники должен посетить все детские сады своего микрорайона.
В конце каждого месяца он должен представить администрации поликлиники план выходов для профосмотров в детские сады в следующем месяце с точным указанием номера детского сада, даты и времени его посещения.
Диспансеризация детей, не посещающих детские учреждения, проводится логопедом в поликлинике в часы первичного приема, по направлению педиатра.
14 слайд. Организация занятий с детьми.
Логопед обязан оказать помощь каждому ребенку, нуждающемуся в ней, независимо от тяжести дефекта, в возрасте от рождения до перевода во взрослую поликлинику. Недопустимы случаи отказа в помощи при первичном обращении. Вид помощи, учреждение, оптимально подходящее в каждом конкретном случае, определяются логопедом.
Ребенок с выявленной речевой патологией может быть зачислен на занятия в поликлинике, которые проводятся систематически (от 1 до 3 раз в неделю) или консультативно. Частота консультативных занятий определяется логопедом. На систематические занятия зачисляются дети с различными видами речевой патологии (дислалия, дизартрия, задержка речевого развития, ринолалия, заикание, дислексия, дисграфия). На консультативную форму занятий зачисляются, как правило, дети в возрасте до 3 лет или дети, направляемые логопедом на комиссию в логопедические детские сады, если до поступления туда остается более 3—4 мес. На консультативном занятии логопед объясняет родителям состояние речи ребенка в данный момент, ставит ближайшую задачу и показывает приемы ее выполнения. При необходимости выдается раздаточный материал (памятки, описания логопедических приемов, упражнений, текстовой материал для заучивания и т. д.). В процессе занятий ребенок может переводиться с одной формы занятия на другую. Наличие очереди на занятия к логопеду в поликлинике должно быть исключено. Для оказания логопедической помощи ребенок может быть направлен в соответствующее детское учреждение на медико-педагогическую комиссию по комплектованию специализированных детских садов и логопедических групп, на консультацию в другие лечебно-профилактические учреждения. Для более детальной диагностики нарушения и поиска оптимального вида помощи следует использовать консультативную помощь других специалистов поликлиники (отоларинголога, невролога, психиатра, психолога). Не рекомендуется зачислять на занятия к логопеду в поликлинике детей со сниженным слухом, значительными недостатками зрения и недоразвитием познавательной деятельности.
Вся работа в поликлинике проводится в присутствии родителей. Задача логопеда — не только обучить ребенка тем или иным речевым навыкам, но и привлечь родителей к этому процессу, заинтересовать их состоянием ребенка, заставить более внимательно присмотреться к его особенностям, сделать из них хороших помощников в своей работе. Особенно ценно, когда те или иные приемы логопедической работы проводятся родителями (например, приемы постановки звуков).
15 слайд. Благодарю за внимание!