МААМ-картинки

Артикуляционная гимнастика во второй младшей группе

Яшкина Айтчан Балсеитовна
Артикуляционная гимнастика во второй младшей группе

Наш речевой аппарат – это сложная система, частями которого являются язык, губы, щёки, нёбо, зубы, голосовые связки, трахеи, бронхи, лёгкие, диафрагма. Большинство из них – мышцы, а процесс звукопроизношения – это сложный двигательный навык, который осуществляется при правильной и чёткой работе всех частей речевого аппарата. Если мышцы сильные, упругие, подвижные – то мы имеем чёткие, дифференцированные движения речевого аппарата и «чистую» речь, если же мышцы развиты недостаточно, они слабые, вялые или же наоборот чрезмерно напряжённые, то, в этом случае, будет нарушение звукопроизношения.

Публикация «Артикуляционная гимнастика во второй младшей группе» размещена в разделах

Артикуляционная гимнастика, это основа для формирования речевых звуков. При поведении артикуляционной гимнастики происходит не только тренировка подвижности органов артикуляционного аппарата, но и отработка определенных положений губ, языка, мягкого неба, необходимых для правильного произнесения тех или иных звуков речи.

Развивая правильную речь детей, придерживаюсь следующих рекомендаций:

• Для лучшего закрепления навыков, провожу артикуляционную гимнастику каждый день по 2-3 раза продолжительностью 2-3 минут. • Каждое упражнение выполняем по 3-4 раз. • Выполняем сначала более простые упражнения и затем сложные. Из 2-3 упражнений только одно может быть новым для ребёнка, оставшиеся упражнения провожу для закрепления. Если у ребёнка есть трудности при выполнении какого-либо упражнения, то не ввожу новые упражнения, пока не будут достаточно хорошо отработаны предыдущие.

Артикуляционную гимнастику мы выполняем сидя, так как в таком положении у ребенка прямая спина, тело не напряжено, руки и ноги находятся в спокойном положении.

• При выполнении упражнений ребёнок видит своё и лицо взрослого, который осуществляет показ.

• Начинаем гимнастику с упражнений для губ.

• Необходимо помнить, что часто у ребёнка не получается выполнить то или иное упражнение, если я вижу, что ребёнок старается, пробует – не скуплюсь на похвалу и добрые слова. Подбадривайте ребёнка. Проводим упражнения эмоционально, в игровой форме. Существует множество артикуляционных упражнений и комплексов (картотека).

Итак, артикуляционную гимнастику необходимо проводить перед зеркалом. Можно пользоваться небольшим зеркалом на подставке. В этом случае ребёнок смотрит в зеркало, а воспитатель находится напротив лицом к нему.

Например: • Улыбка.

• Хоботок (Трубочка).

• Заборчик.

• Бублик (Колечко). • Заборчик - Колечко. Улыбка - Трубочка. Чередование положений губ. • Покусывание и почесывание сначала верхней, а потом нижней губы зубами.

•Удерживать губами карандаш (пластмассовую трубочку).• Сильно надувать щеки, изо всех сил удерживая воздух во рту.

•Покусывание, похлопывание и растирание щек. • Сытый хомячок.

Упражнения для языка: • Птенчики. • Лопаточка. • Киска сердится. • Часики (Маятник) • Качели. Змейка • Футбол (Спрячь конфетку). • Почистим зубки. • Лошадка • Вкусное варенье. • Оближем губки. Тренировка мышц глотки и мягкого нё ба: • Позевывать с открытым и закрытым ртом. Позевывать с широким открыванием рта, шумным втягиванием воздуха. • Надувать резиновые игрушки, пускать мыльные пузыри.

Мы используем в работекомплексы артикуляционных упражнений, которые подобраны для решения какой-либо конкретной задачи. Например, есть комплексы упражнений для постановки того или иного звука, комплексы, способствующие улучшению подвижности органов артикуляции, расслабляющие комплексы артикуляционных упражнений. Выбираю комплекс в соответствии с решаемой задачей, например, для воспитанника с тяжелыми нарушениями речи, у которогопроизношение шипящих, свистящих звуков не сформировано.

«Слоник»

• зубы сомкнуты;

• губы округлены и чуть выдвинуты вперед;

• верхние и нижние резцы видны.

«Месим тесто»

• улыбнуться;

• спокойно положить язык на нижнюю губу;

• пошлепать его губами, произносить — «пя-пя-пя-пя-пя»;

• закусить язык зубами и протаскивать его сквозь зубы с усилием.

«Блинчик»

• улыбнуться;

• приоткрыть рот;

• положить широкий передний край языка на нижнюю губу;

• удержать язык в таком положении подсчет 1до 5-10;

• важно следить, чтобы нижняя губа не напрягалась и не натягивалась на нижние зубы.

«Качели»

• улыбнуться;

• открыть рот;

• языком тянуться попеременно то к носу, то к подбородку.

«Футбол»

• рот закрыт;

• кончик языка напряжением поочередно упирается в щёки;

• на щеках образуются твердые шарики — «мячики».

Самый распространённый приём – использование картинок. Для каждого упражнения своя картинка. Она должна быть яркая, цветная, достаточного размера и, конечно, отражать суть упражнения.

Существуют специальные мягкие игрушки, у которых широко открыт рот и есть язычок. Такие игрушки управляются рукой педагога. Также для повышения интереса к деятельности «приобщаю» сказочных персонажей. Это персонажи из любимых ребёнком мультфильмов. Мы вместе с героем выполняемзаданное упражнение, помогаем преодолеть какие-либо трудности и для этого необходимо выполнить упражнение, или же сам герой даёт задание ребёнку и награждает после выполнения. В качестве героев выступают игрушки, нарисованные герои, театральные куклы, анимационные персонажи. Герои приходят на занятия по развитию речи, музыкальные занятия.

Так же,использую приём коротких стихотворений. Дети в дошкольном возрасте очень любят стихи и быстро их запоминают. Например:

«Вкусное варенье» Нашей Маше очень смело, На губу варенье село, Нужно ей язык поднять, Чтобы капельку слизать.

«Киска сердится»

Киска сердится на Машу: Хочет рыбку, а не кашу.

Подбираю подходящие упражнения к изучаемой лексической теме. Например, артикуляционная гимнастика к занятию по лексической теме «Домашние животные».Описание, согласно теме занятия.

Название упражнения:

Телёнок мычит, зовёт маму. «Улыбка» - «Трубочка»

Щенок хвастается зубами. «Заборчик»

Кот лакает молоко. «Вкусное варенье»

Лошадка скачет. «Лошадка»

Разучивание артикуляционных упражнений провожу в индивидуальной форме, например, в утренние и вечерние часы, и подгруппы по 2-3 воспитанника, когда детям известны основные упражнения.

Заключение.

Работу над развитием артикуляционной моторики проводится систематически. В этом случае мы сможемпомочь детям быстрее заговорить.

Необходимо также донести и до родителей важность развития мышц речевого аппарата ребёнка и выполнения артикуляционных упражнений дома. Планируем в летний период распространить мини картотеки артикуляционных гимнастик для занятий дома. В течениеучебного года проводились консультации: индивидуальные и групповые, беседы: «Артикуляционная гимнастика,«Играем дома»,«Зачем нужна артикуляционная гимнастика, «Рекомендации по проведению упражнений артикуляционной гимнастики», «Артикуляционная гимнастика в картинках».

Прикреплённые файлы:

Публикации по теме:

Артикуляционная гимнастика: зачем необходима и как выполнять АРТИКУЛЯЦИОННАЯ ГИМНАСТИКА Артикуляционная гимнастика-это система упражнений для органов речи, является зарядкой для артикуляционных мышц.

Артикуляционная гимнастика для детей 5–6 лет в детском садуАртикуляционная гимнастика для детей 5–6 лет в детском саду Артикуляционная гимнастика является эффективным средством изучения, уточнения и совершенствования основ взаиморасположения и движения органов.

Артикуляционная гимнастика «Осенние мотивы»Артикуляционная гимнастика «Осенние мотивы» Артикуляционная гимнастика «Осенние мотивы» Выполнение артикуляционной гимнастики регулярно помогает, как подготовить артикуляционный аппарат.

Артикуляционная гимнастика в картинкахАртикуляционная гимнастика в картинках Умение правильно, красиво, грамотно говорить имеет большое значение для полноценного развития личности. Успешным человека делает его.

Артикуляционная гимнастика: важно. нужно, интересно!Артикуляционная гимнастика: важно. нужно, интересно! Проработав почти 15 лет учителем-логопедом в детском саду, я заметила, что в последние годы во всех возрастных группах детского сада неукоснительно.

Артикуляционная гимнастика «Зарядка для язычка»Артикуляционная гимнастика «Зарядка для язычка» АРТИКУЛЯЦИОННАЯ ГИМНАСТИКА «ЗАРЯДКА ДЛЯ ЯЗЫЧКА» Артикуляционнаягимнастика - это специалные упражнения,для развития подвижности и ловкости.

Фотоотчет «Артикуляционная гимнастика»Фотоотчет «Артикуляционная гимнастика» Предлагаю небольшой фотоотчет артикуляционной гимнастики с детьми, которую мы провели дистанционно. Сказка про язычок Жил-был язычок (показали.

Фотоотчет о пальчиковых играх и артикуляционная гимнастике «Птицы» во второй младшей группеФотоотчет о пальчиковых играх и артикуляционная гимнастике «Птицы» во второй младшей группе Изучая тему "Птицы" мы с детьми провели ряд артикуляционных гимнастик и пальчиковых игр с учителем -логопедом Кадыковой О. В. Предлагаю вам.

Универсальная артикуляционная гимнастика в стихах Универсальная артикуляционная гимнастика в стихах. Просто распечатай и занимайся с удовольствием. Будет в помощь не только родителям,.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Артикуляционная гимнастика во второй младшей группе
Опубликовано: 18 сентября 2023 в 19:49
+8Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
23 мая. День гендерного воспитания. Передвижка «Гендерное воспитание»

Воспитание дошкольников требует гендерного подхода, но не все родители знают значение этого термина. 

22 мая. День вежливости и этикета. Передвижка «Воспитание вежливости»

Сегодняшний день посвящен важным социальным навыкам — вежливости и умению соблюдать правила этикета. 


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД