Яшкина Айтчан Балсеитовна
Артикуляционная гимнастика во второй младшей группе
▼ Скачать + Заказать документы
Наш речевой аппарат – это сложная система, частями которого являются язык, губы, щёки, нёбо, зубы, голосовые связки, трахеи, бронхи, лёгкие, диафрагма. Большинство из них – мышцы, а процесс звукопроизношения – это сложный двигательный навык, который осуществляется при правильной и чёткой работе всех частей речевого аппарата. Если мышцы сильные, упругие, подвижные – то мы имеем чёткие, дифференцированные движения речевого аппарата и «чистую» речь, если же мышцы развиты недостаточно, они слабые, вялые или же наоборот чрезмерно напряжённые, то, в этом случае, будет нарушение звукопроизношения.
Публикация «Артикуляционная гимнастика во второй младшей группе» размещена в разделах
Артикуляционная гимнастика, это основа для формирования речевых звуков. При поведении артикуляционной гимнастики происходит не только тренировка подвижности органов артикуляционного аппарата, но и отработка определенных положений губ, языка, мягкого неба, необходимых для правильного произнесения тех или иных звуков речи.
Развивая правильную речь детей, придерживаюсь следующих рекомендаций:
• Для лучшего закрепления навыков, провожу артикуляционную гимнастику каждый день по 2-3 раза продолжительностью 2-3 минут. • Каждое упражнение выполняем по 3-4 раз. • Выполняем сначала более простые упражнения и затем сложные. Из 2-3 упражнений только одно может быть новым для ребёнка, оставшиеся упражнения провожу для закрепления. Если у ребёнка есть трудности при выполнении какого-либо упражнения, то не ввожу новые упражнения, пока не будут достаточно хорошо отработаны предыдущие.
Артикуляционную гимнастику мы выполняем сидя, так как в таком положении у ребенка прямая спина, тело не напряжено, руки и ноги находятся в спокойном положении.
• При выполнении упражнений ребёнок видит своё и лицо взрослого, который осуществляет показ.
• Начинаем гимнастику с упражнений для губ.
• Необходимо помнить, что часто у ребёнка не получается выполнить то или иное упражнение, если я вижу, что ребёнок старается, пробует – не скуплюсь на похвалу и добрые слова. Подбадривайте ребёнка. Проводим упражнения эмоционально, в игровой форме. Существует множество артикуляционных упражнений и комплексов (картотека).
Итак, артикуляционную гимнастику необходимо проводить перед зеркалом. Можно пользоваться небольшим зеркалом на подставке. В этом случае ребёнок смотрит в зеркало, а воспитатель находится напротив лицом к нему.
Например: • Улыбка.
• Хоботок (Трубочка).
• Заборчик.
• Бублик (Колечко). • Заборчик - Колечко. Улыбка - Трубочка. Чередование положений губ. • Покусывание и почесывание сначала верхней, а потом нижней губы зубами.
•Удерживать губами карандаш (пластмассовую трубочку).• Сильно надувать щеки, изо всех сил удерживая воздух во рту.
•Покусывание, похлопывание и растирание щек. • Сытый хомячок.
Упражнения для языка: • Птенчики. • Лопаточка. • Киска сердится. • Часики (Маятник) • Качели. Змейка • Футбол (Спрячь конфетку). • Почистим зубки. • Лошадка • Вкусное варенье. • Оближем губки. Тренировка мышц глотки и мягкого нё ба: • Позевывать с открытым и закрытым ртом. Позевывать с широким открыванием рта, шумным втягиванием воздуха. • Надувать резиновые игрушки, пускать мыльные пузыри.
Мы используем в работекомплексы артикуляционных упражнений, которые подобраны для решения какой-либо конкретной задачи. Например, есть комплексы упражнений для постановки того или иного звука, комплексы, способствующие улучшению подвижности органов артикуляции, расслабляющие комплексы артикуляционных упражнений. Выбираю комплекс в соответствии с решаемой задачей, например, для воспитанника с тяжелыми нарушениями речи, у которогопроизношение шипящих, свистящих звуков не сформировано.
«Слоник»
• зубы сомкнуты;
• губы округлены и чуть выдвинуты вперед;
• верхние и нижние резцы видны.
«Месим тесто»
• улыбнуться;
• спокойно положить язык на нижнюю губу;
• пошлепать его губами, произносить — «пя-пя-пя-пя-пя»;
• закусить язык зубами и протаскивать его сквозь зубы с усилием.
«Блинчик»
• улыбнуться;
• приоткрыть рот;
• положить широкий передний край языка на нижнюю губу;
• удержать язык в таком положении подсчет 1до 5-10;
• важно следить, чтобы нижняя губа не напрягалась и не натягивалась на нижние зубы.
«Качели»
• улыбнуться;
• открыть рот;
• языком тянуться попеременно то к носу, то к подбородку.
«Футбол»
• рот закрыт;
• кончик языка напряжением поочередно упирается в щёки;
• на щеках образуются твердые шарики — «мячики».
Самый распространённый приём – использование картинок. Для каждого упражнения своя картинка. Она должна быть яркая, цветная, достаточного размера и, конечно, отражать суть упражнения.
Существуют специальные мягкие игрушки, у которых широко открыт рот и есть язычок. Такие игрушки управляются рукой педагога. Также для повышения интереса к деятельности «приобщаю» сказочных персонажей. Это персонажи из любимых ребёнком мультфильмов. Мы вместе с героем выполняемзаданное упражнение, помогаем преодолеть какие-либо трудности и для этого необходимо выполнить упражнение, или же сам герой даёт задание ребёнку и награждает после выполнения. В качестве героев выступают игрушки, нарисованные герои, театральные куклы, анимационные персонажи. Герои приходят на занятия по развитию речи, музыкальные занятия.
Так же,использую приём коротких стихотворений. Дети в дошкольном возрасте очень любят стихи и быстро их запоминают. Например:
«Вкусное варенье» Нашей Маше очень смело, На губу варенье село, Нужно ей язык поднять, Чтобы капельку слизать.
«Киска сердится»
Киска сердится на Машу: Хочет рыбку, а не кашу.
Подбираю подходящие упражнения к изучаемой лексической теме. Например, артикуляционная гимнастика к занятию по лексической теме «Домашние животные».Описание, согласно теме занятия.
Название упражнения:
Телёнок мычит, зовёт маму. «Улыбка» - «Трубочка»
Щенок хвастается зубами. «Заборчик»
Кот лакает молоко. «Вкусное варенье»
Лошадка скачет. «Лошадка»
Разучивание артикуляционных упражнений провожу в индивидуальной форме, например, в утренние и вечерние часы, и подгруппы по 2-3 воспитанника, когда детям известны основные упражнения.
Заключение.
Работу над развитием артикуляционной моторики проводится систематически. В этом случае мы сможемпомочь детям быстрее заговорить.
Необходимо также донести и до родителей важность развития мышц речевого аппарата ребёнка и выполнения артикуляционных упражнений дома. Планируем в летний период распространить мини картотеки артикуляционных гимнастик для занятий дома. В течениеучебного года проводились консультации: индивидуальные и групповые, беседы: «Артикуляционная гимнастика,«Играем дома»,«Зачем нужна артикуляционная гимнастика?», «Рекомендации по проведению упражнений артикуляционной гимнастики», «Артикуляционная гимнастика в картинках».