Людмила Закарян
Агрессивное поведение дошкольников. Причины, диагностика, коррекция
▼ Скачать + Заказать документы
Проявление агрессивности у дошкольника является следствием разнообразных причин, из которых можно выделить наиболее значимые:
1) сложности в общении ребенка с близкими взрослыми и сверстниками ;
2) низким социальным статусом ребенка в группе;
3) неуспехом в совместной со сверстниками деятельности, в обусловленный как трудностями операционного характера (например, неразвитость игровых умений и навыков, так и изменением мотивационной стороны деятельности (например, преобладание эгоистическим мотивов общения);
Публикация «Агрессивное поведение дошкольников, Причины, диагностика, коррекция» размещена в разделах
- Агрессия, детская агрессивность
- Диагностика
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» сентябрь 2018
4) неудовлетворенностью потребности в признании.
5) дефекты семейного воспитания, обусловленные как психологическими особенностями самих родителей, так и нарушением взаимоотношений между членами семьи; являются одной из главных причин возникновения агрессивного поведения у дошкольника :
постоянное агрессивное поведение родителей, которым подражает ребенок, «заражается» их агрессивностью. Это объясняется тем, что система саморегуляции ребенка строится по типу эмоциональной саморегуляции его родителей
проявление нелюбви к ребенку, формирование у него ощущение беззащитности, опасности и враждебности окружающего мира
унижение, оскорбление ребенка
сцены насилия, демонстрируемые с экранов телевизора, в компьютерных играх
Диагностика и коррекция агрессивного поведения детей дошкольного возраста.
1) беседа с воспитателями;
2) опросник для воспитателей;
3) методика С. Розенцвейга (две серии);
4) наблюдение за поведением ребенка в ходе игры :
5) методика Л. Бендер;
6) анкета для родителей;
7) опросник для родителей;
8) опросник АСВ для родителей "Анализ семейных взаимоотношений детей в возрасте от 3-х до 10-ти лет" (Э. Г. Эйдемиллер).
Диагностические критерии агрессивного поведения дошкольника :
Часто теряют контроль над собой.
Часто спорят, ругаются с детьми и взрослыми.
Намеренно раздражают взрослых, отказываются выполнять просьбы взрослых.
Часто винят других в своем «неправильном» поведении и ошибках.
Завистливы и мнительны.
Часто сердятся и прибегают к дракам.
О ребенке, у которого 6 и более месяцев одновременно устойчиво проявлялись 4 и более критериев, можно говорить, как о ребенке, обладающим агрессивностью как качеством личности. Таких детей можно назвать агрессивными.
Коррекция агрессивного поведения детей дошкольного возраста.
Т. П. Смирнова выделила 6 ключевых направлений, в рамках которых необходимо стоить коррекционную работу.
1. Снижение уровня личностной тревожности.
2. Формирование осознавания собственных эмоций и чувств других людей, развитие эмпатии.
3. Развитие позитивной самооценки.
4. Обучение ребенка отреагированию (выражению) своего гнева приемлемым способом, безопасным для себя и окружающих, а также отреагированию негативной ситуации в целом.
5. Обучение ребенка техникам и способам управления собственным гневом. Развитие контроля над деструктивными эмоциями.
6. Обучение ребенка конструктивным поведенческим реакциям
Рекомендуемая литература:
Истратова О. Н. Разработка психокоррекционной программы для работы с агрессивными детьми.
Истратова О. Н., Непомнящий А. В. Формирование навыков общения как способ предупреждения агрессивного поведения у дошкольников.
Рожков О. Коррекция агрессивного поведения детей от 5 до 14 лет.
Ю. В. Царева. Коррекция поведенческих нарушений у детей.
Крюкова С. В. Удивляюсь, злюсь, боюсь, хвастаюсь и радуюсь.
Романова А. А. Направленная игротерапия агрессивности у детей.
Хулаева О. Лесенка радости.
Лютова Е. К., Монина Г. Б. Психокоррекционная работа с гиперактивными, агрессивными, тревожными и аутичными детьми.
Панфилова М. А. Игротерапия общения.
Фопель К. Как научить детей сотрудничать?
Используемая литература:
Истратова О. Н. Диагностика и коррекциия агрессивного поведения у детей дошкольного возраста.
Рожков О. Коррекция агрессивного поведения детей от 5 до 14 лет.