Алена Дучко
Превращения волшебного квадрата
Таинственный мир превращенья бумаги,
Здесь все чародеи, волшебники, маги,
Творят они сказки своими руками,
И мир тот волшебный зовут Оригами.
Оригами (яп. «сложенная бумага») – древнее искусство изготовления различных фигурок путем складывания прямоугольного листа бумаги с минимальным использованием ножниц и клея. Это искусство своими корнями уходит к древнему Китаю, где была открыта бумага. Это забавная игра- развлечение. Но помимо веселого времяпровождения этот процесс складывания бумаги способствует развитию воображения, логического и пространственного мышления, концентрации внимания и, конечно же, мелкой моторики.
Публикация «Превращения волшебного квадрата» размещена в разделах
Конечно, с малышами сделать произведение искусства сложно, но лучше начинать как можно раньше. Чтобы ребенок освоил процесс изготовления поделок из бумаги, понадобится время и чуточка терпения. Лучше всего приступать к занятиям с 4-5 лет.
Любое творческое занятие с детьми играет очень важную роль в их развитии. Складывание бумажных моделей оригами – отличный способ не только развить мелкую моторику и пространственное мышление у ребёнка, но и привить им художественный вкус и аккуратность.
Не перечислить всех достоинств оригами в развитии ребенка. Доступность бумаги как материала, простота её обработки привлекают детей. Они овладевают различными приёмами и способами действия с бумагой, такими как сгибание, многократное складывание, надрезание, склеивание.
• Складывание из бумаги развивает у детей способность работать руками под контролем сознания, у них совершенствуется мелкая моторика рук, точные движения пальцев, происходит развитие глазомера.
• Способствует концентрации внимания, так как заставляет сосредоточиться на процессе изготовления, чтобы получить желаемый результат.
• Имеет огромное значение в развитии конструктивного мышления детей, их творческого воображения, художественного вкуса.
• Стимулирует и развитие памяти, так как ребёнок, чтобы сделать поделку должен запомнить последовательность её изготовления, приёмы и способы складывания.
• Знакомит детей с основными геометрическими понятиями (угол, сторона, треугольник, квадрат и т. д., одновременно происходит и обогащение словаря специальными терминами.
• Активизирует мыслительные процессы. В процессе конструирования у ребенка возникает необходимость соотнесения наглядных символов (показ приёмов складывания) со словесными (объяснения приёмов складывания) и перевод их значения в практическую деятельность (самостоятельное выполнение действий).
• Совершенствует трудовые умения ребёнка, формирует культуру труда.
• Способствует созданию игровых ситуаций. Сложив из бумаги животных дети включаются в игру-драматизацию по знакомой сказке, становятся сказочными героями, совершают путешествие в мир цветов и т. д.
И это ещё не все достоинства, которые заключает в себе волшебное искусство оригами. Систематические занятия с детьми оригами – гарантия его всестороннего развития и успешной подготовки к школьному обучению
Как и в любом другом виде творчества, с миром оригами нужно знакомиться постепенно. Начинать стоит с простых моделей, которые складываются всего за несколько движений и не требуют определённых навыков.
Чтобы сделать процесс складывания интересным и понятным детям, мы «оживили» квадратный лист бумаги. У нашего квадрата есть лицо, руки и ноги. Любая работа начинается с того, что Квадрат ровно и правильно «становится» перед нами, т. е. дети кладут перед собой квадрат так, чтобы у него «руки», «ноги», «голова» были в правильном положении.
Дети постепенно знакомятся с такими терминами, как вершина, сторона, линия сгиба, центр квадрата и др. Если приложить один угол квадрата к противоположному углу (объяснение сопровождается показом, сгиб прогладить «утюжком-пальчиком», то наш квадрат превратится в треугольник. А потом мы развернем наш квадрат, получится «дорожка» с интересным названием «линия сгиба». А если сделать тоже самое с другими двумя углами, то, развернув квадрат, мы увидим четыре треугольника. Покажите детям эти четыре треугольника, обведите их пальчиком по получившимся «дорожкам». Затем, предложите им самим свернуть и развернуть квадрат, повторить ваши действия.
Для работы мы используем готовые цветные квадраты из тонированной бумаги разного размера, а если необходимо клей, ножницы, фломастеры или цветные карандаши. Постепенно дети учатся читать несложные схемы изготовления фигурок.
Общие правила при обучении технике Оригами
1. Заготовки для поделок дошкольникам должен готовить взрослый.
2. Заготовка должна иметь точно квадратную форму.
3. Бумага для оригами должна быть тонкой, упругой, хорошо сгибающейся, цветной.
4. Показ изготовления должен производиться на столе (в индивидуальной работе) или на доске (на общем занятии). Во втором случае заготовка для показа должна быть в два раза больше, чем у детей.
5. При показе не должно быть лишних поворотов и переворотов изделия.
6. Обучение складыванию каждой поделки должно быть поэтапным: показ одного приема — выполнение детьми, показ второго — выполнение детьми.
7. Линии сгибов изделия должны тщательно проглаживаться.
8. Совмещение углов и сторон в процессе складывания листа должно быть точным.
9. После того, как игрушка будет полностью готова, необходимо повторить приемы складывания. В итоге ребенок должен уметь самостоятельно изготовить поделку от начала до конца.
Вот что у нас уже получается
Список используемой литературы:
«Оригами и развитие ребенка» Тарабарина Т. И;
«Уроки ручного труда» Козлина А. В