Лидия Ивановна Баранова
Диагностическое и развивающее пособие «Сосчитай и сравни»
▼ Скачать + Заказать документы
С целью оценки уровня сформированности предпосылок к учебной деятельности ежегодно в начале и конце учебного года провожу обследование детей подготовительных групп по программе Н. Я. Семаго, М. М. Семаго «Скрининг - обследование готовности к школьному обучению».
Предлагаемая программа даёт лишь образец стимульного материала. Без изменения системы анализа выполнения можно при каждом следующем обследовании варьировать все составляющие задания.
Так, для проведения задания по оценке сформированности навыков пересчета в пределах 10, сделала диагностическое пособие «Сосчитай и сравни».
Темочки:
- Дидактические игры
- Игры для детей
- Математика. Игры и дидактические пособия по ФЭМП
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» май 2021
Для изготовления пособия подготовила необходимые материалы и оборудование: карточки с вариативными графическими изображениями березы, набор раздаточных картинок (листики двух разных оттенков зеленого цвета, божьи коровки, цифры, коробку для хранения пособия, простой карандаш, ножницы, ламинатор.
Заламинировала карточки форматом А4, предварительно начертив под изображенными березами квадраты, карточки с цифрами и картинки.
Вырезала детали пособия и сложила в лоток, который поместила в коробку.
Наше пособие готово.
Цели использования пособия.
Оценка сформированности навыков пересчета в пределах 10, соотнесение цифры и количества выложенных предметов (листьев, коровок). Оценка моторных навыков при изображении цифр. Определение сформированности понятия «больше-меньше» в ситуации «конфликтного» расположения предметов.
Пособие можно использовать при обследовании от одного до трех детей.
Диагностическое задание.
Описание. Педагог предлагает ребенку карточку форматом А4 с изображением березы, на которой с левой стороны (от ребенка) выложены 10 листьев, а с правой - 9.
Инструкция. Рассмотри березку, изображенную на карточке. Сосчитай сколько листьев на левой стороне дерева, и напиши фломастером цифру в квадрате внизу карточки (показ - где на карточке следует написать соответствующую цифру, обозначающую количество листьев, затем сосчитай сколько листьев с правой стороны березы и напиши число в квадрате с правой стороны. Поставь фломастером галочку там, где листьев больше.
Примечание: Задание можно повторить дважды. При необходимости можно использовать стимулирующую помощь «Ты молодец, все получится, не торопись» и т. п.
Оценка результатов выполнения задания.
Выполнение задания оценивается по пятибалльной шкале.
Высокий уровень.
5 баллов - правильный пересчет листьев в пределах «10», верное соотнесение числа и количества, сформированность понятия «больше - меньше». Цифры «10» и «9» должны быть изображены на соответствующих местах и в соответствующей половине карточки, метка сделана правильно.
Выше среднего уровень.
4 балла - наличие одной из трех ошибок в выполнении задания. Это могут быть:
• неправильный пересчет на одной из половин листа;
• неправильно выбранное место для написания цифр;
• метка сделана неправильно.
Средний уровень. При наличии двух ошибок (одна из них в пересчете, а другая — в месте написания цифры и/или инвертация в написании) дается оценка - 3 балла.
Ниже среднего уровень.
2 балла - наличие трех ошибок или сочетание двух ошибок и неправильной графики цифр, в том числе и инвертированное написание цифр.
Низкий уровень.
1 балл - неправильный пересчет фигур (с обеих сторон от ствола дерева на листе, неверное соотношение числа и цифры и неумение изобразить соответствующие цифры на бумаге.
Примечание: после выполнения задания ребенок стирает написанные цифры и метку влажной салфеткой.
Игровые задания.
Педагог предлагает ребенку положить в левый квадрат карточку с определенной цифрой (например, 7, а в правый квадрат - карточку с цифрой 8).
Инструкция. Отсчитай количество листьев соответствующее цифрам и укрась дерево этими листочками.
Можно усложнить задание, предложив ребенку отсчитать количество светло – зеленых листьев соответствующее цифре 7, а количество листьев темно-зеленого цвета соответствующее цифре 8.
Можно предложить ребенку «поселить» под деревом,в травке, божьих коровок. Педагог озвучивает следующую словесную инструкцию: «Отсчитай такое количество насекомых и «посели» их, таким образом, чтобы с правой (левой) стороны под деревом их было на две больше, чем с левой (правой) стороны».
Данное пособие часто использую с целью развития воображения, фантазии, творческих способностей, предлагая детям, например, такие игры- задания: «Выложи из листиков (коровок) цифру, номер своего дома, квартиры, детского сада; буквы, своё имя; коврик овальной, круглой, треугольной или квадратной формы и т. д.»
Каждый раз, включаясь в ту или иную игру, ребенок «открывает» маленькие математические истины.
Спасибо за внимание.