Александра Дубейко
Центр экологического воспитания в старшей группе
▼ Скачать +Заказ
Текст к презентации "Центр экологического воспитания в старшей группе"
1 Вступление.
Меня зовут Дубейко Александра Борисовна, работаю в детском саду № 122 города Калининграда. Хочу представить вашему вниманию опыт работы по созданию центра экологического воспитания в старшей группе детского сада.
2 Актуальность.
Публикация «Центр экологического воспитания в старшей группе» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Старшая группа
- Уголки и центры в группах
- Уголок природы и календарь наблюдений
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
Расточительная деятельность человека в природе, ведет к нарушению экологического равновесия и ставит на первое место проблемы экологии страны, мира и планеты в целом.
Экологическое воспитание необходимо начинать с дошкольного возраста уделяя этому большое внимание, как процессу непрерывного воспитания, направленному на формирование экологической культуры не только ребенка, но и всех членов семьи, общества.
3 Цель, задачи экологического воспитания.
Формулировка цели и задач во многом определяет содержание образования. Известный специалист в области дошкольного образования И. Д. Зверев справедливо отмечает, до настоящего времени «нет однозначного и приемлемого определения главной цели экологического образования». Особенно этот вопрос актуален для экологического образования дошкольников как нового направления (включая образование детей, родителей, педагогов).
Экологическое воспитание детей дошкольного возраста, предполагает:
-воспитание гуманного отношения к природе;
-формирование основ экологического миропонимания;
-расширение и углубление представлений дошкольников о природе;
-развитие у детей познавательных умений (анализировать наблюдаемое в природе, делать выводы о некоторых закономерностях и взаимосвязях, элементарно прогнозировать последствия человеческого воздействия на объекты природы);
-привлечение детей к экологически ориентированной, природоохранной деятельности.
4 ФГОС ДО И ОП ДО
Федеральный государственный образовательный стандарт и образовательная программа дошкольного образования выдвигают требования к результатам освоения образовательной программы и требования к организации предметно пространственной среды.
Достижение поставленных целей и задач экологического воспитания, в свете требований ФГОС, более полно можно реализовать через:
-взаимодействие с родителями с целью вовлечения их в образовательный процесс, а также трансляцию семейного опыта в вопросах экологического воспитания;
- создание в группах центра живой и неживой природы.
-организацию исследовательской и природоохранной деятельности детей на основе сочетания посильного детского труда с игровыми ситуациями.
- создание на территории дошкольного учреждения внешних природных зон — (сад, огород, экологическая тропа, зона отдыха, "птичья столовая").
- различные культурные практики, которые вы сможете организовать в своем дошкольном учреждении (творческие мастерские, проведение акций, родительские мастер – классы, проведение экологических игр и др)
5 Условия.
Предметно – развивающая среда в дошкольном учреждении должна создавать условия для:
• познавательного развития ребенка (создание условий для его познавательной деятельности; возможностей для экспериментирования с природным материалом, систематических наблюдений за объектами живой и неживой природы; усиление интереса к явлениям природы, к поиску ответов на интересующие ребенка вопросы и постановке новых вопросов);
• эколого-эстетического развития ребенка (привлечение внимания к окружающим природным объектам, развитие умения видеть красоту окружающего природного мира, разнообразие его красок и форм, отдавать предпочтение объектам природы перед искусственными объектами);
• оздоровления ребенка (использование экологически безопасных материалов для оформления интерьеров, игрушек; оценка экологической ситуации территории дошкольного учреждения; грамотное озеленение территории; создание условий для экскурсий, занятий на свежем воздухе);
6 Должна способствовать:
• формированию нравственных качеств ребенка (создание условий для каждодневного ухода за живыми объектами и общения с ними; формирование желания и умения сохранить окружающий мир природы; воспитание чувства ответственности за состояние окружающей среды, эмоционального отношения к природным объектам);
• формированию экологически грамотного поведения (развитие навыков рационального природопользования; ухода за животными, растениями, экологически грамотного поведения в природе и в быту);
• экологизации различных видов деятельности ребенка (условия для самостоятельных игр с природным материалом, использование природного материала на занятиях по изодеятельности и т. п.)
7 Эпиграф.
Эпиграфом к своей деятельности с детьми и организации центра экологического воспитания я взяла слова Конфуция, которые ярко отражают сущность взаимодействия с ребенком в познании окружающего мира. А наша главная цель помочь детям в этом, сформировать осознанное понимание взаимосвязей всего живого и неживого в природе.
8 Экологическая среда.
Наша экологическая среда включает в себя различные элементы.
содержание максимально приближено к требованиям ФГОС :
-все элементы среды содержательно-насыщены (максимальное наполнение по возрасту и удовлетворения потребностей детей);
-трансформируемы (есть возможность перемещения, использования в других видах деятельности);
-ее составляющие полифункциональны;
-элементы и материалы вариативны и доступны детям (нет запрета к деятельности, есть возможность замены, если желаемое занято);
-наполнение всех составляющих среды соответствует требованиям безопасности.
Перейдем к более детальному рассмотрению каждого элемента экологического центра.
9, 10 Лаборатория Фиксики.
Неизменной популярностью у детей пользуется зеленая лаборатория Фиксиков. Задача данного центра - развивать познавательно – исследовательскую деятельность детей приобретение способностей самим ставить вопросы и получать на них фактические ответы, развитие социальных навыков: умение работать в группе, договариваться, учитывать мнение партнера, отстаивать свою правоту.
10. Для детского исследования и экспериментирования центр наполнен разнообразными природными и неоформленными материалами, имеется лабораторное оборудование – все это вызывает у детей особый интерес. Для работы в лаборатории подобраны правила нахождения и работы в центре, пооперационные карты, алгоритмы и схемы проведения опытов. Как настоящие лаборанты дети пользуются спец одеждой, бейджиками, знают правила работы и технику безопасности в лаборатории. Выводы и заключения дети помещают в специальные дневники наблюдений. После работы дети сами приводят в порядок рабочие места – моют и убирают оборудование, протирают столы, убирают мусор, моют руки с мылом.
Оборудование и материал для лаборатории приобрели с помощью родителей.
11, 12, 13 Центр природы.
Центр природы служит не только украшением группы, но и местом для саморазвития дошкольников. Наполнение центра ориентировано на развитие познавательного интереса к экологии, формирование экологической культуры, экологического сознания.
Всех обитателей центра мы делим на постоянных и временных.
Постоянные обитатели уголка природы - комнатные растения.
12. Временные обитатели уголка природы – это объекты, которые вносятся для наблюдений на непродолжительный отрезок времени:
Осенью это осенние букеты и цветы из цветника, пересаженные в кашпо, поделки из природного материала.
Сейчас это контейнеры с посадками зелёного лука и веточки деревьев. Дети наблюдают за ними и отмечают изменения в листах наблюдения.
Весной – ящики с рассадой для огорода детского сада, букеты весенних первоцветов.
13. В центре размещены детские поделки из природного материала, макеты, экспонаты природы, икебаны.
При оформлении центра учитываются интересы детей.
14, 15 Игротека.
Одним из элементов экологического центра является игротека.
Поскольку игра является ведущим видом деятельности детей дошкольного возраста, мы подобрали из уже известных игр такие, в которых по возможности присутствовала бы активная экологически направленная игровая деятельность.
Экологические игры бывают :
ролевые;
дидактические;
имитационные;
соревновательные;
игры-путешествия.
15. Ролевые экологические игры основаны на моделировании социального содержания экологической деятельности,
Например: игра «Строительство города» (ее участники выполняют роли строителей, архитектора, жителей города; цель игры — формировать представление о том, что строительство может осуществляться только при условии соблюдения экологических норм и правил).
Имитационные экологические игры основаны на моделировании экологической деятельности. Игра «Экологические пирамидки» помогает показать пищевые цепи (ребенок наглядно видит, что нарушение одного звена в пищевой цепочке ведет к гибели остальных).
16 Мини библиотека.
Большой популярностью у детей пользуется мини-библиотека
Она содержит подборку книг и журналов природоведческого характера, книги, помогающие расширить экологические знания и кругозор дошкольника энциклопедии, фотографии, картины с изображением природных объектов, открытки и т. п. Время от времени организуются выставки книг и поделок, создаваемых руками детей и родителей это проходит как итоговое мероприятие тематических недель, акций.
17 Туристско - краеведческий.
Хочется отметить в нашем центре экологического воспитания наличие центра «Юный путешественник», в котором отражается часть программы формируемой участниками образовательного процесса - в нем содержится и пополняется материал по краеведению. Что позволяет формировать у дошкольников чувства любви к природе и культуре родного края, закладываются основы патриотического воспитания.
18 Коллекционирование.
Еще одна культурная практика, реализуемая в рамках экологического воспитания, на которой я хотела бы остановиться- это создание коллекций. Участию родителей в создании коллекций придается большое значение.
Малыши-дошкольники, как правило, еще не способны коллекционировать что-либо целенаправленно. И наша задача не только увлечь детей идеей создания коллекции, но и всячески помогать им в этом. Польза от таких занятий неоспорима
Во-первых, собирая коллекцию, дети занимается познавательно-исследовательской деятельностью, у них возникает желание побольше узнать о предметах своей коллекции.
Во-вторых, в процессе коллекционирования тренируется память, внимание, интеллект, развивает аккуратность и бережливость
В-третьих, показывая свою коллекцию друзьям, обмениваясь с ними интересными экспонатами, дети учатся общению. Наконец, коллекционирование, как и любое хобби, украшает жизнь, делает ее полнее и разнообразнее.
Тему коллекции я выбираю исходя из интересов детей.
Достоинством коллекционирования можно также считать его интегрированность, то есть связь с другими занятиями: по формированию элементарных математических представлений, познанием окружающего мира, экологическим воспитанием, сенсорным развитием.
19 Мини - музеи.
Наш Мини-музеи рождался с малого – с выставки, посвященной теме «Время». По мере накопления экспонатов возникла необходимость в оформлении мини-музея.
Важная особенность этих элементов развивающей среды — участие в их создании детей и родителей. Дошкольники чувствуют свою причастность к мини-музею: они участвуют в обсуждении его тематики, приносят из дома экспонаты. В настоящих музеях трогать ничего нельзя, а вот в мини-музеях не только можно, но и нужно! В обычном музее ребенок — лишь пассивный созерцатель, а здесь он — соавтор, творец экспозиции. Причем не только он сам, но и его папа, мама, бабушка и дедушка. Каждый мини-музей — результат общения, совместной работы воспитателя, детей и их семей.
Так как существует дефицит свободных мест, то мини-музей в детском саду организуется на короткое время, может быть приурочен к определенной дате или к определенной теме (мини-музей часов, мини-музей ложки).
Мини-музей «Лучший друг» - экспозиции связаны с рассказами о разных породах собак, об их происхождении, о разных материалах (сравнение стеклянных, глиняных, бумажных фигурок, о роли собак в жизни человека, уход, любовь к животным, помощь бездомным и брошенным собакам- темы неотделимые от экологических проблем.
Сейчас в канун Нового года дети подали замечательную идею создать и оформить мини-музей масок, а украсим мы его картинами детей и письмами к Деду Морозу, с просьбой помочь лесным жителям в холодную зиму и уберечь ёлочки от вырубки.
20 Природоохранные акции.
Природоохранные акции формируют у дошкольников сознательное положительное отношение к природе. Эта форма работы требует большой подготовки не только с детьми, но и с родителями. Доступные и понятные для детей акции можно провести к таким значительным международным датам, как Всемирный день воды (22 марта, Всемирный день здоровья (7 апреля, День Земли (22 апреля). Дети старшего дошкольного возраста уже понимают ценность воды, ее значение для жизни всех живых существ. Акция в защиту воды, за бережное и экономное ее расходование окажет влияние не только на детей, но и на их родителей.
21 Формы и методы.
Успех экологического воспитания и образования в ДОУ зависит от использования разнообразных форм работы, их разумного сочетания. При организации работы в разных объектах эколого-развивающей среды я использую различные методы и формы работы с детьми, такие как: дидактические игры, систематизированные наблюдения, создание проблемных ситуаций, опытническая деятельность, организация интегрированных занятий, бесед природоведческого характера, использование природоведческой литературы, проектная деятельность, организация экскурсий и походов, природоохранных акций, проведение праздников и досугов, трудовая деятельность по уходу за объектами природы.
В работе с дошкольниками по экологическому воспитанию использую интегрированный подход, предполагающий взаимосвязь исследовательской деятельности, музыки, продуктивной деятельности, физической культуры, игры, театральной деятельности, литературы, моделирования, просмотра телепередач, экскурсий, а также организации самостоятельной деятельности детей.
22 Работа с родителями.
Важное место в экологическом воспитании ребенка занимает семья. Большинство современных детей, живя в мегаполисе далеки от природы, поэтому задача родителей вовремя привить детям интерес к окружающим объектам природы, объяснить, на собственном примере, как нужно правильно себя вести в природе. Усилия дошкольного образовательного учреждения малоэффективны, если родители не стали единомышленниками и помощниками дошкольному учреждению в экологическом воспитании детей. Поэтому большое значение в воспитании экологической культуры у детей я придаю работе с родителями.
В летний период родители активные участники реализации проекта по оформлению экологической среды на территории детского сада.
23 Методическая копилка.
Деятельность в центре экологического воспитания объемна и многогранна. Все материалы этой деятельности в методической копилке, в которую помещены материалы занятий, паспорта проектов с полным содержанием проведенных мероприятий, и также материалы используемые и изготовленные во время проекта детьми и родителями, праздников, картотека игр и пособий, консультационный материал для родителей по экологическому воспитанию дошкольников и т. п
24 Заключение.
И в завершении своей презентации позвольте напомнить, что задача воспитателей и родителей – подвести детей к пониманию того, что все мы вместе, и каждый из нас в отдельности в ответе за планету Земля, и каждый из нас может сохранять и преумножать её красоту.