Зульфия Притула
Презентация «Агрессивное поведение детей дошкольного возраста»
▼ Скачать + Заказать документы
Агрессивное поведение детей дошкольного возраста.
Предотвращение агрессивного поведения.
Возможные причины агрессивного поведения или агрессивных проявлений :
1. Ребенок попадает в группу детского сада из теплого уютного гнездышка, где он чувствовал себя защищенным и любимым. Мир ребенка расширился, вокруг малыша появилось много новых людей: воспитатели, детки в группе и пр. Модель поведения еще не сложилась, и ребенок чувствует себя беспомощным. Если не помочь на этом этапе ребенку найти место в новом обществе, агрессия может закрепиться на длительный период.
Публикация «Презентация „Агрессивное поведение детей дошкольного возраста“» размещена в разделах
2. К трем годам ребенок осознает собственное Я и отделяет себя от других. И в саду или на игровой площадке сталкивается с внутренним конфликтом: ему приходится мириться с фактом, что он не главный, что необходимо все делить с другими детишками (игрушки, комнату, карандаши и пр.).
Необходимость соблюдать правила детского сада и менять привычки всегда проходит непросто. Некоторые уходят в невротическое состояние (грызут ногти, ковыряют пупочек, начинают мочиться во сне и т. п., другие реагируют истерикой, третьи - пытаются доминировать с помощью агрессивного поведения.
3. Картина мира (и взаимоотношений в нем) перенимается детьми из родительской семьи и из среды обитания (детский сад, игровая площадка). Примером агрессии может стать воспитатель в детском саду, который грубо говорит с детьми, персонажи мультфильмов и компьютерных игр. Моделью агрессивного поведения часто бывают не только открытые действия окружающих, а даже напряженная атмосфера и если родители в ссоре, малыш будет это чувствовать, а следствием станут агрессивные проявления в поведении.
4. Иногда, малышу просто не хватает слов, чтобы рассказать о своих эмоциях и желаниях, иногда просто взрослые не находят времени чтобы обсудить что-то с ребенком - и тогда в ход идут кулаки и крик. А, например, при отсутствии или скудности речи, у ребенка не остается другого способа общения со сверстниками и родителями.
Возможные способы коррекции агрессивного поведения дошкольника :
1. В первую очередь нужно нейтрализовать негативную модель поведения. Например изолировать ребенка от людей/детей проявляющих агрессию. Если же вы видите, что агрессивные проявления ребёнка напоминают персонажей компьютерных игр, необходимо сократить время, проводимое за этим занятием. Но делать это нужно аккуратно. Важно предложить ребё нку замену: больше читайте малышу, играйте в настольные, напольные и ролевые игры.
2. Скорректировать и предъявить правильную модель поведения. Зачастую начинать коррекцию необходимо с поведения родителей, воспитателей. Все члены семьи должны относится друг к другу доброжелательно и ласково. Роль родителя как раз состоит в том, чтобы снять напряженную атмосферу: пошутить, не заострять внимание на обидах, переключать внимание с негативной ситуации на позитивную. И часто, стремясь помочь малышу, родители нормализуют и супружеские отношения. Роль воспитателя – служить образцом поведения и купировать любые агрессивные проявления воспитанников.
3. Использовать «перенос». Понаблюдайте за своим малышом, чтобы точно выявить в каких именно ситуациях у него проявляется агрессия, и дайте инструкции о том, как ему нужно в этих ситуациях себя вести. Очень хорошо для коррекции таких проблем использовать «перенос» : купите игрушку любимого персонажа из мультфильма. Скажите малышу, что это не просто персонаж, что он будет подсказывать нам в сложных ситуациях. И, когда агрессия проявится, обратите его внимание на неприемлемое поведение, и спросите у ребенка, как бы этот персонаж поступил бы в этой ситуации.
Также психологи советуют разыграть конфликтную ситуацию между куклами\персонажами, с помощью мимики и жестикуляции активно выразить своё недоумение и негативное отношение к этой ситуации и подсказать куклам\персонажам решение проблемной ситуации, в итоге разыграть решение конфликта и выразить положительное отношение к этому.
4. Как ранее уже говорилось, агрессивные проявления возможны и в случаях, когда ребенок не может\не умеет выразить свои эмоции и\или есть нарушение речи. Для таких детей надо стать переводчиком их эмоций. Психологи считают, что это снимает напряжение, и малыш потихоньку учится выражать свои эмоции словами
Например: "Я понимаю, как будто внутри просыпается монстрик, и тебе хочется драться и ломать игрушки. Давай подумаем, как можно монстрика усмирить"; или: "Я вижу, ты очень злишься! Давай разберёмся почему".
5. Стоит обратить внимание на любимую игрушку ребенка. Многие детки со скрытой агрессией чувствуют себя настолько незащищенными, что выбирают себе защитника – игрушку: например динозавров или робота которые по сути своей могут быть достаточно агрессивными, но в фантазиях ребенка он так защищает себя. Здесь не обойтись без папы\мамы – нужно заверить малыша, что всегда в любой ситуации родители будут помогать и защищать. Объятия позволяют малышу почувствовать эту защиту.
6. И, как ни банально это звучит, поможет двигательная активность: спорт, танцы, и любая другая возможность побегать и побеситься.
7. Арттерапия. Рисуем свое настроение: "Я вижу, ты злишься. Давай нарисуем скорее твоё настроение. Какое оно коричневое получилось! А как нам его сделать веселым, добавим других цветов. Может синий или зелёный?».
Педагог-психолог Притула З. Р. февраль 2018 г.