Галия Саттарова
Памятка для родителей «Мандала — раскраска для детей. Направление арт-терапии»
▼ Скачать + Заказать документы
Памятка для родителей "Мандала – раскраска для детей. Направление арт-терапии"
Слово "мандала"в переводе означает «круг», «диск». Это одно из направлений арт-терапии (исцеление искусством). Это радостный способ улучшения эмоционального состояния, снятия напряжения, выражения чувств, который способствует развитию творчества, художественному и духовному самовыражению детей.
Темочки:
- Арт-терапия в детском саду
- Арт-терапия. Консультации
- Консультации для родителей
- Мандала, мандалатерапия
- Темочки
Во многих древних культурах, в культуре индусов, буддистов, мандала считается священной, а ее рисование используют для духовного развития и исцеления тела. Сначала мандалы рисовали цветным песком, что и теперь практикуют Тибетские Монахи. Сейчас мандалу рисуют, вышивают, выбивают на ткани и коже, изображают на песке, делают из витражей. Одну и ту же мандалу можно раскрасить совершенно по-разному, так как мандала — это отражение внутреннего состояния человека. Раскрашивая мандалы, можно гармонизировать внутреннее состояние и личное пространство; раскрыть свои творческие способности; научиться познавать себя; сбросить психоэмоциональное напряжение; избавиться от стресса и негативных факторов, легче адаптироваться в новом коллективе, быстрее пройдет адаптация к школе.
Чем мандалы могут помочь детям?
При раскрашивании или создании мандал, например, из природного материала, предметов – заместителей, у детей развивается мелкая моторика; воспитывается аккуратность, усидчивость, самостоятельность; повышается самооценка, снимается напряжение, тревожность, стресс; тренируется чувство ритма, гармонии и чувство порядка, математического мышления; дети знакомятся с разными видами симметрии, познают искусство орнамента, развивается творческое воображение, фантазия.
Правила работы при использовании мандалы:
• Если это мандалы-раскраски, то предложите несколько на выбор - ребёнок выберет то, что ближе ему по настроению.
• Материалы для работы и цветовую гамму (карандаши, фломастеры, краски, пастель) ребенок выбирает самостоятельно.
• Процесс работы ограничен только степенью насыщения и удовлетворения работой.
• Взрослый не должен вмешиваться в работу ребёнка без его согласия.
• Избегайте комментариев по поводу работы.
• После завершения работы ребёнок даёт название своей мандале
как раскрашенной, так и созданной.
• После работы ребёнок рассказывает о своих чувствах, переживаниях по поводу работы над мандалой и его отношения к результату.
• Работа должна приносить радость, нельзя работать по принуждению.
• В день работать только с одной мандалой.
• Необходимо хвалить ребёнка в процессе раскрашивания, так как работа требует высокой концентрации внимания и усидчивости.
• Дети, обычно, раскрашивают мандалу от центра к середине, это способ расслабления (взрослые и подростки обычно раскрашивают мандалу от периферии к центру). Здесь нет строгих правил. Всё подскажет творчество и интуиция.
• Полезна совместная работа взрослого и ребёнка над одной мандалой, что научит понимать своего ребёнка без слов, договариваться, находиться на равных позициях, достигать гармонии и взаимопонимания.
Если вашему ребёнку 1 – 2 года, то рисуйте вместе. Используйте при этом безопасные пальчиковые краски. Берите только три основных цвета: красный, желтый, синий. Круг должен быть пустой, без наполнения. В 3-5 лет можно раскрашивать готовые мандалы, а также придумывать свои собственные. Набор карандашей должен включать не менее 12 цветов. Используйте разнообразные художественные материалы: гуашь, восковые мелки, цветная пастель, сангина, уголь и др. С 6-7 лет полезно использовать в работе акварельные краски. Позднее дети и подростки с удовольствием рисуют цветными ручками, тушью, простым карандашом.
Если вы хотите, чтобы у вашего ребёнка развивалась мелкая моторика рук, чтобы ребёнок правильно удерживал карандаш, то не давайте детям до 6 лет фломастеры. Для настоящего погружения в процесс и расслабления необходимо избавиться от агрессивных цветовых и звуковых раздражителей. В помещении должно быть хорошее освещение, старайтесь не ограничивать ребёнка во времени и выборе художественных материалов. Используйте негромкую медитативную музыку, которая также принесёт лечебный эффект.